Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-78/2024 ~ М-34/2024 от 29.01.2024

Дело № 3а-78/2024 29 марта 2024 года

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Роговой И.В.,

при секретаре Быковой Т.А.,

с участием прокурора Лепиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вектор» о признании недействующим приложения № 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 07 декабря 2023 г. № 74-т/16 «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 ноября 2022 г. № 90-т/42»,

установил:

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.11.2022 № 90-т/42 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на теплоноситель, поставляемый ООО «Вектор» потребителям, расположенным на территории Няндомского муниципального округа Архангельской области, получающим теплоноситель от модульного теплового пункта, находящегося в мкр. Каргополь-2 в г. Няндоме» утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на теплоноситель, поставляемый ООО «Вектор» потребителям, расположенным на территории Няндомского муниципального округа Архангельской области, получающим теплоноситель от модульного теплового пункта, находящегося в мкр. Каргополь-2 в г. Няндоме.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 07.12.2023 № 74-т/16 (далее – постановление № 74-т/16) в постановление от 18.11.2022 № 90-т/42 внесены изменения, приложение № 2 изложено в новой редакции, с 01.01.2024 установлен тариф на теплоноситель в размере 94,43 руб., с 01.07.2024 – 104,27 руб.

Постановление № 74-т/16 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 14.12.2023.

ООО «Вектор» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим приложение № 2 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 07.12.2023 № 74-т/16 в части установления тарифов на теплоноситель, поставляемый ООО «Вектор» потребителям, расположенным на территории Няндомского муниципального округа Архангельской области на период с 01.01.2024 по 30.06.2024 в размере 94,43 руб., с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 104,27 руб. В обоснование заявленных требований приведены следующие обстоятельства.

10.10.2022 между ООО «Вектор» (арендатор) и АО «АрхОблЭнерго» (арендодатель) заключен договор аренды объекта теплоснабжения № 411-05/22, согласно условиям которого арендатору передан во временное владение и пользование модульный тепловой пункт контейнерного типа в целях осуществления деятельности по производству тепловой энергии и иных видов деятельности в сфере теплоснабжения. Размер арендной платы за пользование имуществом составил 42 061 руб. 90 коп. (в том числе НДС 20%). При корректировке тарифов на теплоноситель на 2024 г. из необходимой валовой выручки исключены расходы на арендную плату в размере 420,62 тыс. руб., что противоречит пунктам 44, 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», подпункту «л» пункта 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075.

В судебном заседании представитель административного истца Кобыленко Е.Ю. требования поддержала.

Представитель агентства по тарифам и ценам Архангельской области Фомин А.А. с административным исковым заявлением не согласился, просил в его удовлетворении отказать.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования в сфере теплоснабжения) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания №760-э).

Полномочиями на установление тарифов в сфере теплоснабжения наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким исполнительным органом государственной власти в Архангельской области является агентство по тарифам и ценам Архангельской области (подпункт 4 пункта 9 Постановления Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп «Об утверждении Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области»).

Постановлением агентства от 18.11.2022 № 90-т/42 на период 2023-2025 г. установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на теплоноситель, поставляемый ООО «Вектор» потребителям, расположенным на территории Няндомского муниципального округа Архангельской области, получающим теплоноситель от модульного теплового пункта, находящегося в мкр. Каргополь-2 в г. Няндоме.

При установлении тарифов на указанный период применен метод индексации установленных тарифов.

28.04.2023 ООО «Вектор» обратилось с заявлением о корректировке установленных на 2024 г. тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии. Дело о корректировке открыто на основании распоряжения агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22.05.2023 № 188-т/о по инициативе агентства в связи с непредоставлением обществом необходимых документов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075.

Корректировка долгосрочных тарифов на 2024 г. произведена оспариваемым постановлением в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования №1075, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 г. и на плановый период 2025 г. и 2026 г., опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития России 22.09.2023.

Постановление № 74-т/16 о корректировке установленных на 2024 г. тарифов на теплоноситель для ООО «Вектор» принято уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликовано, и по этим основаниям не оспаривается.

В административном исковом заявлении ООО «Вектор» ссылается на необоснованное исключение из состава необходимой валовой выручки расходов на арендную плату в размере 420,62 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, конкретизированные в подпунктах «а» - «к» указанного пункта.

Согласно пункту 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую выручку на каждый i-год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании НВВ регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включается арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи.

Арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере (пункт 45 Основ ценообразования).

Согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

В материалы дела представлен договор № 411-05/22 от 10.10.2022, заключенный между АО «АрхоблЭнерго» и ООО «Вектор», согласно условиям которого последнему в аренду передан модульный тепловой пункт контейнерного типа, расположенный по адресу: Архангельская область, Няндомский район, мкр. Каргополь-2. Размер арендной платы установлен в сумме 42 061 руб. 90 коп. в месяц, в том числе НДС 20%.

В соответствии с пунктами 10, 11 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении»:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) производство теплоносителя;

д) передача тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключение к системе теплоснабжения;

з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

Приказом ФСТ № 91 от 12.04.2013 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Согласно представленным ООО «Вектор» документам (документам бухгалтерского учета, учетной политики для целей бухгалтерского учета) организация не ведет раздельный учет по виду деятельности производство, передача и сбыт теплоносителя, а расходы по аренде модульного теплового пункта контейнерного типа учитываются организацией в целом, без разделения на тепловую энергию и теплоноситель.

Из экспертного заключения агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 06.12.2023 о корректировке установленных тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ООО «Вектор», поставляемую потребителям, расположенным на территории Няндомского муниципального округа Архангельской области, получающим тепловую энергию от котельной, находящейся в д. 1 Б по ул. Гагарина в мкр. Каргополь-2 в г. Няндома (постановление от 07.12.2023 № 74-т/15) следует, что расходы на арендную плату по договору аренды модульного теплового пункта были учтены в тарифе на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии при корректировке на 2024 г. в экономически обоснованном размере 294,14 тыс. руб. (л. 8 экспертного заключения п. 1.2).

Указанные расходы были учтены и при установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ООО «Вектор», поставляемую потребителям, расположенным на территории Няндомского муниципального округа Архангельской области, получающим тепловую энергию от котельной, находящейся в д. 1 Б по ул. Гагарина в мкр. Каргополь-2 в г. Няндома на 2022-2025 гг.

Таким образом, расходы, понесенные в связи с арендой модульного теплового пункта, компенсированы административному истцу в рамках установленного на 2024 г. тарифа на тепловую энергию на коллекторах в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, а двойной учет одних и тех же расходов при установлении разных тарифов (на тепловую энергию на коллекторах и теплоноситель) не может быть осуществлен, так как это приводит к установлению экономически необоснованного тарифа.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, оспариваемые положения постановления не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы истца.

Требование о возложении на регулирующий орган обязанности установить экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Вектор», с включением в состав НВВ расходов на арендную плату модульного теплового пункта контейнерного типа в размере 420,62 тыс. руб. удовлетворению не подлежит, поскольку нормативно-правовое регулирование относится к исключительной компетенции уполномоченных органов и не может разрешаться в судебном порядке, за исключением оснований, предусмотренных частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части. По настоящему административному делу предусмотренных названным законоположением оснований для возложения судом на орган государственной власти обязанности осуществить нормативное правовое регулирование не имеется.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО «Вектор» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2023 ░. № 74-░/16 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ № 2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2022 ░. № 90-░/42» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ http://www.pravo.gov.ru ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                   ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 10.04.2024.

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-78/2024 ~ М-34/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
общество с ограниченной ответственностью "Вектор"
Прокурор Архангельской области
Ответчики
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Рогова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud--arh.sudrf.ru
29.01.2024Регистрация административного искового заявления
29.01.2024Передача материалов судье
30.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2024Предварительное судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее