Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-477/2023 ~ М-444/2023 от 30.06.2023

УИД:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ишим      27 сентября 2023 года

Ишимский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Калинина А.А.,

при секретаре Васильевой Т.А., с участием ст. помощника Ишимского межрайонного прокурора Комлевой А.Д., представителя административного ответчика Администрации Десятовского сельского поселения- Главы Целикова Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-477/2023 по иску Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Десятовского сельского поселения об обязании обустройства кладбища,

УСТАНОВИЛ:

Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (в порядке статьи 45 ГПК РФ) с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлено, что на территории Десятовского сельского поселения имеется кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, при обустройстве которого допущены следующие нарушения действующего законодательства: отсутствуют стенд с планом кладбища, территория кладбища не разделена на функциональные зоны, специальная контейнерная площадка не имеет подъездного пути. В связи с чем, Ишимский межрайонный прокурор просит суд возложить обязанность на Администрацию Десятовского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области разместить на территории кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, стенд с планом кладбища; разделить территорию кладбища на функциональные зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; обустроить подъездной путь к специальной контейнерной площадке.

Определением Ишимского районного суда Тюменской области от 20.07.2023 произведен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (л.д. 34-35).

Определением Ишимского районного суда Тюменской области от 27.09.2023 принят отказ от административных исковых требований Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Десятовского сельского поселения в части обязания установления стенда с планом кладбища и обустройства подъездного пути к специальной контейнерной площадке, в связи с добровольным исполнением административным ответчиком требований прокурора в указанной части, производство по административному делу в указанной части прекращено (л.д. 29-33, 58-59).

В судебном заседании представитель административного истца - ст. помощник Ишимского межрайонного прокурора Комлева А.Д. заявленные административные исковые требования в остальной части поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика – Глава Администрации Десятовского сельского поселения Целиков Н.И. в судебном заседании требования признал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области при надлежащем извещении (л.д. 56) в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие указанного лица.

Заслушав ст.помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, учитывая позицию представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, аналогичные полномочия предоставлены прокурору ст. 45 ГПК РФ.

Согласно п. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории сельского поселения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Федеральным законом от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений вопросы по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, предусмотренные п. 18, 22 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, могут быть закреплены за сельскими поселениями.В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу частей 1, 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п. 53 СанПиН 2.1.3684-21 при устройстве кладбища предусматривается разделение территории кладбища, на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений.

В соответствии с п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо    от видов

мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В судебном заседании установлено, и стороной административного ответчика не оспорено, что в ходе проверки Ишимским межрайонным прокурором исполнения требований федерального законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Десятовского сельского поселения имеется кладбище, расположенное по адресу: <адрес>.

На территории указанного кладбища были допущены следующие нарушения действующего законодательства: отсутствует стенд с планом кладбища, территория кладбища не разделена на функциональные зоны, специальная контейнерная площадка не имеет подъездного пути.

Как следует из материалов дела, согласно письму Главы Десятовского сельского поселения Целикова Н.И. от 22.06.2023, на территории кладбища Десятовского сельского поселения Ишимского муниципального района не имеется разделения на функциональные зоны, отсутствует стенд с планом кладбища, имеется специальная площадка с контейнерами (фото прилагаются) (л.д. 7-11).

Постановлением Администрации Десятовского сельского поселения от 16.10.2017 № 12 (в действующей редакции) утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ и правил содержания мест погребения на территории Десятовского сельского поселения, по которому кладбища находятся в введении администрации сельского поселения, содержание мест погребения осуществляется администрацией сельского поселения (п.п. 1.4-1.5 Порядка); территории муниципальных кладбищ должны подразделяться на функциональные зоны (п. 2.1.1 Порядка); администрация сельского поселения обязана обеспечить обустройство контейнерных площадок для сбора мусора, уборку и вывоз мусора, установить стенд с планом кладбища (п. п. 4.2, 5.1 Порядка) (л.д. 19-23).

Администрация Десятовского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, юридическим лицом (л.д. 41-42, 50-53), Главой Десятовского сельского поселения избран Целиков Н.И. (л.д. 28).

При этом в нарушение требований абз. 3 ч. 1 ст. 2, ст. 8, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 1, п. 1 ст. 8, ст. 8.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1, 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 53, 65 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 9.6, 10.18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2022 Администрацией Десятовского сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по обустройству места погребения, территория кладбища не разделена на функциональные зоны.

Таким образом, бездействие Администрации Десятовского сельского поселения, являющегося исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, в указанной части создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также нарушает права граждан на благополучную окружающую среду.

Организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, находится в компетенции органов местного самоуправления поселений муниципальных районов.

Таким образом, требования административного истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

    В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем, государственная пошлина взысканию с Администрации Десятовского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░              ░.░.░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-477/2023 ~ М-444/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ишимский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Десятовского сельского поселения
Другие
Администрация Ишимского муниципального района Тюменской области
Суд
Ишимский районный суд Тюменской области
Судья
Калинин Андрей Анатольевич
Дело на сайте суда
ishimsky--tum.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2023Передача материалов судье
05.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2023Подготовка дела (собеседование)
20.07.2023[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
04.08.2023Подготовка дела (собеседование)
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023Дело оформлено
18.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее