Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-167/2023 ~ М-196/2023 от 26.06.2023

    ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3a-167/2023

УИД 75OS0000-01-2023-000269-76

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    3 августа 2023 года                                      г. Чита

    Забайкальский краевой суд в составе:

    председательствующего судьи Бурака М.Н.,

при секретаре судебного заседания Борейша Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акименко В. А. об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,

установил:

26 июня 2023 года Акименко В.А. обратился в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением (направлено почтовым отправлением 23 июня 2023 года) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1258 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – эксплуатация и обслуживание объектов не производственного назначения – здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 30 сентября 2016 года в размере, равном его рыночной стоимости, – 850 570 рублей.

В обоснование требований административный истец указал, что земельный участок принадлежал ему на праве собственности. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная на вышеуказанную дату в размере 4 234 516,06 рублей, существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке земельного участка № 05-01/23 от 24 мая 2023 года. Данное обстоятельство нарушает права административного истца как плательщика налога, поскольку в результате продажи земельного участка 21 января 2021 года при условии владения земельным участком менее трех лет у него возникла обязанность по уплате налога на доход, в качестве базы для расчета величины налога применена кадастровая стоимость имущества на момент продажи.

Административный истец Акименко В.А. надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

    Административные ответчики Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, заинтересованные лица ООО «Элис», Б.А.В. извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.

    Представители заинтересованных лиц Филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Забайкальскому краю, администрации городского поселения «Чернышевское», просили рассмотреть административное дело в отсутствие представителей.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.

    В соответствии с частью 1статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

    В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

    Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

    В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, действующей при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществлялась на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

    Согласно статье 66 ЗК РФ (в редакции, действующей при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

    Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

    Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки до указанной даты был регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

    Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).

    В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

    Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

    Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

    Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

    Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой для исчисления размера уплачиваемого собственниками земельных участков земельного налога.

    В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (пункт 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Таким образом, физическое лицо – собственник земельного участка, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной в том случае, если его кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения в качестве налоговой базы по земельному налогу.

По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

    Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1258 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания объектов не производственного назначения – здание магазина, расположенный по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности административному истцу Акименко В.А. в период с 23 декабря 2020 года по 2 февраля 2021 года (договор купли-продажи № 19511-1 от 16 сентября 2020 года, договор купли-продажи земельного участка от 21 января 2021 года, выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 7 июня 2023 года).

Земельный участок поставлен на учет 24 декабря 2003 года.

На основании приказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10 декабря 2014 года № 6/НПА «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена по состоянию на 30 сентября 2016 года в размере 4 234 516,06 рублей. Сведения о данном размере кадастровой стоимости 30 сентября 2016 года, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 7 июня 2023 года.

    Вместе с тем приказом от 3 октября 2022 года № 41/НПА утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края, по состоянию на 1 января 2022 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена по состоянию на 1 января 2022 года в размере – 2 842 337,78 рублей, датой начала ее применения определено 1 января 2023 года. Сведения о данном размере кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 19 декабря 2022 года.

    Из изложенного следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 30 сентября 2016 года, на момент рассмотрения административного дела является архивной.

    Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

    Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).

    В абзаце первом статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 14, 15 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

    Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Как следует из содержания административного искового заявления и установлено судом, права административного истца затрагиваются в связи с необходимостью уплаты налога за отчуждение земельного участка исчисляемого из размера оспариваемой архивной кадастровой стоимости.

При таком положении, суд полагает возможным восстановить Акименко В.А. срок на обращение в суд с заявленными требованиями.

В подтверждение того, что кадастровая стоимость данного земельного участка превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости № 05-01/2023 от 24 мая 2023 года, составленный оценщиком агентства независимых оценщиков «ГарантЪ» Бычковым С.И., являющимся членом некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО» (регистрационный № 3059 от 25 февраля 2010 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: АО «АльфаСтрахование», период действия договора – с 27 марта 2023 года по 26 марта 2024 года (страховой полис № 6691R/776/13846/23). Ответственность ООО АНО «ГарантЪ» застрахована в АО «АльфаСтрахование» (страховой полис № 6691R/776/13830/23, период действия договора с 12 марта 2023 года по 11 марта 2023 года).

    Оценщик в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к субъекту оценочной деятельности статьей 4 Закона об оценочной деятельности, осуществляет свою деятельность в соответствии с направлением «Оценка недвижимости», указанным в квалификационном аттестате № 029866-1 от 24 сентября 2021 года.

В отчете приведена подробная информация о количественных и качественных характеристиках объекта оценки, изложены результаты проведенного анализа рынка оцениваемого объекта недвижимости, в частности, проанализирована система факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 14 Закона об оценочной деятельности при проведении оценки оценщик имеет право самостоятельно применять методы оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

    В качестве наиболее приемлемого для оценки рыночной стоимости земельных участков оценщиком избран метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, представляющего собой согласно положениям пункта 12 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. При этом под объектом-аналогом понимается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).

    При реализации указанного подхода к оценке выбрано три аналога земельного участка, определена совокупность характеристик, влияющих на стоимость объектов сравнения, по каждому из которых выполнена корректировка значения единицы сравнения либо обосновано отсутствие корректировки.

    На основании примененной методики рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № с учетом допущений и ограничений определена по состоянию на 30 сентября 2016 года в размере 850 570 (восемьсот пятьдесят тысяч пятьсот семьдесят) рублей.

    В ходе рассмотрения настоящего административного дела каких-либо возражений от участвующих в деле лиц против принятия отчета об оценке № 05-01/2023 от 24 мая 2023 года в качестве доказательств заявленной величины рыночной стоимости земельного участка не поступило. Данных о том, что рыночная стоимость земельного участка является иной, нежели отражено в отчете об оценке, суду не представлено. О назначении и проведении судебной оценочной экспертизы ходатайств не заявлялось.

    При таком положении, оценив отчет об оценке рыночной стоимости по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30 сентября 2016 года подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости, – 850 570 (восемьсот пятьдесят тысяч пятьсот семьдесят) рублей.

    Таким образом, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

    Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ) кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    Таким образом, поскольку в настоящее время утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края, то кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, установленная в размере рыночной, подлежит применению с 30 сентября 2016 года и до 1 января 2023 года, даты применения вновь утвержденной кадастровой стоимости.

    Данных о том, что Акименко В.А. обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, в материалах дела не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1258 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: 850 570 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 30 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.

    ░░░░░                                                   ░.░. ░░░░░

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-167/2023 ~ М-196/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Акименко Василий Алексеевич
Ответчики
Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Забайкальскому краю
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Забайкальского края
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Другие
ООО "Элис"
Барахоев Артем Владимирович
Администрация городского поселения "Чернышевское"
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Бурак Максим Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud--cht.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация административного искового заявления
26.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2024Дело оформлено
10.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее