Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-212/2024 (2а-1194/2023;) ~ М-1253/2023 от 10.11.2023

Дело № 2а-212/2024

УИД № 59RS29-01-2023-001805-29

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2024 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,

при секретаре Копытовой О.Г.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Нытвенского района Бурлакова О.В.,

представителя административного ответчика – Турбаковой Т.И., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица АО «РЖД» Яковлева А.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании по административному иску Прокурора Нытвенского района, действующего в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» в лице Администрации Нытвенского городского округа Пермского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести автомобильные дороги улиц ст.Чайковская в соответствие с требованиями законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Муниципальному образованию «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице администрации Нытвенского городского округа, с учетом уточнения исковых требований (л.д.126-128) просит:

- признать незаконным бездействие администрации Нытвенского городского округа, выразившееся в не приведение участков дороги по ул.Луговая от дома № 9 в направлении дома № 54, по ул. Комсомольская, от дома № 23 в направлении дома № 79, а также вблизи проезжей части улицы Болотная от дома № 13 в направлении дома № 56 ст. Чайковская, Нытвенского городского округа, Пермского края в соответствие с требованиями с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а также в не приведении участков дороги по ул. Луговая от дома № 24 в направлении дома № 41, ст. Чайковская, Нытвенского городского округа в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в не приведение автомобильных дорог по ул. Луговая от дома № 9 в направлении дома № 54, ст. Чайковская, Нытвенского городского округа, Пермского края в соответствие с п. 7.1., 7.2 «ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 № 1120-ст).

- возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность организовать стационарное уличное освещение на участке дороги по ул. Луговая от дома № 9 в направлении дома № 54, ст. Чайковская, Нытвенского городского округа, Пермского края в соответствие с требованиями с п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 31.12.2026.

- возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность организовать стационарное уличное освещение на участке дороги по ул. Комсомольская, от дома № 23 в направлении дома № 79, ст. Чайковская, Нытвенского городского округа, Пермского края в соответствие с требованиями с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 31.12.2026.

- возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность привести в нормативное состояние участок дороги по ул. Луговая от дома № 24 в направлении дома № 41 ст. Чайковская, Нытвенского городского округа, Пермского края в соответствие с требованиями с п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно на автомобильной дороге по ул. Луговая, ст. Чайковская устранить вблизи дома № 40 просадку дорожного покрытия глубиной не менее 8 см, длиной 130 см; вблизи дома № 37 просадку глубиной не менее 10 см, шириной 150 см; вблизи дома № 41 просадку дорожного покрытия длиной не менее 5 см; вблизи дома № 31 просадку глубиной 9 см, длиной 120 см; вблизи дома № 25 просадку глубиной не менее 12 см шириной 210 см; вблизи дома № 24 просадку глубиной не менее 8,5 см шириной не менее 65 см в срок до 31.12.2026.

- возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность привести автомобильные дороги по ул. Луговая от дома № 9 в направлении дома № 54, ст. Чайковская, Нытвенского городского округа, Пермского края в соответствие с п. 7.1, 7.2 «ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 № 1120-ст) в части обустройства водоотведения в срок до 31.12.2026.

- возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность организовать стационарное уличное освещение на участке дороги по улице Болотная от дома № 13 в направлении дома № 56, ст. Чайковская, Нытвенского городского округа, Пермского края в соответствие с требованиями с п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 31.12.2026.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по обращению ФИО проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что согласно Перечню автомобильных дорог, являющимся приложением к распоряжению от 01.11.2022 №485, автомобильные дороги п/ст Чайковская, ул. Луговая, ул. Комсомольская, ул. Болотная переданы из казны муниципального образования «Нытвенский городской округ» МБУ «Благоустройство» в безвозмездное пользование.

В рамках проводимой проверки прокуратурой района, совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России о Нытвенскому городскому округу 21.09.2023 совершен выезд на автомобильную дорогу, указанную в обращении.

Установлено, что на автомобильной дороге по ул. Луговая вблизи дома №40 имеется просадка дорожного покрытия глубиной не менее 8 см, длиной 130 см; вблизи дома №37 имеется просадка глубиной не менее 10см, шириной 150 см; вблизи дома №41 имеется просадка дорожного покрытия длиной не менее 5 см; вблизи дома №31 имеется просадка глубиной 9 см, длиной 120 см; вблизи дома №25 имеется просадка глубиной не менее 12 см шириной 210 см; вблизи дома №24 имеется просадка глубиной не менее 8,5 см шириной не менее 65 см, что свидетельствует о нарушении положений п. 5.2. ГОСТ Р 50597-2017. На автомобильной дороге по ул. Луговая от дома №9 в направление дома №54 на всем протяжении улицы отсутствуют водоотводные канавы, что свидетельствует о нарушении положений п. 7.59 «Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*». На автомобильной дороге по ул.Луговая от дома №9 в направлении дома №54 отсутствует уличное освещение, что свидетельствует о нарушении положений п.4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст. Кроме того, установлено, что на автомобильной дороге по ул. Комсомольская, от дома №23 в направлении дома №79, а также вблизи проезжей части улицы Болотная от дома №13 в направлении дома №56 отсутствует уличное освещение, что свидетельствует о нарушении положений п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.

Выявленные нарушения стали возможными по причине ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами администрации Нытвенского городского округа, ответственными за содержание автомобильных дорог, в связи с чем 28.09.2023 в адрес главы администрации Нытвенского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения.

Согласно ответу администрации округа на представление в весенне-летний период 2024 года запланированы ремонтные работы по автомобильной дороге улицы Луговая ст. Чайковская, а именно проведение обследования автомобильной дороги с составлением дефектной ведомости и локального сметного расчета. После определения стоимости выполнения работ главному распорядителю бюджетных денежных средств - Управлению ЖКХ, благоустройства и транспорта будет направлена информация для формирования бюджета и включения вышеуказанных участков дорог в муниципальную программу в план ремонта на 2025-2027 годы. В данный момент в бюджете Нытвенского городского округа отсутствуют денежные средства на проведение ремонта.Устройство уличного освещения по улицам Луговая, Комсомольская, Болотная ст. Чайковская возможно произвести в 2026 году в рамках программы «Благоустройство сельских территорий».

Учитывая, что в настоящее время стоимость, необходимый объем работ и источники финансирования по ремонту автомобильной дороги улицы Луговая, ст. Чайковская администрацией Нытвенского городского округа не определены, административный истец полагает целесообразным установить срок для добровольного устранения нарушений 31.12.2026. Срок для добровольного устранения нарушений по обустройству стационарного электрического освещения улиц Луговая, Болотная и Комсомольская ст. Чайковская - до 31.12.2026.

Таким образом, администрацией Нытвенского городского округа не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обустройству вышеуказанного участка автомобильной дороги, что в свою очередь, отрицательно сказывается на правах гражданах, использующих автомобильные дороги, а также на обеспечении безопасности дорожного движения. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав граждан.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Нытвенского района Бурлаков О.В. исковые требования поддержал по доводам искового заявления, пояснил, что факт бездействия администрации Нытвенского городского округа нашел свое подтверждение, т.к. ими не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факты выполнения обязанности по диагностике, паспортизации автомобильных дорог указанных в исковом заявлении. До настоящего момента не принято достаточно организационно-правовых мероприятий, направленных на устранения имеющихся нарушений. Учитывая, что в настоящий момент существует угроза безопасности дорожного движения, просит установить срок исходя из доводов искового заявления.

Представитель административного ответчика Турбакова Т.И. с исковыми требованиями не согласна в части срока исполнения и в части признания незаконным бездействия администрации в не приведении участков дорог в нормативное состояние. Пояснила, что автодороги по улице Луговая, по ул.Болотная ст. Чайковская в гравийном исполнении, автодорога по ул. Комсомольская в гравийном и грунтовом исполнении, на них имеются проект организации дорожного движения и технические паспорта. За период с 01.01.2023 по настоящее время поступило одно обращение в МБУ«БЛАГОУСТРОЙСТВО», от ФИО о благоустройстве проезжей части по улице Луговая, ей был предоставлен ответ, что проведение ремонтных работ по ул. Луговая на ст.Чайковская не запланировано и вопрос проведения ремонта будет рассмотрен при формировании бюджета Нытвенского городского округа на плановый период 2025-2027 годы. Содержание автомобильных дорог на ст.Чайковская осуществляется на основании гражданско-правового договора на содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружении на них в пределах территории Чайковского территориального отдела в рамках муниципальной программы Нытвенского городского округа "Развитие дорожной инфраструктуры Нытвенского городского округа" на 2022-2023гг. В рамках текущего содержания проводятся работы в летний период времени по восстановлению поперечного профиля без добавления материала и профилированию дорог, в зимний период времени - профилирование снежного покрова на проезжей части. Во исполнение мер по устранению допущенных нарушений, МБУ «БЛАГОУСТРОЙСТВО» в весенне-летний период 2024 года запланированы ремонтные работы по автомобильной дороге улицы Луговая ст. Чайковская, а именно произведёт обследование вышеуказанной автомобильной дороги с составлением дефектной ведомости и локального сметного расчета. После определения стоимости выполнения работ главному распорядителю бюджетных денежных средств - «Управлению ЖКХ, благоустройства и транспорта» будет направлена информация для формирования бюджета и включения вышеуказанных участков дорог в муниципальную программу и в план ремонта на 2025-2027 годы. В данный момент нет возможности произвести ремонт дорог, ввиду отсутствия в бюджете Нытвенского городского округа денежных средств на проведение этих мероприятий. Устройство освещения по улицам Луговая, Болотная, Комсомольская на ст. Чайковская возможно произвести в конце 2026 года в рамках программы «Благоустройство сельских территорий». В связи с большим объёмом заявленных требований просит увеличить сроки исполнения требований до 31.12.2027. Представлены письменные возражения по иску.

Представитель заинтересованного лица МБУ «Благоустройство» Чичев Т.Г. в судебное заседание не явился, просит провести судебное заседание в его отсутствие. В судебных заседаниях 11.12.2023, 01.02.2024 поддерживал доводы административного ответчика, пояснял, что по 1 пункту иска бездействия нет, по 5 пункту не мог пояснить есть техническая возможность или нет. Опоры и линии электропередач соприкасаются, менять охранную зону действующих электропередач будет затруднительно, необходимо выяснить наличие других сетей, нужно учитывать техническую возможность, схемы газовых коммуникаций.

Представитель заинтересованного лица АО «РЖД» ФИО считает иск законным и обоснованным, пояснил, что земельный участок на праве аренды у АО «РЖД» на ст. Чайковская имеется, но улицы в границах данного участка не находятся, и не препятствуют административному ответчику выполнять свои обязанности. На ст.Чайковская по спорным улицам проходит линия электропередач, которая принадлежит на праве собственности АО «РЖД», но при этом собственник АО «РЖД» не согласовывал вопрос с администрацией и МБУ «Благоустройство» о возможности организовать электрическое освещение с использованием линии электропередач. Работы по строительству, ремонту, реконструкции, содержанию линейных сооружений, в частности, автомобиьных дорог в полосе отвода железной дороги не запрещены, но выполняются с учетом ограничений. С использованием опор АО «РЖД» не согласны, т.к. с их помощью осуществляется электроснабжение населения. Представлены письменные пояснения по иску.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно положениям данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6).

В силу ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В силу п.п.2,6 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного значения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Элементами обустройства автомобильных дорог понимаются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальнуюмассу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункты 5, 6 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

В соответствии со ст. 17 вышеуказанного Федерального закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Как следует из п.п. 4.6.1.13, 4.6.1.16 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.

"ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п. 5.2.4 указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 указанного ГОСТа. Предельные размеры отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов) не должны превышать по длине 15 см, глубиной 5 см, площадью равной или более 0,06 м2.

В силу п. 7.1., 7.2 «ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. № 1120-ст) состояние покрытия проезжей части дороги должно обеспечивать с нее водоотвод.

В соответствии с п. 7.59 «СП 34.13330.2021 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утвержденные приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5‰ и в исключительных случаях - не менее 3‰.

Вероятность превышения расчетных паводков при сооружении водоотводных канав и кюветов принимают для дорог категорий IV и V - 4%, а при возведении водоотводных сооружений с поверхности мостов и дорог - для дорог категорий IV и V - 3%.

Подпунктом "а" пункта 13.2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.

Из материалов дела следует, что на основании обращения ФИО к прокурору Нытвенского района в ходе выездного мероприятия, по факту отсутствия освещения на ул. Луговая, Болотная, Комсомольская ст.Чайковская и по факту того, что дорога по ул.Луговая разбита и длительное время не проводился ремонт дорожного покрытия, прокуратурой Нытвенского района в отношении администрации Нытвенского городского округа проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, дорожной деятельности, что подтверждается справкой от 28.09.2023 (л.д.12, 57-62).

21.09.2023 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому городскому округу составлены акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог на ст.Чайковская (л.д.29-46), из которых следует, что на проезжей части ул. Луговая, которая находится в грунтовом исполнении, имеются следующие недостатки: вблизи дома № 40 имеется просадка дорожного покрытия глубиной не менее 8 см, длиной 130 см; вблизи дома № 37 имеется просадка глубиной не менее 10 см, шириной 150 см; вблизи дома №41 имеется просадка дорожного покрытия длиной не менее 5 см; вблизи дома № 31 имеется просадка глубиной 9 см, длиной 120 см; вблизи дома № 25 имеется просадка глубиной не менее 12 см шириной 210 см; вблизи дома № 24 имеется просадка глубиной не менее 8,5 см шириной не менее 65 см, чем было установлено событие п. 5.2. ГОСТ Р 50597-2017. От дома №9 в направление дома №54 на всем протяжении улицы отсутствуют водоотводные канавы, чем установлено событие СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" п.7.59. От дома № 9 в направлении дома № 54 отсутствует уличное освещение п. 4.6.1 «ГОСТ Р 52766-2007.

На автомобильной дороге по ул. Комсомольская, от дома № 23 в направлении дома № 79, а также вблизи проезжей части улицы Болотная от дома № 13 в направлении дома № 56 отсутствует уличное освещение, чем установлено событие п. 4.6.1 «ГОСТ Р 52766-2007.

Указанные нарушения подтверждаются фотографиями.

По требованию прокуратуры Нытвенского района от 04.09.2023 из администрации Нытвенского городского округа предоставлена информация и документы (л.д.16-19)

28.09.2023 по факту выявленных нарушений прокуратурой Нытвенского района главе администрации Нытвенского городского округа внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д.21-28).

03.11.2023 дан ответ на представление, из которого следует, что вынесенное представление законно и обоснованно, МБУ "Благоустройство" в весенне-летний период 2024 года запланированы ремонтные работы по автомобильной дороге улицы Луговая ст. Чайковская, а именно проведение обследования автомобильной дороги с составлением дефектной ведомости и локального сметного расчета. После определения стоимости выполнения работ главному распорядителю бюджетных денежных средств - Управлению ЖКХ, благоустройства и транспорта будет направлена информация для формирования бюджета и включения вышеуказанных участков дорог в муниципальную программу в план ремонта на 2025-2027 годы. В данный момент в бюджете Нытвенского городского округа отсутствуют денежные средства на проведение ремонта. Устройство освещения по улицам Луговая, Комсомольская, Болотная ст. Чайковская возможно произвести в 2026 году в рамках программы «Благоустройство сельских территорий» (л.д.47-49).

На основании распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Нытвенского городского округа от 01.11.2022 №485 МБУ «Благоустройство» с 01.12.2022 переданы в безвозмездное пользование дороги общего пользования местного значения Нытвенского городского округа, согласно перечню автомобильных дорог, в том числе переданы дороги по ул. Луговая, ул. Комсомольская, ул. Болотная ст.Чайковская. Указанные дороги отнесены к V технической категории (л.д.13-15).

Согласно ответу АО "Газпром газораспределение Пермь" от 16.02.2024 (л.д.148) на ст.Чайковская ведутся работы по строительству линейного объекта "Газопровод высокого и низкого давлений по ст.Чайковская, ул.Железнодорожная, ул.Комсомольская, ул.Болотная, ул.Заречная, ул.Трактовая". В настоящее время объект не сдан, исполнительно-техническая документация подрядчиком не предоставлена, в связи с чем схему расположения сетей газоснабжения относительно жилых домов и линий электропередач предоставить не могут.

Представителями административного ответчика и заинтересованных лиц в обосновании возражений представлены: письмо администрации Нытвенского городского округа в адрес Свердловской дирекции по энергообеспечению от 04.04.2023 о согласовании прохождения линии уличного освещения на их опорах (л.д.63-74), письма МБУ "Благоустройство" от 12.01.2024 в адрес Пермского филиала ПАО "Ростелеком", Нытвенского управления АО "Газпром Газораспределение Пермь" о наличии на вышеуказанных улицах сетей (л.д.113-116), в адрес филиала "Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог" ОАО "РЖД", филиала "Свердловской железной дороги ОАО "РЖД", производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала "Пермэнерго" ПАО "Россети Урал" о наличии опор и линий электропередач (л.д.117-123), ответ Центральных электрических сетей филиала "Пермэнерго" ПАО "Россети Урал" от 25.01.2024 (л.д.124-125); ответ Свердловской дирекции по энергообеспечению филиала ОАО "РЖД" от 27.02.2024 о том, что на вышеуказанных улицах имеются электрические сети Пермской дистанции электроснабжения. Правилами устройства электроустановок не предусмотрена возможность монтажа осветительного оборудования на воздушных линиях электропередачи с уровнем напряжения выше 1 кВ переменного тока. Учитывая стесненные условия, монтаж осветительных приборов наружного освещения на существующих опорах воздушных линий электропередачи существенно затруднит обслуживание электрических сетей. Рекомендовано выполнить строительство линии электропередачи наружного освещения по отдельно стоящим опорам, либо выполнить прокладку кабельных линий подземным способом; договор аренды земельного участка от 17.03.2017, заключенный между ТУ Федерального агентства по управлению имуществом в Пермском крае и ОАО "РЖД", на участок из земель населенных пунктов: Пермский край, Нытвенский район, полоса отвода ж/дороги, проходящей по населенным пунктам, в том числе ст.Чайковская, со схемой расположения указанного земельного участка.

Также в материалах дела имеются копии технических паспортов на автомобильные дороги ул.Луговая, ул.Болотная, ул.Комсомольская ст.Чайковская (л.д.75-87) копии проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги ул.Луговая, ул.Болотная, ул.Комсомольская (л.д.88-103).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на участках автомобильных дорог по ул. Луговая, ул. Комсомольская, ул. Болотная ст. Чайковская отсутствует стационарное уличное освещение, кроме того на участках автомобильной дороги по ул. Луговая ст. Чайковская имеются недостатки дорожного покрытия проезжей части в виде просадок дорожного покрытия, отсутствуют водоотводные канавы.

Представитель администрации Нытвенского городского округа и МКУ «Благоустройство» не отрицали тот факт, что указанные в иске участки дорог находятся в ненадлежащем состоянии, требуют ремонта и обустройства водоотводных канав, а также отсутствие стационарного уличного освещения.

Указанные нарушения непосредственно влияют на безопасность движения, нарушают права граждан на пользование дорогами. Данный факт ответчиком не опровергнут надлежащими и достоверными доказательствами, в том числе и на момент рассмотрения настоящего иска судом.

Указанные недостатки содержания автомобильных дорог противоречат требованиям действующего законодательства, что влечет нарушение прав граждан на пользование автомобильными дорогами, соответствующими по своему состоянию установленным требованиям законодательства. Кроме того, ненормативное состояние дороги не обеспечивает безопасности дорожного движения.

Из материалов дела следует, что обращение по имеющимся нарушениям было в МБУ "Благоустройство" 19.07.2022 (как указано в ответе на представление (л.д.47), 31.08.2023 повторно к прокурору поступило обращение от ФИО, однако, никаких мер для устранения нарушений ответчиком принято не было. Учитывая тот факт, что никакие меры по приведению указанных участков автомобильных дорог в соответствии с требованиями, предусмотренными ГОСТ, СП администрацией Нытвенского городского округа не предпринимались ни до внесения прокурором представления, ни после внесения представления, суд оценивает указанное как бездействие со стороны административного ответчика. Доказательств обратного суду не представлено.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что прокурором доказано нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения иска прокурора о признании незаконным бездействие администрации Нытвенского городского округа, и возложении обязанности привести автомобильные дороги на ст. Чайковская в соответствии с требованиями ГОСТ, СП.

Суд, учитывая принцип исполнимости решения, характер заявленных требований, требования разумности, требования бюджетного законодательства, а также принимая во внимание доводы административного ответчика о сроках исполнения заявленных прокурором требований, устанавливает срок исполнения решения суда в части организации стационарного уличного освещения до 31.12.2026, в части приведения участков дорог в нормативное состояние, а также в части обустройства водоотведения до 31.12.2027.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 9 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 54, ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ № 23 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 79, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 13 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 56 ░░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4.6.1.1. ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 24 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 41, ░░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.2.4 «░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░», ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 9 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 54, ░░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 7.1, 7.2 «░░░░ 33180-2014 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ 11.08.2015 № 1120-░░).

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2026 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 9 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 54, ░░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░    ░░░░░░,    ░░░░░░░░░    ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ № 23 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 79, ░░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░    ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 13 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 56, ░░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░    ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 4.6.1.1. ░░░░ ░ 52766-2007. «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░». ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2027 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 24 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 41 ░░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.2.4 «░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № 40 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 8 ░░, ░░░░░░ 130 ░░; ░░░░░░ ░░░░ № 37 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░, ░░░░░░░ 150 ░░; ░░░░░░ ░░░░ № 41 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 5 ░░; ░░░░░░ ░░░░ № 31 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 9 ░░, ░░░░░░ 120 ░░; ░░░░░░ ░░░░ № 25 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 12 ░░ ░░░░░░░ 210 ░░; ░░░░░░ ░░░░ № 24 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 8,5 ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 65 ░░;

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2027 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 9 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 54, ░░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 7.1., 7.2 «░░░░ 33180-2014 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ 11.08.2015 № 1120-░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-212/2024 (2а-1194/2023;) ~ М-1253/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нытвенского района Пермского края
Ответчики
Муниципальное образование "Нытвенский городской округ Пермского края" в лице администрации Нытвенского городского округа
Другие
ОАО "Российские железные дороги"
МБУ "Благоустройство"
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Пищикова Л.А.
Дело на сайте суда
nytva--perm.sudrf.ru
10.11.2023Регистрация административного искового заявления
13.11.2023Передача материалов судье
13.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.12.2023Предварительное судебное заседание
01.02.2024Предварительное судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее