УИД 57RS0023-01-2023-004560-86
Дело № 2а-3970/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2023 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Сергиенко Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Сырцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Орла к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России, судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального Управления федеральной службы судебных приставов Уваровой А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора
установил:
администрация г. Орла обратилась в суд с административным иском к специализированному отделению судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального Управления федеральной службы судебных приставов об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Орла от 11.10.2022 на администрацию г. Орла возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование МКУ «ОМЗ г. Орла» для выполнения работ по обустройству улично-дорожной сети по пер. Шпагатному г. Орла.
26.06.2023 возбуждено исполнительное производство №***-ИП и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
18.08.2023 судебным приставом - исполнителем принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Ссылаясь на отсутствие виновного бездействия по неисполнению указанного решения суда, административный истец просил суд освободить администрацию г. Орла от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного - пристава исполнителя от 18.08.2023 в размере 50 000 рублей.
Определением судьи на стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального Управления федеральной службы судебных приставов Уварова А.А.
В ходе рассмотрения дела специализированное отделение судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального Управления федеральной службы судебных приставов исключено из числа административных ответчиков, в качестве административного ответчика привлечено Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, в представленном в суд ходатайстве просила рассмотреть административный иск в отсутствии представителя административного истца, а также указала, что исковые требования поддерживает полностью, по основаниям указанным в иске.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального Управления федеральной службы судебных приставов Уварова А.А., административный ответчик Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России, заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичная норма предусмотрена в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», где установлено, что постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Положениями ч. 1-3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу 12.01.2023 решением Советского районного суда г. Орла от 11.10.2022 удовлетворено административное исковое заявление прокуратуры Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла, Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла, МКУ «ОМЗ города Орла» о понуждении к совершению действий. На администрацию г. Орла и Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование МКУ «ОМЗ г. Орла» для выполнения работ по обустройству улично-дорожной сети по пер. Шпагатному г. Орла.
На основании исполнительного листа серии ФС №*** выданного Советским районным судом г. Орла судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России 26.06.2023 возбуждено исполнительное производство №***-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления, разъяснены последствия неисполнения
Копия указанного постановления администрацией г. Орла получена 03.07.2023.
Поскольку в указанный срок решение исполнено не было, 18.08.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации г. Орла исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Обращаясь в суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительного сбора, администрация г. Орла указывала, что ею были приняты все меры для надлежащего исполнения решения суда.
Судом установлено, что в соответствии с решением Орловского городского Совета народных депутатов № 34/0520-ГС от 20.12.2022 «О бюджете города Орла на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла на содержание улично-дорожной сети города Орла выделены денежные средства в размере 728 297,43 тыс. рублей.
Администрация г. Орла реализует муниципальную программу «Комплексное развитие улично-дорожной сети г. Орла на 2022-2026 годы», утвержденную постановлением № 5461 от 21.12.2021, а финансирование программы осуществляется из средств Дорожного фонда Орловской области, на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету города Орла на ремонт автомобильных дорог.
Перечень объектов программы формируется (исходя из финансирования) с учетом интенсивности движения транспортных средств, прохождением маршрутов пассажирского и транзитного транспорта.
В адрес МБУ «Спецавтобаза» направлено поручение от 11.07.2023 об организации работ по пер. Шпагатному в рамках реализации муниципальной программы в соответствии с выделенным финансированием по мероприятию № 1 (содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них).
26.07.2023 МКУ «ОМЗ г. Орла» в адрес главного распорядителя бюджетных средств - УСДХиБ направлены локальные сметные расчеты по капитального ремонту пер. Шпагатный в г. Орле для рассмотрения вопроса о включении данной улицы в программу комплексного развития УСД на 2023 год с выделением целевого финансирования во исполнение решения суда.
Обращаясь в суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительного сбора, администрация г. Орла указывала, что ею были приняты все меры для надлежащего исполнения решения суда и в неисполнении решения суда не имеется ее виновных действий.
Проверяя позицию истца, судом установлено, что администрацией направлены локальные сметные расчеты по капитального ремонту пер. Шпагатный в г. Орле для рассмотрения вопроса о включении данной улицы в программу комплексного развития УСД на 2023 год с выделением целевого финансирования.
Вместе с тем, в подтверждении рассмотрения указанных локальных сметных расчетов, перечислении денежных средств во исполнение решения суда должником в материалы дела не представлено ни одного доказательства.
Доказательств того, что администрацией совершались иные действия не представлено. Как и не представлено доказательств того, что глава администрации г. Орла обращался в Орловский городской совет об изменении расходной части бюджета и ему было отказано.
Приведенные истцом обстоятельства, равно как и имеющиеся доказательства не свидетельствуют о принятии администрацией г. Орла разумных и достаточных мер по исполнению решения суда об обеспечении финансирования МКУ «ОМЗ г. Орла» для выполнения работ по обустройству улично-дорожной сети по пер. Шпагатному г. Орла. Сведений о том, что администрацией г. Орла предпринимались реальные меры к исполнению решения суда до взыскания исполнительского сбора не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив приведенные доказательства и действия должника по исполнению решения суда, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку администрация г. Орла должна была проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от нее при исполнении вступившего в законную силу решения суда и должник должен был принять все меры для надлежащего исполнения решения суда, чего сделано не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.10.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░