Дело № 2а-1894/2024
УИД: 59RS0004-01-2024-001320-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2024 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.
при секретаре Черепановой Е.А.,
с участием представителя административных ответчиков Ивановой А.А., действующей на основании доверенности и служебного удостоверения,
представителя заинтересованного лица Территориального управления Министерства труда и социального развития Пермского края Голошвили Л.И, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собакина ФИО11 к прокуратуре города Перми, прокурору города Перми Шмырину Е.П., Прокуратуре Пермского края о признании действий незаконными, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, просит признать незаконными действия по направлению жалобы Собакина ФИО12, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО15 Александровны, для рассмотрения Министру социального развития Пермского края, оформленные письмом № 20570045-р-145-24/75-20570045 от 22.01.2024 года, возложить обязанность рассмотреть жалобу по существу.
В обоснование заявленных требований указал, что 15.01.2024 года им была подана жалоба в прокуратуру г. Перми о нарушении прав его несовершеннолетней дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. действиями Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми (далее также Управление), внесении руководителю Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми представления об устранении нарушений прав и законных интересов несовершеннолетней, привлечении сотрудников к ответственности. Письмом от 22.01.2024 года № 20570045-р-145-24/75-20570045 истцу сообщено о перенаправлении поданной жалобы для рассмотрения Министру социального развития Пермского края. Полагает, что действия прокурора города Перми Шмырина Е.П. по перенаправлению жалобы являются незаконными, поскольку жалоба направлена в орган, законность действий которого обжалуется, что недопустимо, полагает, что рассмотрение жалобы и вопросов, которые в ней были изложены, входит в компетенцию прокурора города Перми.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 20.03.2024 года в порядке ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Пермского края.
Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании заявленные требования не признал, дал суду пояснения аналогично доводам письменных возражений (л.д. 73-75).
Представитель заинтересованного лица ТУ Министерства труда и социального развития Пермского края по г. Перми в судебном заседании требования не поддержала, по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 22-25).
Определением (в протокольной форме) от 10.04.2024 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство труда и социального развития Пермского края, законный представитель несовершеннолетней ФИО16 Дементьева И.В. (л.д. 115).
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, представителей не направили, представителем Министерства труда и социального развития Пермского края представлен письменный отзыв (л.д. 118-119).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В судебном заседании установлено, что Собакин А.А. обратился к прокурору города Перми Шмырину Е.П. с жалобой, в которой просил провести проверку действий (бездействий) сотрудников Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми по фактам, изложенным в жалобе; внести руководителю Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми представление об устранении нарушений прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ, а именно: направить Дементьевой И.В. и ООО «СК «Аллада» требование о расторжении заключенных с нарушением действующего законодательства (без предварительного согласия органа опеки и попечительства)договоров аренды № 1А и № 2А от 26.07.2022 года в отношении имущества несовершеннолетнего, а также о соблюдении в дальнейшем при распоряжении имуществом несовершеннолетнего норм действующего законодательства, в слуае неисполнения Дементьевой И.В. и ООО «СК «Аллада» требования принять иные предусмотренные законом меры прокурорского реагирования, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, в том числе обратиться в суд в интересах несовершеннолетней ФИО18. с заявлением о расторжении договоров аренды, заключенных с нарушением требований действующего законодательства; в случае выявления в действиях сотрудников Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми признаков правонарушений, привлечь их к ответственности (л.д. 6-8).
22.01.2024 года прокуратурой г. Перми обращение Собакина А.А. по вопросам сдачи законным представителем ребенка ФИО19 имущества в аренду в отсутствие разрешения органа опеки и попечительства, обращения в суд с требованием о расторжении договора аренды, несогласия с отказом начальника ТУ Министерства социального развития пермского края по г. Перми в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на заключение договоров аренды нежилых помещений несовершеннолетней ФИО20 и по иным вопросам направлено для рассмотрения министру социального развития Пермского края (л.д. 9-10).
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.4 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Предметом надзора в соответствии со статьей 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45.
Частью 1 статьи 12 Закона о прокуратуре и пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 года № 45, установлено, что письменное обращение граждан, должностных и иных лиц рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с п. 3.1 «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45, обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
В соответствии с п. 3.7 «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45, запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
По смыслу приведенных выше нормативных положений гражданин имеет право на рассмотрение компетентным государственным органом, должностными лицами его обращения, а также право на получение ответа от указанных органов и лиц по существу поставленных в обращении вопросов.
Как установлено в судебном заседании обращение Собакина А.А., в прокуратуру г. Перми зарегистрировано, в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с требованиями «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45, обращение Собакина А.А. о проведении проверки действий (бездействий) сотрудников и руководителя Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми по фактам, изложенным в жалобе, направлено для рассмотрения в соответствии с компетенцией Министру социального развития Пермского края, исходя из существа поставленных в обращении вопросов.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Пермского края" утверждено соответствующее Положение.
В силу п. 1.1 Положения Министерство труда и социального развития Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами губернатора Пермского края и Правительства Пермского края сфере деятельности.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и учреждения, в отношении которых осуществляет функции и полномочия учредителя (отраслевого органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края (далее - подведомственные организации) (п. 1.5 Положения).
Согласно п. 3.2 Положения Министерство наряду с выполнением перечисленных функций осуществляет функции, в том числе, контроля за деятельностью территориальных органов Министерства, подведомственных организаций.
В связи с тем, что Собакиным А.А. подана жалоба на действия (бездействия) сотрудников и руководителя Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми (в настоящее время ТУ Министерства труда и социального развития Пермского края по г. Перми), контроль за деятельностью которых осуществляет Министерство труда и социального развития пермского края, прокуратурой города Перми жалоба Собакина А.А. для проверки изложенных в ней доводов, была правомерно перенаправлена Министру социального развития Пермского края.
Кроме того, как следует из материалов дела, Министерством труда и социального развития Пермского края по результатам обращения Собакина А.А. подготовлен и направлен в адрес заявителя ответ от 26.02.2024 года № 33-05-63-763 по существу поставленных в обращении вопросов (л.д. 11-112).
Вопреки доводам административного истца какие-либо действия (бездействия) должностных лиц Министерства труда и социального развития Пермского края не оспаривались, обращение в органы прокуратуры было первичным, в связи с чем оснований для рассмотрения обращения Собакина А.А. прокуратурой города Перми не имелось, обращение направлено для рассмотрения по существу уполномоченному должностному лицу.
Учитывая изложенное доводы Собакина А.А. о перенаправлении его обращения на рассмотрение тому должностному лицу, чьи действия он обжалует, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем признаются судом не состоятельными.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при рассмотрении обращения Собакина А.А. со стороны должностных лиц прокуратуры города Перми не допущено нарушение прав и законных интересов административного истца, нарушений пункта 3.7 «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45, ст. Статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» судом не установлено.
Таким образом, доводы Собакина А.А., положенные в основу заявленных требований, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, в связи с чем, суд признает их не обоснованными, а заявленные требования не подлежащим удовлетворению.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Собакина А.А. о признании незаконными действий по направлению жалобы Собакина Александра Алексеевича, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО14, для рассмотрения Министру социального развития Пермского края, оформленных письмом № 20570045-р-145-24/75-20570045 от 22.01.2024 года, возложении обязанности рассмотреть жалобу по существу, суд отказывает в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░21 ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░9, <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░22, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 20570045-░-145-24/75-20570045 ░░ 22.01.2024 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.05.2024 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1894/2024
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░.