Дело № 2а-599/2023
УИД 59RS0011-01-2023-000166-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2023 года г. Березники
Березниковский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Корякина М.В.,
при секретаре судебного заседания Дурбажевой А.И.,
с участием прокурора С.,
представителя административного истца Б., действующего на основании доверенности,
административного ответчика К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по ..... к административному ответчику К. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к К. об установлении административного надзора на срок, необходимый для погашения судимости по преступлению, предусмотренному ч. 2 ст. 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, с исчислением указанного срока со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, со следующими административными ограничениями: обязательной явкой в отдел внутренних дел по месту жительства до четырёх раз в месяц; запретом на выезд за пределы избранного места жительства или пребывания без уведомления органов внутренних дел; запретом пребывания вне избранного места жительства в период с 22:00 до 06:00; запретом посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них. В обоснование административного иска указано, что К. осужден ..... Индустриальным районным судом ..... по ст. 264.1 УК РФ (2 преступления) в соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ к наказанию в виде 10 месяцев лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 3 года.
..... Индустриальным районным судом ..... по ч. 2 ст.314.1 УК РФ - (с учетом апелляционного постановления .....вого суда от .....) в соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ (с учетом приговора Индустриального районного суда ..... от .....) к 1 году лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 3 года, освобожден ..... по отбытии срока наказания в виде лишения свободы.
..... Добрянским районным судом ..... по ст. 264.1 УК РФ на основании ст. 70 УК РФ (с учетом приговора Индустриального районного суда ..... от .....) к 5 месяцам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 3 года; освобожден ..... по отбытии срока наказания в виде лишения свободы, срок неотбытого дополнительного наказания составляет 2 года 6 месяцев 27 дней;
..... К. осужден Верещагинским районным судом ..... за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст.264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, с учетом ст. 70 УК РФ к наказанию в виде 1 года лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года.
Административный ответчик имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления небольшой совершившее в период нахождения под административным надзором, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания в связи с чем, просит установить К. административный надзор до погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и установить административные ограничения.
Представитель административного истца ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по ..... в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал.
Административный ответчик в судебном заседании пояснил, что с административным исковым заявлением не согласен, поскольку с административными ограничениями ему не трудоустроиться, а также он не сможет посещать мероприятия с участием его ребенка.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от ..... N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее по тексту Федеральный закон от ..... N64-ФЗ) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона от ..... N 64-ФЗ).
Положениями статьи 6 Федерального закона от ..... N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ..... N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы ..... (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п. "в" ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается: в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Статьей 4 Закона предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы ....., выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как следует из материалов дела, К. осужден ..... Индустриальным районным судом ..... по ч. 2 ст.314.1 УК РФ - (с учетом апелляционного постановления .....вого суда от .....) в соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ (с учетом приговора Индустриального районного суда ..... от .....) к 1 году лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 3 года, освобожден ..... по отбытии срока наказания в виде лишения свободы.
..... Добрянским районным судом ..... по ст. 264.1 УК РФ на основании ст. 70 УК РФ (с учетом приговора Индустриального районного суда ..... от .....) к 5 месяцам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 3 года; освобожден ..... по отбытии срока наказания в виде лишения свободы, срок неотбытого дополнительного наказания составляет 2 года 6 месяцев 27 дней;
..... К. осужден Верещагинским районным судом ..... за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст.264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, с учетом ст. 70 УК РФ к наказанию в виде 1 года лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года.
Согласно представленным в материалы дела характеристике и справке о поощрениях и взысканиях, К. отбывает наказание в ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по ..... с ...... За время отбывания наказания в учреждении зарекомендовал себя следующим образом: отбывает наказание в обычных условиях содержания. Поощрений не имеет, допускает нарушения. Мероприятия культурно-массового характера посещает. Правила внутреннего распорядка знает, не всегда соблюдает. Правила личной гигиены и санитарии соблюдает, внешний вид опрятный, спальное место содержит в соответствии с требованиями правил внутреннего распорядка. В среде осужденных стремится соответствовать окружающему большинству и наиболее сильным личностям, авторитетом не пользуется, конфликты не создает. Поведение не устойчивое, тенденция к исправлению не постоянна. К беседам воспитательного характера относится удовлетворительно. В обращении к сотрудникам учреждения вежлив, соблюдает рамки приличия. Законные требования сотрудников администрации выполняет только под контролем администрации ИУ. На профилактическом учете в учреждении состоит как «Склонный к совершению суицида и членовредительству». К общественно полезному труду по благоустройству учреждения отрицательного отношения не проявляет. Социальные связи поддерживает. Имеет три взыскания, поощрений не имеет.
Осужденный К. подлежит освобождению из мест лишения свободы ......
Согласно абз 3 п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ..... N 15 (ред. от .....) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенных К. преступлений, обстоятельства их совершения, поведение осужденного за весь период отбывания наказания, и данные характеризующие его личность, суд полагает разумным срок, на который ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по ..... просит установить административный надзор в отношении К., который не выходит за рамки срока погашения судимости.
Рассматривая вопрос о видах административных ограничений, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец просит возложить на К. обязанность являться до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. С учетом данных о личности осужденного, суд считает необходимым и достаточным обязать административного ответчика 2 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Учитывая, что К. имеет намерение после освобождения из мест лишения свободы проживать по фактическому месту жительства по адресу: ....., Октябрьская ул., 32, ему следует установить административное ограничение в виде запрета выезда за пределы территории ....., без разрешения органов внутренних дел.
Установление К. запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 23-00 до 06-00 часов целесообразно и направлено для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений в ночное время, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Оснований для установления административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях, суд не усматривает, материалами дела необходимость установления данного ограничения также не подтверждается.
При этом также необходимо отметить, что в силу части 2 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы внутренних дел в дальнейшем могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о дополнении ранее установленных К. административных ограничений.
Установленные в отношении К. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как не соответствующие ст.55 Конституции РФ, международным договорам о правах человека, поскольку они установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.
Доводы К. о том, что с установленными административными ограничениями сложно трудоустроиться, суд находит несостоятельными, поскольку возможность установления в отношении К. данных административных ограничений предусмотрена законом и в силу абзаца 3 пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ..... N15 направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. При этом в соответствии с положениями части 3 статьи 12 Федерального закона орган внутренних дел может дать разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами. В частности, такое разрешение может быть дано в связи с необходимостью решения вопросов при трудоустройстве (пункт 6).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░ ░░-38 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ..... ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░., ..... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ 3 (░░░) ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ..... ░░ ....., ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ..... ░░ ....., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ .....;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░;
-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 23-00 ░░ 06-00 ░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░ ░., ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ..... N 64-░░ "░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░", ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 19.24 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 314.1 ░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ .....░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░