УИД 25RS0023-01-2023-000480-31
Дело № 2а-16/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Ольга 02 февраля 2024 года
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Савина А.А.,
при секретаре судебного заседания Биктимировой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление АО «ЦДУ» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ольгинскому району ГУФССП России по Приморскому краю, Управлению ФССП России по Приморскому краю о признании незаконным постановления об окончании исполнительного производства,
установил:
АО «ЦДУ» обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что 17.08.2023 г. на основании исполнительного документа №, выданного мировым судьей судебного участка №82 Ольгинского судебного района по делу №, возбуждено исполнительное производство № о взыскании с ФИО4 в пользу АО «ЦДУ» 7659,50 руб.
04.12.2023 г. исполнительное производство № окончено актом о невозможности взыскания со ссылками на п.3 ч.1 ст.46 ФЗ № «Об исполнительном производстве» (невозможность установления местонахождения должника, его имущества либо получения сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях).
В ходе исполнительного производства установлено, что должник трудоустроен в <данные изъяты>
14.11.2023 г. было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату, иные доходы должника, однако информация о направлении работодателю постановления об обращении взыскания на заработную плату в АО «ЦДУ» отсутствует, в счет погашения задолженности на расчетный счет взыскателя денежные средства не поступали. У взыскателя отсутствует информация об увольнении должника, ответы регистрирующих органов, а также информация о выходе в адрес должника для установления имущественного положения.
Судебном приставом-исполнителем не был принят весь комплекс необходимых и достаточных мер, направленных на правильное и своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Административный истец считает, что вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Ольгинскому району ГУФССП России по Приморскому краю ФИО3 постановление об окончании исполнительного производства является незаконным, поскольку имеется информация о трудоустройстве должника.
Административный истец полагает, что данное постановление нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку издано в нарушение норм закона. Отсутствие действий со стороны судебного пристава-исполнителя в отношении контроля исполнения вынесенного постановления препятствует исполнению судебного акта.
Административный истец, ссылаясь на положения ст.ст.12,13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах», ст.ст. 2, 64, 68, 98, 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 218,226, 360 КАС РФ, просит признать незаконным постановление об окончании исполнительного производства № от 04.12.2023 г., вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Ольгинскому району ГУФССП России по Приморскому краю, ФИО3
В судебное заседание представитель истца не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Ольгинскому району ГУФССП России по Приморскому краю представил письменные возражения, в соответствии с которыми с доводами истца не согласен. Исполнительное производство № в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. было объединено в сводное исполнительное производство по должнику №, которое включает в себя исполнительные производства № от 20.02.2023. В рамках исполнительного производства были созданы соответствующие запросы в регистрирующие органы, в соответствии с положительными ответами (сведения, представленные ФНС России) были вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях, движений денежных средств на открытых счетах должника нет. По материалам исполнительного производства (в соответствии с ответами регистрирующих органов), установлено, что движимое, недвижимое имущество за должником не зарегистрировано. Согласно сведений о заработной плате и иных доходов должника, представленных ГУ ПФР РФ, установлено, что должник трудоустроен. 14.11.2023 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, постановление направлено по юридическому адресу предполагаемого работодателя, удержания не производились, входящих документов о принятии постановления бухгалтером к исполнению в материалах исполнительного производства нет. Согласно акта о совершении исполнительных действий от 08.11.2023 установлено, что должник по адресу не проживает, местонахождение и адрес проживания должника не известен. Просит рассмотреть дело без ее участия.
ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Поскольку явка участвующих в деле лиц не является обязательной и таковой судом не признана, на основании положений части 7 статьи 150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в отсутствие представителей административного истца и административных ответчиков, а также заинтересованного лица ФИО4
Суд, изучив материалы административного дела и исполнительного производства №, а также письменные возражения, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Аналогичные по своему содержанию нормы закреплены в статьях 121, 122 Федерального закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (части 4 и 5 статьи 6.1 ГПК РФ, части 4 и 5 статьи 10 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 6.1 АПК РФ).
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, исполнительное производство возбуждено на основании судебного приказа, выданного мировым судьей судебного участка № 82 Ольгинского судебного района Приморского края по гражданскому делу № о взыскании с ФИО4 задолженности по кредитному договору.
В соответствии с указанным решением с ФИО4 в пользу АО «ЦДУ» взыскана задолженность по договору потребительского займа № от 04.09.2022 г., за период с 05.10.2022 по 25.01.2023 в размере 7459,50 руб., из которой основной долг - 3000,00 руб., начисленные проценты – 900,00 руб., просроченные проценты – 3390,00 руб., штрафы и пени - 1690,50 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 20,00 руб., всего 7659,50 руб., дата вступления решения в законную силу 11.04.2023 г.
17.08.2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении ФИО4
Из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявления о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Федерального закона, в соответствии с п. 4 ч. 1 которой исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В силу ч. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Положения ст. 64 Закона об исполнительном производстве устанавливают перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
При этом перечень исполнительных действий, приведенный в указанной норме, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
Как разъяснено в абз. 2 п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества и они оказались безрезультатными.
С учетом изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, являются установление фактов соблюдения судебным приставом-исполнителем сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, примерный перечень которых установлен законом, проверка их полноты, эффективности и достаточности, осуществление надлежащего контроля за ходом исполнительного производства, включая контроль за получением запрошенных судебным приставом-исполнителем сведений в порядке п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве, выяснение причин, по которым решение суда не представляется возможным исполнить с учетом конкретных фактических данных об имущественном положении должника. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены представленными судебным приставом-исполнителем доказательствами (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из представленных материалов исполнительного производства следует, что из Фонда пенсионного и социального страхования РФ получен ответ от 01.12.2023 г. о том, что должник трудоустроен в <данные изъяты> имеются сведения о получении дохода в течение 2023 г.
Судом повторно направлен запрос в Фонд пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю, в соответствии с поступившим ответом от 18.01.2024 г., в период с февраля 2023 г. по ноябрь 2023 г. имеются сведения о выплатах в пользу застрахованного лица (должника), начислении страховых взносов, то есть о получении должником дохода. Кроме того, представленный ответ содержит сведения местонахождении работодателя в <адрес>
Вопреки указанным сведениям, приставом-исполнителем 14.11.2023 г. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату, постановление для исполнения направлено в <данные изъяты>, где (согласно сведениям, представленным Фондом пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю), должник была трудоустроена в 2022 г., то есть до вынесения судебного решения и до возбуждения исполнительного производства. При этом судебному приставу-исполнителю не поступили сведения о получении постановления <данные изъяты> принятии постановления к исполнению.
В материалах дела имеется уведомление о ходе исполнительного производство, в котором отражены сведения о вынесении постановления об обращении на заработную плату должника от 02.08.2023 г. в <данные изъяты>», однако, постановление в материалах исполнительного производства отсутствует, сведений о направлении приставом работодателю <данные изъяты> постановления об обращении взыскания на заработную плату, в материалах исполнительного производства не имеется. Сведения о получении постановления <данные изъяты> принятии постановления к исполнению работодателем, отсутствуют. При этом в сводке по исполнительному производству от 8.12.2023 г. отражены лишь сведения об обращении взыскания на заработную плату в <данные изъяты> Во внутренней описи документов исполнительного производства также отсутствую сведения об обращении взыскания на заработную плату должника в <данные изъяты>
Таким образом, имущественное положение должника (сведения о трудоустройстве), как и сведения о его местонахождении в <адрес> по месту работы, надлежащим образом проверены не были, а потому, оценивая совершенные судебным приставом-исполнителем исполнительные действия в рамках исполнительного производства при исполнении требований исполнительного документа в пользу административного истца, суд приходит к выводу, что бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в отсутствии своевременных и достаточных исполнительных действий и непринятии мер принудительного исполнения по исполнительному производству, повлекло нарушение прав истца, а решение о прекращении исполнительного производства принято преждевременно.
Доказательств наличия уважительных причин невозможности своевременного исполнения требований исполнительного документа, а также документов, свидетельствующих о совершении необходимых исполнительных действий, судебным приставом-исполнителем не представлено.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая, что в соответствии с положениями Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, как лицо, непосредственно осуществляющее функции по исполнению судебных актов, вправе самостоятельно определять последовательность, объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного воздействия в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным бездействия УФССП по Приморскому краю, выразившегося в неосуществлении контроля за действиями судебного пристава-исполнителя.
Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем отмены спорного постановления об окончании исполнительного производства, возложении обязанности по установления местонахождения должника и источника получения дохода.
В соответствии со ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218 - 219, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░4, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░3 ░░ 04.12.2023 ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░»
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░) ░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.227 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░