25RS0<номер>-94
Дело № 2а-3188/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2022 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего: судьи Махониной Е.А., при секретаре Лукьяновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к Кардаш А. А.чу о прекращении права управления транспортным средством, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
обратившись в суд с настоящим иском, прокурор указал, что Кардаш А.А. имеет право на управление транспортным средством, что подтверждается водительским удостоверением серии <номер>, выданным <дата>. Согласно представленной информации ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер», Кардаш А.А. состоит на диспансерном наблюдении у врача-нарколога с диагнозом «употребление с вредными последствиями» и имеет медицинское противопоказание по допуску к управлению автотранспортом. Поскольку административный ответчик имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, управление им транспортными средствами создает реальную угрозу жизни и здоровью всех участников дорожного движения. Просит прекратить действие права управления транспортными средствами административного ответчика в связи с заболеванием, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами, обязать его сдать водительское удостоверение в течении 10 дней со дня принятия решения в МРЭО ГИБДД УМВД России по Приморскому краю Отделение <номер> (дислокация в г. <адрес>).
Прокурор Лапшин А.В. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал.
Кардаш А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Представитель заинтересованного лица Отделения <номер> (дислокация в г. <адрес>» МРЭО ГИБДД УМВД России по Приморскому краю – Сучков А.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения.
Согласно абз. 9 ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании, и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение у водителей транспортных средств, кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В статье 24 Закона определено, что права граждан на безопасные условия движения гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч.1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В статье 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
Таким образом, законодательством в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Постановлением Правительства РФ от <дата> № <номер> утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Согласно п.7 Перечня, противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (<данные изъяты>) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В Перечне медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденном постановлением Правительства РФ от <дата> № <номер>, установлено, что управление транспортным средством категории "B", "C" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Из содержания приказа Министерства здравоохранения России от <дата> № <номер> «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Мотоцикл, автомобиль и иные транспортные средства создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление авто- и мототранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что Кардаш А.А., <дата> года рождения, <дата> Отделением № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Приморскому краю выдано водительское удостоверение серии <номер> категории <данные изъяты>», на срок до <дата>.
Между тем согласно справки от <дата> ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер», Кардаш А.А. находится на диспансерном наблюдении с <дата> с диагнозом <данные изъяты>
Доказательств снятия административного ответчика с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), как предусмотрено действующим законодательством, материалы дела не содержат.
Отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения права административного ответчика на управление транспортными средствами, поскольку осуществление такой деятельности противопоказано при наличии установленного у административного ответчика диагноза.
Руководствуясь ст.ст.175-177,180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░. ░.░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░.░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>)», ░░░░░░░░ <░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░