РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ г.
Ольхонский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре Мардаевой Г.С.,
с участием помощника <адрес> межрайонного природоохранного прокурора К.И.Ю., представителя заинтересованного лица администрации <адрес> муниципального образования П.Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску <адрес> межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ «З» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ФГБУ «З» о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов лесопиления площадью 1612 кв.м., 11964 кв.м. на территории земельных участков, расположенных в границах <адрес> национального парка, в соответствующих точках координат:
X Y
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
X Y
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Обязании ФГБУ «З» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов лесопиления площадью 1612 кв.м. и 11964 кв.м. на территории земельных участков, расположенных в границах <адрес> национального парка, путем очистки территории, в соответствующих точках координат:
X Y
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
X Y
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Помощник прокурора К.И.Ю. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> муниципального образования П.Е.А. возражений по иску не имела.
Административный ответчик ФГБУ «З» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в отсутствие его представителя.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явилось, изведено надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц. Обязанность суда по извещению сторон о месте и времени судебного заседания исполнена, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Ольхонского районного суда в информационно-телекоммукационной сети «Интернет».
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российский Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологический правонарушением.
В судебном заседании установлено и как следует из материалов дела, на территории земельных участков, расположенных в границах <адрес> национального парка, в соответствующих точках координат:
X Y
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
X Y
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
размещены несанкционированные свалки отходов лесопиления.
Земельные участки площадью 1612 кв.м., 11964 кв.м. на государственный кадастровый учет не поставлены, сведения о правах либо об ограничениях в чью-либо пользу отсутствуют, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Вышеуказанные земельные участки не огорожены, доступ третьих лиц ограничен, основу видового состава отходов представляют доску, обзол различной длины и толщины. Данные отходы размещены отдельными кучами на незащищенном почвенном покрове.
Согласно заключению Управления Росреестра по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки земельных участков, расположенных вблизи д. <адрес> установлено, что земельные участки не огорожены, доступ третьих лиц не ограничен. Земельные участки захламлены остатками лесопиления - обзолом, какие-либо строения, здания, сооружения отсутствуют, хозяйственная или иная деятельность на момент проверки не осуществлялась. Исследуемые земельные участки на государственный кадастровый учет не поставлены, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно границам Байкальской природной территории и ее экологических зон, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006, обследованные земельные участки входят в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» установлено, что на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 23 Перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2399, деятельность по размещению отходов производства и потребления, за исключением отходов IV и V классов опасности, на специально оборудованных объектах запрещена в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Таким образом, судом установлено, что территория места размещения отходов расположена в границах <адрес> национального парка.
Как следует из административного иска, согласно спутниковым данным и информации местных жителей, несанкционированные свалки существует не менее пяти лет, однако в течение длительного времени никаких мер по ее ликвидации не принимается, что говорит о бездействии ФГБУ «З», ответственного за недопущение загрязнения и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также за сохранение целостности уникальных ландшафтов побережья озера Байкал, природных комплексов, эталонных и уникальных природных участков, объектов в границах национального парка и его охранной зоны.
Кроме того, судом установлено, что несанкционированные свалки на вышеуказанных земельных участках образовались в результате непринятия мер по недопущению деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира национального парка со стороны административного ответчика.
Согласно ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с ч. 1 ст. 12, 13 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи, в том числе сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, и объектов, осуществление государственного экологического мониторинга, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.02.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, создание объектов размещения отходов производства и потребления.
Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 № 33).
Положением о федеральном государственном учреждении «<адрес> национальный парк» закреплено, что земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории парка, предоставляются парку на правах, предусмотренных федеральными законами (п. 12 Положения).
Согласно п. 13 Устава ФГБУ «З», земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национального парка, предоставляются учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 19, 20 Устава ФГБУ «З» предметом деятельности учреждения являются осуществление работ и услуг, направленных на сохранение природных объектов, расположенных на территориях Прибайкальского национального парка. Целями деятельности учреждения являются сохранение и изучение уникальных и типичных природных комплексов, и объектов. Генетического растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, расположенных на территориях национального парка.
Невыполнение административным ответчиком своих обязанностей противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации, может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, бесконтрольным возгораниям и другим чрезвычайным последствиям.
Административным ответчиком возражения по существу административного иска представлены не были, сведения о том, что несанкционированные свалки ликвидированы, в материалах дела отсутствуют.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного, самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1612 ░░.░., 11964 ░░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░:
X Y
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
X Y
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░ «░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1612 ░░.░. ░ 11964 ░░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░:
X Y
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
X Y
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░