78RS0019-01-2021-003503-02
Дело № 2а-6956/2021 25 октября 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Юшковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Палади Алексея Владимировича к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л:
Палади А.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в котором просит признать незаконным решение Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 15.12.2020 года об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>.
В качестве меры по восстановлению нарушенных прав административный истец просит обязать Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга выдать административному истцу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и перепланировки указанных помещений на основании заявления от 10.11.2020 года и представленных документов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат вышеназванные жилые помещения. Проектом перепланировки и переустройства предусмотрено устройство дверного приема во внутренней межквартирной стене, что является частным случаем изменения границ между смежными помещениями. Проектом не предусматривается изменение границ других помещений, общее имущество многоквартирного дома к помещениям административного истца не присоединяется. Получение согласие всех собственников помещений многоквартирного дома не требуется. Уведомление Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 15.12.2020 года № 10-20/мвк является незаконным.
Административный истец Палади А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 204-206), об отложении судебного заседания не просил.
Административный ответчик Администрация Приморского района Санкт-Петербурга в лице представителя Москаленко С.А., действующего на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, представитель административного ответчика против удовлетворения административного иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 25-27).
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Палади А.В. на праве собственности принадлежат квартира, расположенная на седьмом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес> (л.д. 63), а также квартира, расположенная на седьмом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес> (л.д. 91).
10.11.2020 г. Палади А.В. в лице представителя Смирновой В.А. обратился в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки указанных квартир, представив указанные в заявлении документы (л.д. 29-30, 35-36).
Палади А.В. в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга были представлены Техническое заключение по проекту перепланировки и переустройства в виде объединения квартир <адрес> по адресу: <адрес>, составленное <данные изъяты> (л.д. 37-50), Проект перепланировки и переустройства в виде объединения квартир <адрес> по адресу: <адрес>, разработанный <данные изъяты> (л.д. 51-189), положительная экспертная оценка <данные изъяты> (л.д. 207-211).
Уведомлением от 15.12.2020 года № № Администрацией Приморского района Санкт-Петербурга принято решение отказать в согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения – квартир, расположенных по адресу: <адрес>, на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указано, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Перепланировка помещений путем оборудования в них дополнительного проема влечет за собой затрагивание общедомового имущества собственников многоквартирного дома, на которое распространяются права собственников помещений многоквартирного дома, то в данном случае в силу положений ч. 2 ст. 40 ЖК РФ необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Не представлено решение всех собственников данного многоквартирного дома по согласованию работ, затрагивающих общее имущество (л.д. 28 с оборотом).
Административным ответчиком представлена выписка из протокола заседания районной межведомственной комиссии от 15.12.2020 года № №, в которой содержатся вышеназванные основания отказа в согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения – квартир, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 197-199).
Согласно пунктам 3.12.5 и 3.12.36 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 г. № 1098, администрации районов Санкт-Петербурга уполномочены принимать в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, согласовывать в установленном порядке переустройство и перепланировку жилых помещений, а также осуществлять в установленном порядке иные полномочия в области переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а переустройство жилого помещения в соответствии с частью 1 названной статьи представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
В силу пункта 3 части 1 статья 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а переустройство жилого помещения в соответствии с частью 1 названной статьи представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия в порядке, устанавливаемом судом.
Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. "в", п. «г» части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Из приведенных выше норм следует, что реконструкция, переустройство и перепланировка помещения, и связанный с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома режим пользования этим имуществом, возможны только при наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 декабря 2011 года N 1830-О-О, приведенные выше статьи гражданского и жилищного законодательства направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и, рассматриваемые в системной связи и совокупности не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений.
Пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Проектом переустройства и перепланировки квартир <адрес> по адресу: <адрес> предусмотрено устройство дверного проема во внутренней железобетонной межквартирной стене двухкомнатной квартиры <адрес> и двухкомнатной квартиры <адрес> и объединение этих квартир в трехкомнатную квартиру (л.д. 127).
Согласно имеющемуся в Техническом заключении по проекту перепланировки и переустройства <данные изъяты> плану, внутренние стены, разделяющие квартиру <адрес> и квартиру <адрес>, являются несущими (л.д. 49).
Таким образом, в результате осуществления данного проекта фактически производится разрушение части внутренней несущей стены многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном жилом доме.
При таких обстоятельствах, реализация проекта переустройства и перепланировки жилых помещений по указанному адресу влечет изменение несущей стены многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, в силу чего на основании положений статей 36, 40, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, установлено, что перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (п. 1.7.3).
Между тем согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренное ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, на осуществление спорной перепланировки получено не было.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует вышеприведенным нормативно-правовым актам, в силу чего оснований для признания его незаконным не имеется.
Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования административного иска подлежат отклонению в полном объеме по причине отсутствия совокупности условий для их удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░░ 2022 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░