РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Пинемасовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-260/2022 по административному исковому заявлению Зинатуллиной Айсылу Муртазовны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании постановления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Зинатуллина А.М. обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит восстановить ей срок на обжалование постановления главы администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена.
Признать незаконным отказ в предварительном согласовании земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, вынесенный постановлением главы муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предварительно согласовать предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена за Зинатуллиной А.М. на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, площадью 607 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец с 1995 года пользуется земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, площадью 607 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № Зинатуллиной А.М. предоставлен в собственность земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации муниципального района Ставропольский Самарской области административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена. Административный истец считает данный отказ незаконным и недействительным, противоречащий действующему законодательству и нарушающим ее права.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области.
В судебное заседание административный истец и ее представитель не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явилась, представила возражения относительно заявленных требований, согласно которым в удовлетворении административных исковых требований просит отказать.
Представители заинтересованных лиц СНТ «Росток», администрации с.п. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит административные исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что административный истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку о нарушении прав Зинатуллиной А.М. стало известно после вынесения постановления за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, мотивированное тем, что проводимые мероприятия по уточнению площади земельного участка повлекли увеличение срока подготовки документов, а также в силу преклонного возраста, соблюдение сроков для подачи соответствующего иска Зинатуллиной А.М. стало затруднительным. Пропуск срока также был обусловлен действующими ограничениями в регионе и стране в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией.
Как следует из представленного в суд почтового уведомления, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, административным истцом получено ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском истец обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств уважительности причин пропуска обращения в суд с требованиями об оспаривании постановления администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ суду административным истцом не представлено. Зинатуллина А.М. не лишена была обратиться в суд за защитой нарушенного права с соблюдением сроков, установленных действующим законодательством, деятельность судов в указанный выше период приостановлена не была, режим ограничительных мер, введенный в связи с угрозой распространения короновирусной инфекции, носил временный характер, и не лишал истца возможности подать исковое заявление, в том числе путем электронного обращения, почтовой корреспонденцией.
При указанных обстоятельствах оснований для восстановления значительно пропущенного срока суд не находит.
В силу п.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Процедура, регламентирующая порядок рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков установлена статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ без проведения торгов предоставление земельного участка осуществляется в случае принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, если земельный участок предстоит образовать.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Как следует из административного искового заявления, ДД.ММ.ГГГГ Зинатуллина А.М. обратилась в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес> предоставив схему расположения земельного участка.
Постановлением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
Основаниями принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории являются п.п. 1 п.8 ст.39.15, п.п. 3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 ЗК РФ (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами). Проект межевания территории СНТ «Росток» отсутствует.
В соответствии с правилом ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9. ЗК РФ).
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается, в частности, территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка (пп. 1, 13, 14 названной статьи).
Требования к содержанию межевого плана содержатся в ст. 22 Закона N 218-ФЗ, а также в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 8 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для садоводства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведены в пункте 16 указанной статьи. К ним относятся: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Данный перечень является исчерпывающим.
Отсутствие проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества либо проекта организации и застройки территории в данном перечне для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не содержится.
В силу пункта 9 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории. При этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется.
Вместе с тем, согласно пункту 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в границах СНТ «Росток».
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества в числе прочего относятся: одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества; распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
По смыслу указанных норм в их взаимной связи, образование в границах территории садоводства земельного участка с землями, находящимися в государственной собственности, возможно при наличии решения общего собрания членов соответствующего товарищества. Такое решение Зинатуллина А.М. при обращении в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области, не представила.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявления Зинатуллиной А.М. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатной у администрации муниципального района Ставропольский Самарской области не имелось.
Кроме того, из представленных в суд документов усматривается, что испрашиваемый административным истцом земельный участок ранее был предоставлен ей на основании распоряжения администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Зинатуллиной А.М. в собственность бесплатно земельного участка, площадью 607 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Сведений об отмене указанного распоряжения материалы дела не содержат.
Административный истец является членом СНТ «Росток», использует земельный участок по вышеуказанному адресу, присвоенному распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, оснований для повторного предоставления земельного участка административному истцу, ранее предоставленного ей в собственность, у администрации муниципального района Ставропольский Самарской области не имелось.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку в соответствии со ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. В рассматриваемом случае совокупность указанных условий отсутствует.
Таким образом, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░