44RS0028-01-2023-001722-27
Дело № 2а-1737/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2023 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего судьи Вороновой О.Е.,
При помощнике судьи Кабановой И.В.,
рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по административному иску Овчинникова А.Г. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства,
установил:
Овчинников А.Г. обратился в суд с административным иском к Администрации Костромского муниципального района о признании незаконным Уведомления № 20/2023 от 19.09.2023 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Требования обоснованы тем, что истцу на основании договора аренды земельного участка от 29.09.2020 №100 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., расположенный относительно ориентира по адресу: (адрес), категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, не имеет обременений, располагается в границах сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами.
В соответствии с приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 27 декабря 2019 года № 444, от 27 декабря 2019 года № 443 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес), полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории: зоне затопления при максимальном уровне воды 1% обеспеченности на территории городского округа г.Костромы и территории населенных пунктов Костромского муниципального района в соответствии с генеральным планом с учетом перспективной застройки, Горьковское вдхр, реестровый номер границы: 44:00-6.527 от 25.03.2020.
Уведомлением Главы Костромского муниципального района от 19 сентября 2023 г.№ 20/2023 со ссылкой на статью 67.1 Водного кодекса Российской Федерации и приказыВерхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных
ресурсов от 27 декабря 2019 года № 444, от 27 декабря 2019 года № 443 Овчинникову А.Г.сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем им на праве аренды земельном участке в связи с нахождением его в зоне затопления, подтопления, что является поводом для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Административный истец считает Уведомление Главы Костромского муниципального района от 19 сентября 2023 г. № 20/2023 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № незаконным.
Анализируя положения ст. 51, пункт 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1, 5 пункт 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, пункт 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, истец пришла к выводу, что отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, и действующим законодательством указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, обязанность проведения которых в силу части 7 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющего строительство жилого дома.
Полагает, что указанное уведомление является неправомерным и противоречащим нормам действующего законодательства, а также нарушает его права, как собственника земельного участка, поскольку оспариваемое решение лишает истца возможности осуществить индивидуальное жилищное строительство на земельном участке, предоставленном в аренду для этих целей.
На основании изложенного просит суд признать незаконным Уведомление № 20/2023 от 19.09.2023 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №
В ходе подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании к участию в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района, Верхне-Волжское бассейное водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
В судебном заседании административный истец Овчинников А.Г. не присутствует, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д.5).
От административного ответчика Администрации Костромского муниципального района поступил письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в оспариваемом Уведомлении. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.21).
Представитель заинтересованного лица Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве со ссылками на ст. 67.1 Водного кодекса российской Федерации, на Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления», указал, что отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем строительства. Вместе с тем, строительство жилого дома, возможно только после обеспечения инженерной защиты от затопления, подтопления. В этой связи до начала строительства необходимо выполнить требования ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации - обеспечение инженерной защиты от затопления, подтопления, в том числе проведя соответствующие инженерные изыскания и разработав проект сооружения для обеспечения соответствующей защиты. Ответственность, за надлежащую разработку проектной документации и строительство инженерной защиты, возлагается на застройщика (собственника или пользователя) земельного участка и орган. Осуществляющий выдачу разрешения на строительство, в соответствии с Градостроительным Кодексом. Российской Федерации (л.д.42-43).
Заинтересованное лицо Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.39).
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статьей 35 Конституции РФ каждому гарантировано право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Согласно пункту 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), собственник земельного участка имеет право: возводить жилые здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы.
В силу пункта 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 10 ст. 51.1 ГрК РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Судом установлено, что истцу Овчинникову А.Г. на основании договора аренды земельного участка от 29.09.2020 №100 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, расположенный относительно ориентира по адресу: (адрес), категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства. Срок действия договора установлен с 29 сентября 2020 года по 29 сентября 2040 года. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 078.09.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Намереваясь построить на земельном участке жилой дом, 08 сентября 2023 года истец Овчинников А.Г. обратился в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с уведомлением о планируемом строительстве двухэтажного жилого дома.
Уведомлением № 20/2023 от 19 сентября 2023 года администрация Костромского муниципального района Костромской области сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального строительства на земельном участке, указав в обоснование, что в соответствии с приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 27 декабря 2019 года. № 444, от 27 декабря 2019 года № 443 земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: (адрес), полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории - зоне затопления при максимальномуровне воды 1% обеспеченности на территории городское округа г. Костромы и территории населенных пунктов Костромского муниципального района соответствии с генеральным планом с учетом перспективной застройки, Горьковское водохранилище, реестровый номер границ: 44:00-6.527.С учетом данного обстоятельства, сослалась на пункт 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, уведомив о недопустимости строительства объектов на принадлежащем истцу земельном участке.
Обстоятельство расположения принадлежащего Овчинникову А.Г. земельного участка в зоне затопления, подтопления документально подкреплен выпиской из ЕГРН на земельный участок.
Не согласившись с законностью принятого административным ответчиком решения, Овчинников А.Г. обратился в Костромской районный суд Костромской области.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 42, п. 1 ст. 43 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 4 ст. 1 ГрК РФ, к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены, в том числе зоны затопления, подтопления, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Затопление и подтопление, согласно пункту 16 статьи 1, части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты, в целях предотвращения такого воздействия, ликвидации последствий в соответствии с Кодексом принимаются мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Кодекса.
Ограничения использования земельных участков, расположенных в зонах затопления и подтопления, изложены в статье 67.1 ВК РФ, согласно пункту 1 части 2 которой, в границах зон затопления, подтопления запрещается строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (часть 4 ст. 67.1 ВК РФ).
Вместе с тем из буквального содержания указанных норм права, изложенных в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, не следует, что защитные сооружения на момент уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства уже должны быть возведены.
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3.
Согласно ч. 3 ст. статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Таким образом, из части 3 ст. статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов.
Более того, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.
При таких обстоятельствах нельзя признать законным принятое решение, а потому требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая положения пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, согласно которому в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом, суд считает необходимым возложить на административного ответчика повторно рассмотреть заявление истца.
Руководствуясь ст.ст. 175, 227-228, КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 20/2023 ░░ 19 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 08 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ (░░. № ░░-3487 ░░ 11.09.2023) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░)
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░ 21.12.2023 - ░░░░░