Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5566/2022 от 28.10.2022

Административное дело № 2а-5566/2022

УИД: 47RS0005-01-2021-007903-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    22 декабря 2022 года    <адрес>

Выборгский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Грачевой Ю. С.,

при секретаре Гусевой Т.О.,

с участием представителя административного истца ФИО6, представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Призывной комиссии <адрес> и <адрес>, Военному комиссариату <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения призывной комиссии от Дата о признании лицом, не прошедшим военную службу, об обязании восстановить право на зачисление в запас Вооруженных Сил РФ, как лица, не подлежащего призыву по достижению предельного возврата,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в Выборгский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к призывной комиссии МО "<адрес>" <адрес> о признании незаконным решения призывной комиссии от Дата о признании лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, об обязании восстановить право на зачисление в запас Вооруженных Сил РФ, как лица, не подлежащего призыву по достижению предельного возврата.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Дата призывной комиссией МО "<адрес>" <адрес> было вынесено решение о зачислении в запас на основании абз. 8 п. 1 статьи 52 Федерального закона от Дата №-Ф3 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а именно как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Считает, что указанное решение призывной комиссии нарушает права истца, так как, на основании п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности призывника самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат для призыва. Истцу, в связи с обучением, предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до октября 2020 г. В октябре 2020 г. истец прибыл в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий. В ходе медицинского освидетельствования истец, на основании п. 20 "Положения о военно-врачебной экспертизе", утв. Постановлением Правительства РФ от Дата N 565, был направлен на дополнительное обследование в ГБУЗ JIO "Выборгская МБ".

Пройдя обследование, истец своевременно предоставил результаты в военный комиссариат, где в отношении него было вынесено заключение об определении категории годности "В" - ограниченно годен к военной службе, на основании которого решением призывной комиссии МО "<адрес>" <адрес> он был освобожден от призыва на военную службу. Указанное решение подлежало утверждению призывной комиссией <адрес>, однако, в ходе контрольного медицинского освидетельствования оно было отменено, а взамен принято решение о призыве на военную службу.

С решением о его призыве на военную службу истец был не согласен, руководствуясь п. 7 ст. 28 Федерального закона от Дата №-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" он обжаловал данное решение в Выборгский городской суд <адрес> (административное дело №а-1381/2021), в связи с чем, исполнение оспариваемого решения призывной комиссии было приостановлено.

Определением Выборгского городского суда <адрес> от Дата производство по делу было прекращено в связи с отменой решения призывной комиссии <адрес> как нереализованного, и кроме того, на момент вынесения определения о прекращении производства по делу, истцу уже исполнилось 27 лет (а именно Дата) и призыву на военную службу он не подлежал в силу закона.

В связи с тем, что истец от призыва на военную службу не уклонялся, к административной или уголовной ответственности за нарушения правил воинского учета не привлекался, все обязательства, возложенные на него ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" исполнял, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.

Вследствие вышеуказанного, оспариваемое решение призывной комиссии подлежит признанию незаконным.

Административный истец просит суд признать незаконным решение призывной комиссии МО "<адрес>" <адрес> от Дата о признании лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований;

обязать призывную комиссию МО "<адрес>" <адрес> восстановить права путем вынесения призывной комиссией решения о зачислении в запас Вооруженных Сил РФ по основаниям абз. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона от Дата №-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», как лица, не подлежавшего призыву по достижению возраста 27 лет.

В ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Военный комиссариат <адрес> и <адрес>, в качестве заинтересованных лиц: призывная комиссия <адрес>, ФКУ "Военный комиссариат <адрес>".

Административный истец ФИО2, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении дела не представил.

Представитель административного истца ФИО6 заявленные требования поддержал.

Представитель административных ответчиков и заинтересованных лиц ФИО4 возражал против удовлетворения иска.

Суд, руководствуясь положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст. 59, 60, 61 Кодекса административного судопроизводства РФ в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.

На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Абзацем 8 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.

Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с Дата, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Таким образом, юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельством является факт того, являлся ли административный истец лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва (статья 23 Федерального закона N 53-ФЗ) либо отсрочки (статья 24 Федерального закона N 53-ФЗ) после Дата. При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.

Для применения положений части 1.1. статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установление факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для непрохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 названного Федерального закона.

Как следует из материалов дела, ФИО2 Дата года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> и <адрес> с Дата.

В момент постановки на учет в военном комиссариате <адрес> и <адрес> ФИО2 проходил обучение в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Призеденте РФ.

Приказом № от Дата ФИО2 выдан документ о высшем юридическом образовании по специальности «Таможенное дело».

Истцу, в связи с обучением, предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до Дата.

Дата истец прибыл в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий. В ходе медицинского освидетельствования истец, на основании п. 20 "Положения о военно-врачебной экспертизе", утв. Постановлением Правительства РФ от Дата N 565, был направлен на дополнительное обследование в ГБУЗ JIO "Выборгская МБ" на основании направления № от Дата.

Пройдя обследование, истец предоставил результаты в военный комиссариат, где Дата в отношении него было вынесено заключение об определении категории годности "В" - ограниченно годен к военной службе, на основании которого решением призывной комиссии МО "<адрес>" <адрес> он был освобожден от призыва на военную службу.

Дата в ходе контрольного медицинского освидетельствования решение от Дата было отменено, а взамен принято решение о призыве на военную службу.

С решением о его призыве на военную службу истец был не согласен, руководствуясь п. 7 ст. 28 Федерального закона от Дата №-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" он обжаловал данное решение в Выборгский городской суд <адрес> (административное дело №а-1381/2021).

В ходе судебного разбирательства представителем административного истца было подано ходатайство о прекращении производства по административному делу на основании ч. 2 ст. 194 КАС РФ в связи с тем, что оспариваемое решение уже отменено, а также в связи с достижением административным истцом 27-летнего возраста данный вопрос более не может нарушать его права и охраняемые законом интересы.

Определением Выборгского городского суда <адрес> от Дата производство по делу было прекращено в связи с отменой решения призывной комиссии <адрес> как нереализованного.

Дата призывной комиссией МО "<адрес>" <адрес> было вынесено решение о зачислении в запас ФИО2 на основании абз. 8 п. 1 статьи 52 Федерального закона от Дата №-Ф3 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а именно как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от Дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, поскольку решением призывной комиссии от Дата о призыве ФИО2 на военную службу приостанавливалось в связи рассмотрением административного дела №а-1381/2021, ФИО2 в призывной период (с Дата по Дата) не мог быть призван и не призывался на военную службу, а Дата достиг возраста, исключающего последующий призыв на военную службу.

Доводы ответчика о возможности реализовать истцом обязанности о призыве на военную службу до достижения возраста 27 лет противоречат положениям ст. 28 п.7 и п.4 ст. 29 указанного закона.

Кроме того, следует учесть, административный иск об оспаривании решения призывной комиссии от Дата предъявлен в суд в установленные сроки Дата.

Также следует обратить внимание на основание, по которым административный истец оспаривал решение призывной комиссии от Дата, а именно административный истец имеет заболевание «Аномалия прикуса с нарушением жевательной функции». По данному заболеванию ФИО2 наблюдается в поликлинике по месту жительства, кроме того, в осеннем призыве 2020 года он направлялся военным комиссариатом <адрес> и <адрес> в ГБУЗ ЛО «Выборгская межрайонная больница» для прохождения обследования, где по результатам проведенного обследования было подтверждено наличие у него вышеуказанного заболевания.

Данное заболевание подпадает под п. б ст. 56 расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от Дата №), в связи с чем, он подлежит признанию ограниченно годным к военной службе и освобождению от призыва на военную службу на основании пп. а п. 1 ст. 23 ФЗ «О ВОиВС».

Разрешая спор, суд принимает во внимание хронологию событий, из чего следует, что до Дата ФИО2 предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу, Дата истец прибыл в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий, но был направлен на дополнительное обследование в ГБУЗ JIO "Выборгская МБ" на основании направления № от Дата, Дата в отношении него было вынесено заключение об определении категории годности "В" - ограниченно годен к военной службе, на основании которого решением призывной комиссии МО "<адрес>" <адрес> он был освобожден от призыва на военную службу, Дата в ходе контрольного медицинского освидетельствования решение от Дата было отменено, а взамен принято решение о призыве на военную службу, которое обжаловалось в судебном порядке до Дата. При этом, с Дата достиг возраста, исключающего последующий призыв на военную службу.

Доводы административных ответчиков о том, что административный истец уклонялся от получения повесток не нашел подтверждения в ходе рассмотрения дела, что также подтверждается материалами личного дела призывника.

При таких обстоятельствах, суд полагает правомерным удовлетворить заявленные требования в части признания незаконным решение призывной комиссии <адрес> и <адрес> от Дата о признании ФИО2 лицом не прошедшим военную службу и обязания призывной комиссии <адрес> и <адрес> повторно рассмотреть вопрос о зачислении ФИО2 в запас Вооруженных сил РФ по основаниям абз.7 п.1 ст. 52 Федерального закона от Дата №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» как лица, не подлежащего призыву по достижению 27 лет, поскольку суд не вправе подменять органы, в чью компетенцию входит вынесение данных решений.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░, ░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.7 ░.1 ░░. 52 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ №53-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

    ░░░░░:    ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.12.2022

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5566/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кудайкин Евгений Игоревич
Ответчики
Военный комиссариат города Выборг и Выборгского района Ленинградской области
Призывная комиссия г. Выборга и Выборгского района Ленинградской области
Другие
ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области"
Волков Александр Александрович
призывная комиссия Ленинградской области
Суд
Выборгский городской суд Ленинградской области
Судья
Грачева Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
vyborgsky--lo.sudrf.ru
28.10.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.10.2022Передача материалов судье
28.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2022Подготовка дела (собеседование)
28.11.2022Рассмотрение дела начато с начала
28.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее