РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Тагил 17 марта 2020 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Халтуриной Е.Д.,
с участием прокурора Борисова Д.С.,
административного ответчика Парамонова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-689/2020 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Парамонову Анатолию Сергеевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Парамонову А.С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что приговором Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 21.03.2019 Парамонов А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ. На основании ч. 1 ст. 72.1 УК РФ на него возложена обязанность пройти лечение от наркомании, медицинскую и социальную реабилитацию.
В ходе предварительного расследования проведена амбулаторная первичная судебно-психиатрическая экспертиза, заключением которой от 15.01.2019 установлено, что Парамонов А.С. обнаруживает признаки синдрома зависимости от сочетанного употребления психоактивных веществ, начальная-средняя стадия, активная зависимость, F 19.241-2 по МКБ-10.
Парамонов А.С. имеет право на управление транспортными средствами категорий «В», «В1», «С», «С1», «М» в соответствии с водительским удостоверением № 669914401005, выданным 09.01.2020 отделом ГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Нижнетагильское» со сроком действия до 09.01.2030.
Парамонов А.С. не лишался права управления транспортными средствами.
Имеющееся у Парамонова А.С. заболевание является противопоказанием к управлению транспортным средством в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». В соответствии с Порядкома диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утв. Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения у больных с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 – F1x.2) принимает врачебная комиссия в случае не менее трех лет подтвержденной стойкой ремиссии.
Также в обоснование требований прокурор сослался на положения ст.ст. 23, 25, 28 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Борисов Д.С. поддержал заявленные требования и их обоснование, дополнительно указав, что в ходе проверки было установлено, что для получения водительского удостоверения Парамонов А.С. предоставил медицинскую справку, выданную ООО «Автошкола Люкс» из г. Екатеринбурга, для получения которой в свою очередь представил справки об отсутствии наркологических и психиатрических показаний, со штампами Городской больницы № 3 г. Екатеринбурга, которые в действительности не выдавались. В связи с этим в органы внутренних дел внесено представление о возбуждении уголовного дела по факту использования подложного документа.
Ответчик Парамонов А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска прокурора и в письменных объяснениях просил не лишать его права управления, ссылаясь на то, что в момент совершения им деяния он за рулем транспортного средства не находился. По заключению экспертов он не страдает хроническим и временным психическим расстройством. Медицинских показаний и ограничений он не имеет. У него нет зависимости и имеется стойкая ремиссия на протяжении года.
На вопросы суда Парамонов А.С. пояснил, что поскольку в г. Нижнем Тагиле он не мог получить заключения об отсутствии противопоказаний, он получил их в г. Екатеринбурге.
Представитель заинтересованного лица МУ МВД РФ «Нижнетагильское» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, и указал, что имеются основания для прекращения действия права Парамонову А.С. на управление транспортными средствами до прекращения наблюдения со стойкой ремиссией.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанного лица не препятствует разрешению административного дела в их отсутствие.
Заслушав прокурора и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
В соответствии со статьями 1, 3 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
В силу ст. 23.1 и п. 2 ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. При этом, перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 28 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (ст. 24 названного выше Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления) являются противопоказаниями для управления транспортным средством.
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (приложение к приказу N 2).
В соответствии с п. 2 и 6 Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В силу п. 7 и 12 Порядка осмотр врачом-психиатром-наркологом пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости".
Следовательно, при разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами у лица, имеющего водительское удостоверение и страдающего алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, правовое значение имеет наличие у гражданина состояния стойкой ремиссии.
Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
Судом установлено, что Парамонов А.С. имеет право на управление транспортными средствами категорий «В», «В1», «С», «С1», «М» в соответствии с водительским удостоверением № 669914401005, выданным 09.01.2020 отделом ГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Нижнетагильское» со сроком действия до 09.01.2030.
По сведениям ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 7», представленным суду, Парамонов А.С. в настоящее время находится под диспансерным наблюдением с диагнозом: «Синдром зависимости в результате употребления опиоидов и других психоактивных веществ средняя стадия (II). Ремиссия с 12.2018» (F 19.20.2 МКБ-10). Регламентированный Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н период диспансерного наблюдения (36 месяцев) в настоящее время не завершен.
Согласно положениям ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В данном случае, системное толкование вышеприведенных норм Закона и международного законодательства позволяет заключить, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движении.
Таким образом, при установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортным средством противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, а, следовательно, такая деятельность подлежит прекращению, что в свою очередь, обеспечивается посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Поскольку из материалов дела не усматривается, что в отношении Парамонову А.С. прекращено диспансерное наблюдение, заключение комиссии о наступлении стойкой ремиссии, прекращении употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих веществ в отношении Парамонову А.С. не выносилось, в отсутствие доказательств обратного, суд полагает, что состояние здоровья Парамонову А.С. препятствует управлению им транспортными средствами, так как создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, в связи с чем исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ «░», «░1», «░», «░1», «░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 669914401005, ░░░░░░░░ 09.01.2020 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17 ░░░░░ 2020 ░░░░.
<...>
<...>
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.