Дело № 2а-2844/2023
25RS0001-01-2023-002222-45
Мотивированное решение
изготовлено 06.09.2023г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2023 года город Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи К.З.В.
при секретаре Г.К.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора <адрес> Ч.Н.А.,
представителя административных ответчиков К.А.А.,
заинтересованного лица П.Т.В.,
представителя МУПВ «ВПЭС» К.Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Владивостока, Управлению муниципальной собственности г. Владивостока, заинтересованные лица: П.Т.В., МУПВ «ВПЭС», ПАО «ДЭК», о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Владивостока в интересах неопределенного круга лиц обратился с вышеназванным административным исковым заявлением, указав в обоснование доводов, что в ходе проведенной в 2022 году прокуратурой города Владивостока проверки установлено, что по состоянию на 30.11.2022 администрацией города Владивостока не реализованы полномочия в отношении бесхозяйного имущества: 40 сооружений и участков сетей водопровода, 18 сооружений и участков сетей водоотведения, 53 участков сетей теплоснабжения и в отношении 77 участков сетей и сооружений электроснабжения, в том числе в отношении линейного сооружения –трансформаторной подстанции № 354, в том числе 2 трансформатора 1000кВа, 2 переменных трансформаторных перемычки, ВРУ-0,4 кВ, РУ-0,4 кВ, внутренние сети, по улице Жариковская, 56 (улица Маньчжурская, 33) в г.Владивостоке. 07.12.2022 по факту не постановки вышеуказанного бесхозяйного сооружения на государственный кадастровый учет и непринятии мер к признанию его бесхозяйным в установленном законом порядке в целях последующего признания права муниципальной собственности и передачи в эксплуатацию, прокурором г.Владивостока в адрес главы города Владивостока внесено представление об устранении нарушений. Между тем, по результатам его рассмотрения 19.01.2023 меры, направленные на устранение выявленных нарушений и фактическое выполнение вышеуказанных мероприятий органом местного самоуправления в лице администрации г.Владивостока не приняты. Кадастровые работы в отношении сооружения не выполнены, как бесхозяйная недвижимая вещь, сооружение по заявлению органа местного самоуправления на учет не поставлено, соответственно в муниципальную собственность до настоящего времени не принято и в эксплуатацию в установленном порядке не передано. В связи с изложенным, прокурор г.Владивостока просит: - признать незаконным бездействие администрации города Владивостока по непринятию мер по выполнению кадастровых работ, постановке на государственный кадастровый учет и признанию бесхозяйным линейного сооружения – трансформаторной подстанции № 354, в том числе 2 трансформатора 1000кВа, 2 переменных трансформаторных перемычки, ВРУ-0,4 кВ, РУ-0,4 кВ, внутренние сети, по улице Жариковская, 56 (улица Маньчжурская, 33) в г.Владивостоке; -возложить на администрацию города Владивостока обязанность по организации и выполнению кадастровых работ, по постановке на государственный кадастровый учет и признанию бесхозяйным линейного сооружения – трансформаторной подстанции № 354, в том числе 2 трансформатора 1000кВа, 2 переменных трансформаторных перемычки, ВРУ-0,4 кВ, РУ-0,4 кВ, внутренние сети, по улице Жариковская, 56 (улица Маньчжурская, 33) в г.Владивостоке, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
20.06.2023 протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление муниципальной собственности г.Владивостока.
13.07.2023 протокольным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены П.Т.В., МУПВ «ВПЭС» и ПАО «ДЭК».
В судебном заседании помощник прокурора г.Владивостока Ч.Н.А. письменно уточнил административные исковые требования, окончательно просил возложить на администрацию г.Владивостока обязанность по выполнению кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет и признанию бесхозяйным линейного сооружения – трансформаторной подстанции № 354, в том числе 2 трансформатора 1000кВа, 2 переменных трансформаторных перемычки, ВРУ-0,4 кВ, РУ-0,4 кВ, внутренние сети, по улице Жариковская, 56 (улица Маньчжурская, 33) в г.Владивостоке, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Дополнительно пояснил суду, что после направления иска в суд администрацией г.Владивостока 14.03.2023 было принято Постановление № 632 «О направлении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю заявления о постановке на учет линейных объектов, расположенных на территории Владивостокского городского округа, как бесхозяйного имущества», а также приняты действия по выполнению кадастровых работ, что подтверждено муниципальным контрактом от 26.05.2023, в который вошел спорный объект.
В судебном заседании представитель административных ответчиков К.А.А., действующая на основании доверенностей, представила письменное заявление о признании уточненных исковых требований прокурора г.Владивостока в полном объеме.
В судебном заседании П.Т.В. согласилась с уточненными исковыми требованиями прокурора г.Владивостока, просила их удовлетворить. Ранее в судебных заседаниях поясняла суду, что проживает по улице Жариковской, дом 82; в данном микрорайоне (ул.Жариковская) находится более ста домов, электроснабжение которых обеспечивается трансформаторной подстанцией № 354. С 2013 года данная подстанция бесхозна, так как ни на чьем балансе не находится. МУПВ «ВПЭС» и ПАО «ДЭК» владельцами подстанции не являются, поэтому в случае аварийных отключений жильцы микрорайона не имеют возможности оперативно решать вопрос относительно устранения аварии. Кроме того, в связи с тем, что у трансформаторной подстанции № 354 отсутствует собственник, бремя содержания имущества в надлежащем состоянии никто не несет. Сама П.Т.В. неоднократно обращалась в администрацию г.Владивостока, к прокурору г.Владивостока для решения вопроса о передаче подстанции на баланс администрации г.Владивостока.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – МУПВ «ВПЭС» К.Р.В. согласился с уточненными исковыми требованиями прокурора г.Владивостока; поддержал доводы письменного отзыва на административный иск.
Представитель ПАО «ДЭК» в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания дела был извещен надлежащим образом; с ходатайствами об отложении судебного заседания либо рассмотрении дела в свое отсутствие не обращался; направил в адрес суда письменный отзыв относительно исковых требований.
В силу п.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка представителя ПАО «ДЭК» не была признана судом обязательной, о времени и месте слушания был надлежащим образом уведомлен, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции РФ закреплено право на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров, обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой г.Владивостока в рамках исполнения приказа прокурора Приморского края от 19.06.2019 № 91 «Об организации надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства» в 2022 году проведена проверка деятельности администрации города Владивостока, по результату которой выявлены нарушения по выполнению кадастровых работ, учету и признанию бесхозяйными объектов коммунальной инженерной инфраструктуры г.Владивостока. Так, по состоянию на 30.11.2022 администрацией г.Владивостока не реализованы полномочия в отношении бесхозяйного имущества в отношении сооружения – трансформаторной подстанции № 354, в том числе 2 трансформатора 1000кВа, 2 переменных трансформаторных перемычки, ВРУ-0,4 кВ, РУ-0,4 кВ, внутренние сети, по улице Жариковская, 56 (улица Маньчжурская, 33) в г.Владивостоке.
07.12.2022 по факту не постановки вышеуказанного бесхозяйного сооружения на государственный кадастровый учет и непринятии мер к признанию его бесхозяйным в установленном законом порядке в целях последующего признания права муниципальной собственности и передачи в эксплуатацию, прокурором г.Владивостока в адрес главы города Владивостока внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства № Прдр-20050002-536-22/116-20050002 (Т.1 л.д.14-22).
Как следует из содержания ответа заместителя главы администрации г.Владивостока М.И.А. от 19.01.2023 исх. № 20974д/3, по результатам рассмотрения представления прокурора г.Владивостока об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 07.12.2022 № Прдр-20050002-536-22/116-20050002 меры, направленные на устранение выявленных нарушений и фактическое выполнение вышеуказанных мероприятий администрацией г.Владивостока не приняты (Т.1 л.д.24-31).
Пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).
В силу п.п. 1, 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, является одним из принципов и основой государственной политики в указанной сфере.
В силу п.п.1, 2 ст. 38 Федерального закона № 35-ФЗ, основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. При этом, данная норма устанавливает императивное правило о принятии бесхозяйной недвижимой вещи на соответствующий учет по заявлению соответствующего органа местного самоуправления и соответственно - обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйная недвижимая вещь, обратиться в соответствующий орган с соответствующим заявлением.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее – Порядок), пунктом 3 которого предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые, собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов ( п.5 Порядка).
На основании пункта 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей (Далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В силу пункта 9 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пунктов 3, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий.
Исследовав представленные доказательства, суд установил, что сведения о правообладателе линейного сооружения - трансформаторная подстанция № 354, в том числе 2 трансформатора 1000кВа, 2 переменных трансформаторных перемычки, ВРУ-0,4 кВ, РУ-0,4 кВ, внутренние сети, по улице Жариковская, 56 (улица Маньчжурская, 33) в г.Владивостоке, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
14.03.2023 администрацией г.Владивостока принято Постановление № 632 «О направлении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю заявления о постановке на учет линейных объектов, расположенных на территории Владивостокского городского округа, как бесхозяйного имущества». Спорный участок тепловой сети учтен в Перечне бесхозяйных линейных объектов, расположенных на территории Владивостокского городского округа (стр.24 Приложения к Постановлению администрации г.Владивостока от 14.03.2023 № 632), а также приняты действия по выполнению кадастровых работ, что подтверждено муниципальным контрактом от 26.05.2023 № 966/287-24/23.
С учетом установленного, принимая во внимание, что уточненные административные исковые требования административный ответчик признал, чем реализовал свое право, предусмотренное ч. 3 ст. 46 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г.Владивостока.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░.░., ░░░░ «░░░░», ░░░ «░░░», ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 354, ░ ░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░░░ 1000░░░, 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░-0,4 ░░, ░░-0,4 ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, 56 (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, 33) ░ ░.░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░.