Дело №3а-11/2023
УИД 21OS0000-01-2022-000108-50
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 сентября 2023 года город Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Лушниковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Жуковой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гараева Ильгиза Ринатовича об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Гараев И.Р. через представителя Карымова П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) в котором просил признать незаконным решение Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости № ОРС-21/2022/000024 от 09 сентября 2022 года, а также установить по состоянию на 25 июля 2022 года кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 21:№:109, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – магазины, площадью 562+/-8 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика-Чувашия, г. Канаш, ул. <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 827 000 руб.
В обоснование требований ссылается на то, что административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 21:№:109, несоответствие, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, его рыночной стоимости, нарушает права административного истца как арендатора, в связи с необоснованным завышением арендных платежей за пользование земельным участком. 09 августа 2022 года административный истец в соответствии с положениями Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» обратился к ответчику с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В подтверждение своих требований истцом ответчику был представлен отчет оценщика ООО «<данные изъяты>» от 05 августа 2022 года № 211 об оценке рыночной стоимости. Однако решением № ОРС-21/2022/000024 от 09 сентября 2022 года в удовлетворении заявления истцу отказано. Административный ответчик в оспариваемом решении делает вывод о несоответствии отчета об оценке действующему законодательству в области оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Считает, что оспариваемое решение является незаконным, нарушает законные права и интересы административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из оспариваемой кадастровой стоимости, утвержденной в размере 1281286, 94 руб.
В судебное заседание административный истец Гараев И.Р., извещенный в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, не явился, реализовав процессуальные права через представителя Никитина В.И., который просил удовлетворить уточненные административные исковые требования и установить кадастровую стоимость спорного объекта на оспариваемую дату исходя из результатов судебной оценочной экспертизы равной 827 000 руб.
Представитель административного истца Никитин В.И. в ходе судебного заседания поддержал административные исковые требования, с учетом уточнения поданного 17 августа 2023 года.
Представитель административного ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии Львов Д.Н.административный иск не признал, считая оспариваемое решение бюджетного учреждения законным и обоснованным, поскольку кадастровая стоимость земельного участка установлена после проведения государственной кадастровой оценки, которая отражает действительную стоимость земельного участка.
Представитель заинтересованного лица Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Ярышев И.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований административного истца.
Остальные лица, участвующие в деле извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили.
Признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Согласно статье 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
При этом, статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определено, что требование об установлении рыночной стоимости не носит самостоятельного характера, а может быть заявлено только одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения.
При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости судом такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
Дата перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Чувашской Республики установлена с 1 января 2021 года, что следует из содержания постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 сентября 2021 года N 451 "Об установлении даты перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 22 сентября 2021 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что именно с указанной даты, в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, применяются положения ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке и не могут применяться ни положения ст. 22 этого же Федерального закона, ни положения ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, с 1 января 2021 г. на территории Чувашской Республики кадастровая стоимость здания может быть установлена решением бюджетного учреждения в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению лиц, чьи права затрагиваются, которое может быть оспорено в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 21:№:109, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – магазины, площадью 562+/-8 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика-Чувашия, г. Канаш, ул. <адрес>, находится в пользовании Гараева И.Р. на основании договора аренды от 05 сентября 2017 года № 1117, на срок до 05 сентября 2027 года. Право аренды на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, сформирован как объект права, сведения о его площади и границах внесены в ГКН, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Объект недвижимости с кадастровым номером 21:№:109 поставлен на государственный кадастровый учет 05 мая 2017 года. Кадастровая стоимость объекта определена в размере 1281286, 94 рублей.
Предметом судебного контроля по настоящему делу является проверка обоснованности кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 1281286, 94 руб. и законность решения № ОРС-21/2022/000024 от 09 сентября 2022 года БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из материалов административного дела, полагая кадастровую стоимость объекта, установленную в размере 1281286, 94 руб. незаконной, административный истец 09 августа 2022 года обратился в БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. К указанному заявлению в соответствии с требованиями части 5 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявителем приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта N 211 от 05 августа 2022 года, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>»», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:№:109 по состоянию на 25 июля 2022 года составляет 798141 руб.
09 сентября 2022 года, то есть в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» административным ответчиком принято мотивированное решение об отказе в установлении кадастровой стоимости.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило, по мнению административного ответчика, нарушение оценщиком требований пункта 5 Федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", пунктов 11в, 22б,в
Для устранения указанных противоречий, судом в соответствии со статьей 77 КАС Российской Федерации назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты>» с целью проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, исходя из перечня нарушений, выявленных бюджетным учреждением. В случае несоответствия отчета, эксперту поручено определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:№:109 по состоянию на 25 июля 2022 года.
Согласно заключению эксперта № 2023/01с от 20 января 2023 года, отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости № 211 от 05 августа 2022 года, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не соответствует федеральным стандартам оценки ФСО №1, №2, №3, ФСО № 7, утверждёнными приказами Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №№297, 298, 299, от 25.09.2014 № 611, от 01.06.2015 № 327 соответственно. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена в 775414 рублей.
В связи с сомнениями в правильности обоснованности заключения эксперта в части выводов о рыночной стоимости объектов недвижимости, по ходатайству административного ответчика судом назначена повторная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты>».
Согласно заключению эксперта № 175/2023 от 01 июня 2023 года, отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости № 211 от 05 августа 2022 года, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
В результате проведения экспертизы были выявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию указанного отчета, и иные нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости. Характер нарушений позволяет сделать вывод о существенном влиянии выявленных ошибок на итоговую рыночную стоимость и недостоверности итоговой величины стоимости объекта оценки, определённой в отчете об оценке.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:№:109 по состоянию на 25 июля 2022 года определена экспертом в размере 827 000 руб.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта от 01 июня 2023 года судом не усмотрено, напротив, по мнению суда, заключение судебной экспертизы, проведенной ООО «<данные изъяты>» отличается ясностью и полнотой, полностью соответствует как положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и требованиям федеральных стандартов оценки. Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется. Заключение является обоснованным, логичным и последовательным, исследования проведены всесторонне и в полном объеме. В заключении эксперт ответил на поставленные вопросы, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе достоверных данных и исчерпывающего анализа, суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным.
Доводы представителя БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии Львова Д.Н. о том, что экспертом неправильно подобраны объекты-аналоги, суд находит несостоятельными, поскольку, как следует из исследовательской части заключения экспертизы, рыночная стоимость объекта недвижимости в рамках сравнительного подхода к оценке определена путем сравнения оцениваемого объекта с другими объектами-аналогами с соответствующим внесением корректировок на различие объектов-аналогов к объекту оценки. Экспертом произведен анализ рынка объекта оценки, подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием применения сравнительного подхода и отказа от применения затратного и доходного подхода, правильно определен сегмент рынка, к которому относится объект оценки.
Согласно подпункту "в" пункта 11 ФСО N 7, оценщик осуществляет анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект с указанием интервала значений цен. Объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности.
Заключение эксперта составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, достаточной степенью квалификации, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает названное выше экспертное заключение надлежащим доказательством, с достоверностью подтверждающим рыночную стоимость спорного объекта недвижимости.
При установленных обстоятельствах в удовлетворении требований административного иска о признании оспариваемого решения № ОРС-21/2022/0000234 от 09 сентября 2022 года БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии незаконным следует отказать, поскольку по результатам судебной экспертизы установлено, что представленный административным истцом отчет об оценке требованиям законодательства Российской Федерации не соответствует, имелись основания для отказа в удовлетворении заявления административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной рыночной, предусмотренные пунктом 2 части 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, оспариваемое решение принято уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы принятия.
Вместе с тем, несмотря на факультативный и производный характер требования административного иска об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной, с учетом диспозиции пункта 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, его разрешение не поставлено в зависимость от разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.
Суд обращает внимание на то, что одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, в связи с чем суд, учитывая, что причиной обращения с иском в суд для административного истца явилась необходимость восстановления нарушенных прав на справедливое налогообложение и принимая во внимание функцию разрешения административно-правовых споров, которая является основополагающей и вытекает из целевого предназначения самой судебной власти, в целях реализации приведенной задачи судопроизводства провести в рамках рассмотрения дела вопрос об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подлежит разрешению судом даже при условии отказа в удовлетворении требований о признании решения бюджетного решения незаконным.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости объекта, кроме заключения эксперта ООО «<данные изъяты>», не имеется, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что данным заключением судебной оценочной экспертизы, удовлетворяющим критериям относимости, допустимости и достоверности, подтвержден размер рыночной стоимости данного объекта недвижимого имущества, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена равной рыночной на основании заключения эксперта ООО «<данные изъяты>» - 827 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 09 августа 2022 года.
Руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░-21/2022/000024 ░░ 09 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 21:№:109, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 562+/-8 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░, ░. ░░░░░, ░░. <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 827000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (603022, ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ 17 «░», ░░░. ░1) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.