Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-25/2024 (3а-134/2023;) ~ М-140/2023 от 16.11.2023

Дело №3а-25/2024

УИД 21OS0000-01-2023-000197-90

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 мая 2024 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Лушниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Жуковой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца ООО «ПТК «Дортехмаш» – Никитина В.И. о признании решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости незаконным и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Общества с ограниченной ответственностью «ПТК «Дортехмаш» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от 31 октября 2023 года № № Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:78 в размере его рыночной стоимости, а также установить кадастровую стоимость данного земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в размере рыночной стоимости по состоянию на 21 августа 2023 года, что составляет 13 415 986, 20 рублей.

В обоснование требований ссылается на то, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:78 площадью 27355+/- 58 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул.<адрес>. В Едином государственном реестре недвижимости указано, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 20 109 207, 06 рублей. С такой оценкой кадастровой стоимости земельного участка общество не согласно, полагая, что стоимость участка составляет 13 415 986, 20 рублей, как это было определено в отчете № ЗУ84-09/23, составленном частнопрактикующим оценщиком Н.В. 11 сентября 2023 года административный истец в соответствии с положениями Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» обратился к ответчику с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, представив в подтверждение своих доводов приведенный отчет. Однако оспариваемым решением от 31 октября 2023 года № № в удовлетворении заявления истцу отказано. Административный истец полагает, что оспариваемое решение является незаконным, нарушает законные права и интересы административного истца, как налогоплательщика и собственника земельного участка.

В ходе судебного разбирательства административным истцом подано заявление об уточнении административных исковых требований, в котором просили установить кадастровую стоимость земельного участка, определённой судебной экспертизой, в размере 14347000 рублей.

Представитель административного истца ООО «ПТК «Дортехмаш» – Никитина В.И. в ходе судебного заседания поддержал административные исковые требования.

Представитель административного ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии Львов Д.Н.административный иск не признал.

Остальные лица, участвующие в деле извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили.

Признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

Согласно статье 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).

При этом, статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определено, что требование об установлении рыночной стоимости не носит самостоятельного характера, а может быть заявлено только одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения.

При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости судом такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.

Дата перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Чувашской Республики установлена с 1 января 2021 года, что следует из содержания постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 сентября 2021 года № 451 "Об установлении даты перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 22 сентября 2021 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что именно с указанной даты, в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, применяются положения ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке и не могут применяться ни положения ст. 22 этого же Федерального закона, ни положения ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Таким образом, с 1 января 2021 года на территории Чувашской Республики кадастровая стоимость здания может быть установлена решением бюджетного учреждения в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению лиц, чьи права затрагиваются, которое может быть оспорено в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:78, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации производственной базы, площадью 27355+/-58 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика-Чувашия, г.Чебоксары, <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «ПТК «Дортехмаш», что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Кадастровая стоимость объекта определена в размере 20109207,6 рублей.

Предметом судебного контроля по настоящему делу является проверка обоснованности кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 20109207,6 руб. и законность решения № № от 31 октября 2023 года БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Как следует из материалов административного дела, полагая кадастровую стоимость объекта, установленную в размере 20109207,6 руб. незаконной, административный истец обратился в БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. К указанному заявлению в соответствии с требованиями части 5 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявителем приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта №ЗУ84-09/23, выполненный Н.В. согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:78 по состоянию на 21 августа 2023 года составляет 13415 986 руб.

31 октября 2023 года, то есть в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» административным ответчиком принято мотивированное решение об отказе в установлении кадастровой стоимости.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужило, по мнению административного ответчика, нарушение оценщиком требований ФСО VI, ФСО №7, ФСО №II.

В судебном заседании по ходатайству представителя административного истца Никитина В.И. назначена судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, поручив ее производство ООО «<данные изъяты>».

Согласно заключению эксперта № 016-И/2024 от 15 февраля 2024 года, отчет об оценке №ЗУ84-09/23 от 11 сентября 2023 года, вполненный частнопрактикующим экспертом Н.В.. не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности, так ка имеются неточности именно в расчетной части отчета, то рыночная стоимость в рамках данного отчета определена неправильно.

Рыночная стоимость земельного участка общей площадью 27355 кв.м. (кадастровый номер 21:<данные изъяты>:78 по состоянию на 21 августа 2023 года определена экспертом в размере 14347 000 руб.

Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта от 15 февраля 2024 года судом не усмотрено, напротив, по мнению суда, заключение судебной экспертизы, проведенной ООО «<данные изъяты>» отличается ясностью и полнотой, полностью соответствует как положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и требованиям федеральных стандартов оценки. Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется. Заключение является обоснованным, логичным и последовательным, исследования проведены всесторонне и в полном объеме. В заключении эксперт ответил на поставленные вопросы, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе достоверных данных и исчерпывающего анализа, суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным.

Заключение эксперта составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, достаточной степенью квалификации, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает названное выше экспертное заключение надлежащим доказательством, с достоверностью подтверждающим рыночную стоимость спорного объекта недвижимости.

При установленных обстоятельствах в удовлетворении требований административного иска о признании оспариваемого решения № № от 31 октября 2023 года БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии незаконным следует отказать, поскольку по результатам судебной экспертизы установлено, что представленный административным истцом отчет об оценке требованиям законодательства Российской Федерации не соответствует, имелись основания для отказа в удовлетворении заявления административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной рыночной, предусмотренные пунктом 2 части 10 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, оспариваемое решение принято уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы принятия.

Вместе с тем, несмотря на факультативный и производный характер требования административного иска об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной, с учетом диспозиции пункта 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, его разрешение не поставлено в зависимость от разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.

Суд обращает внимание на то, что одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, в связи с чем суд, учитывая, что причиной обращения с иском в суд для административного истца явилась необходимость восстановления нарушенных прав на справедливое налогообложение и принимая во внимание функцию разрешения административно-правовых споров, которая является основополагающей и вытекает из целевого предназначения самой судебной власти, в целях реализации приведенной задачи судопроизводства провести в рамках рассмотрения дела вопрос об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подлежит разрешению судом даже при условии отказа в удовлетворении требований о признании решения бюджетного решения незаконным.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости объекта, кроме заключения эксперта ООО «Инвестконсалтинг», не имеется, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что данным заключением судебной оценочной экспертизы, удовлетворяющим критериям относимости, допустимости и достоверности, подтвержден размер рыночной стоимости данного объекта недвижимого имущества, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена равной рыночной на основании заключения эксперта ООО «<данные изъяты>» - 14347000 руб.

Руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № № ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 21:<░░░░░░ ░░░░░░>:78, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ 27355+/-58 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 14347000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (603022, ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ 17 «░», ░░░. ░1) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-25/2024 (3а-134/2023;) ~ М-140/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "ПТК "Дортехмаш"
Ответчики
БУ Чуваштехинвентаризация" ЧР
Другие
Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР
Управление Росреестра ЧР
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестр" по ЧР
Никитин В.И.
Администрация г. Чебоксары
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Лушникова Е.В.
Дело на сайте суда
vs--chv.sudrf.ru
16.11.2023Регистрация административного искового заявления
16.11.2023Передача материалов судье
17.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
17.04.2024Производство по делу возобновлено
18.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее