Дело №2а-306/2023
22RS0066-01-2022-004743-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Барнаул 24 апреля 2023 года
Железнодорожный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего судьи Ретивых А.Е.,
при секретаре Пауль К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании пени на недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к ФИО2 о взыскании пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 10 651,83 руб.; пени на недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 8 288,82 руб., на общую сумму 18 940,65 руб.
В обоснование исковых требований указано, что на основании ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. ФИО2 является собственником недвижимого имущества, которое в соответствии со ст. 401 НК РФ признается объектом налогообложения. На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. ФИО2 является собственником земельных участков, которые в соответствии со ст. 389 НК РФ признаются объектами налогообложения. Налоги уплачиваются на основании налоговых уведомлений, которые направлены налоговым органом в адрес налогоплательщика. В связи с неуплатой в установленный законом срок сумм налогов на основании ст. 75 НК РФ ФИО2 начислены пени. Во исполнение положений ст. 69 - 70 НК РФ ФИО2 направлены требования об уплате налогов и пени. Требования оставлены налогоплательщиком без исполнения, в связи с чем налоговый орган обратился в суд. Мировым судьей судебного участка №№ Железнодорожного района г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности, на который поступили возражения от налогоплательщика. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №№ Железнодорожного района г. Барнаула вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа. По настоящее время задолженность ответчиком не погашена. В связи с этим административный истец обратился с исковым заявлением в суд.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Отдела судебных приставов Железнодорожного района г. Барнаула в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Суд, с учетом положений ст.ст. 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив доводы административного иска с учетом уточненных требований, материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ (здесь и далее нормативные акты приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При этом согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 и 2 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
По смыслу ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. В отношении недоимки, образовавшейся после 27.12.2018 - пеня начисляется по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Согласно п. 5 пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Исходя из п. 6 пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.
В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей (до 23.12.2020 - 500 рублей), требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб. (абзац вступил в силу с 23.12.2020).
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (до 23.12.2020 – 3 000 рублей).
Исходя из п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей (до 23.12.2020 – 3 000 рублей), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (до 23.12.2020 – 3 000 рублей). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей (до 23.12.2020 – 3 000 рублей), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Порядок уплаты и взыскания налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ. Налог на имущество физических лиц устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которому в соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ относятся жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не установлена единая дата начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 13.12.2018 №97-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена вышеуказанная дата - 1 января 2020 года. Исходя из ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости.
Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2016 №698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год» коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, равен 1,425.
Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2017 №579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, равен 1,481.
Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2018 №595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год» коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, равен 1,518.
В соответствии с п.1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 25.11.2016 №142 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 28.11.2017 №141 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 23.11.2018 №121 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
В соответствии со ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2% в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 №10-П пп. 1 и 2 ст. 402 НК РФ не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не исключают права налогоплательщика - в тех субъектах Российской Федерации, в которых не утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и (или) не установлена единая дата начала применения на их территориях порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, - требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Для недопущения существенного (во всяком случае - в два раза и более) различия в размере налога на имущество физических лиц (в отношении одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период) в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости), а также соответствующих им размеров налоговых ставок, т.е. для недопущения ситуаций, свидетельствующих о несправедливом налогообложении имущества граждан, следует исходить из того, что, если применительно к конкретному налогооблагаемому объекту недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте Российской Федерации для целей налогообложения, в качестве приемлемого правового инструмента может рассматриваться применение такой стоимости (в отсутствие установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения согласно ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.
Согласно п. 2 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Исходя из п. 6 ст. 406 НК РФ если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится: в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в п. 2 ст. 406 НК РФ.
Решением Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 №375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края» с 01.01.2015 установлены следующие налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в следующих размерах:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) |
Ставка налога (%) |
2. Гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение: | |
до 300 000 рублей включительно |
0,1 |
свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей включительно |
0,3 |
свыше 500 000 рублей до 800 000 рублей включительно |
1,35 |
свыше 800 000 рублей |
1,8 |
Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.
В силу ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого следующим образом. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.
Порядок уплаты и взыскания земельного налога регулируется главой 31 НК РФ. Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, к которым относятся земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Исходя из ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно п. 4 данной статьи налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 1.1 ст.391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Исходя из п. 7.1 ст. 396 НК РФ в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 7 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Барнаульской городской Думы №839 от 09.10.2012 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края» установлено, что налоговые ставки земельного налога устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, в следующих размерах:
№ п/п |
Наименование вида разрешенного использования земельных участков |
Ставка налога % |
Земельные участки, занятые жилищным фондом |
0,1 | |
Прочие земельные участки |
1,5 |
В силу ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст. 393 НК РФ).
Из материалов дела следует, что ФИО2 в спорные периоды являлась собственником следующего имущества (что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости):
- здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; доля в праве 1/3; право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ годы – 711 180 руб. (по заявлению налогоплательщика произведен перерасчет, в результате чего расчет налога на имущество по данному объекту за ДД.ММ.ГГГГ годы произведен по кадастровой стоимости); инвентаризационная стоимость (на ДД.ММ.ГГГГ - 1 195 564,50, с учетом коэффициента-дефлятора, утвержденного на данный налоговый период – 1,518) в ДД.ММ.ГГГГ году – 1 814 866 руб.;
- здания, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №; доля в праве 1/3; право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ годы – 8 766 702 руб. Данный объект включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденный приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ №, на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденный приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ №, на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденный приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ №;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; доля в праве <данные изъяты>; право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; кадастровая стоимость в ДД.ММ.ГГГГ годах – 2 775 270,42 руб.; в ДД.ММ.ГГГГ году в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 775 270,42 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 755 639 руб.;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №; доля в праве 1; право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; кадастровая стоимость в ДД.ММ.ГГГГ году – 1 894 068,63 руб., в ДД.ММ.ГГГГ годах – 1 164 001,41 руб.
Налоговым органом исчислены ФИО2 подлежащие уплате налоги:
- налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год:
по объекту имущества с кадастровым номером № (711 180 руб. * 1/3 * 0,5% * 12/12) в размере 1 185 руб.;
по объекту имущества с кадастровым номером № (8 766 702 руб. * 1/3 * 2% * 12/12) в размере 58 445 руб.;
- налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год:
1) по объекту имущества с кадастровым номером № (711 180 руб. * 1/3 * 0,5% * 12/12) в размере 1 185 руб.;
2) по объекту имущества с кадастровым номером № (8 766 702 руб. * 1/3 * 2% * 12/12) в размере 58 445 руб.;
- налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год:
1) по объекту имущества с кадастровым номером № (1 814 866 руб. * 1/3 * 1,35% * 12/12) в размере 8 167 руб.;
2) по объекту имущества с кадастровым номером № (8 766 702 руб. * 1/3 * 2% * 12/12) в размере 58 445 руб.;
- земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год по объекту имущества с кадастровым номером № (1 894 068 руб. * 1 * 1,5% * 12/12) в размере 28 411 руб., при этом с учетом суммы, ранее начисленной до перерасчета (1 894 068 руб. * 1 * 0,10% * 12/12 = 1 894 руб.), разница составила 26 517 руб.;
- земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год по объекту имущества с кадастровым номером № (1 164 001 руб. * 1 * 1,5% * 12/12) в размере 17 460 руб., при этом с учетом суммы, ранее начисленной до перерасчета (1 164 001 руб. * 1 * 0,10% * 12/12 = 1 164 руб.), разница составила 16 296 руб.;
- земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год:
1) по объекту имущества с кадастровым номером № (1 164 001 руб. * 1 * 1,5% * 12/12) в размере 17 460 руб.;
2) по объекту имущества с кадастровым номером № (2 775 270 руб. * 629/2262 * 1,5% * 12/12) в размере 11 576 руб.;
- земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год:
1) по объекту имущества с кадастровым номером № (1 164 001 руб. * 1 * 1,5% * 7/12) в размере 10 185 руб.;
2) по объекту имущества с кадастровым номером № (2 775 270 руб. * 629/2262 * 1,5% * 12/12) в размере 11 576 руб.;
- земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год по объекту имущества с кадастровым номером № ((2 775 270 руб. * 629/2262 * 1,5% * 4/12) + (2 755 639 руб. * 629/2262 * 1,5% * 8/12)) в размере 11 521 руб.
В связи с исчислением указанных налогов ФИО2 направлены (что подтверждается скриншотами АИС Налог-3 ПРОМ, реестрами почтовых отправлений, отслеживанием с официального сайта Почты России) налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ФИО2 не произвела уплату налогов в установленные сроки, ей направлены:
- требование об уплате налогов и пени за ДД.ММ.ГГГГ годы (о взыскании задолженностей по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 52 600 руб., после уменьшения в размере 9 186 руб., по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 26 517 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 16 296 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 11 576 руб. и 17 460 руб.) № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое не было исполнено налогоплательщиком. Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в результате чего и.о. мирового судьи судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, на который поступили возражения от налогоплательщика. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа. Сведения об обращении налогового органа с административным исковым заявлением, содержащим требования о взыскании вышеуказанных задолженностей, в суд отсутствуют, добровольного погашения задолженности по данным налогам налогоплательщиком не производилось, в связи с чем можно сделать вывод об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание данных недоимок;
- требование об уплате налогов и пени за ДД.ММ.ГГГГ годы (о взыскании задолженностей по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5 845 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 58 445 руб., по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 10 185 руб. и 11 576 руб.) № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое не было исполнено налогоплательщиком. Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в результате чего и.о. мирового судьи судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, вступивший в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. По информации Отдела судебных приставов Железнодорожного района г. Барнаула данный исполнительный документ ДД.ММ.ГГГГ предъявлен к взысканию, однако, ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении исполнительного производства, так как документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, что не лишает налоговый орган права предъявления данного документа к взысканию в установленные законом сроки. Задолженность на сегодняшний день не погашена. Таким образом, можно сделать вывод, что право на принудительное взыскание вышеуказанных недоимок налоговым органом в настоящий момент не утрачено;
- требование об уплате налогов и пени за ДД.ММ.ГГГГ годы (о взыскании задолженностей по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1 185 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1 185 руб.) № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплате налогов и пени за ДД.ММ.ГГГГ год (о взыскании задолженностей по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 58 445 руб. и 8 167 руб., по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 11 521 руб.) № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которые не были исполнены налогоплательщиком. Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в результате чего мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, на который поступили возражения от налогоплательщика. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа. Налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением с требованиями о взыскании задолженностей по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 58 445 руб. и 8 167 руб., по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 11 521 руб., которые удовлетворены в полном объеме решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность на сегодняшний день не погашена. Таким образом, можно сделать вывод, что право на принудительное взыскание вышеуказанных недоимок налоговым органом в настоящий момент не утрачено. Сведения об обращении налогового органа в суд с административным исковым заявлением с требованиями о взыскании задолженностей по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1 185 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1 185 руб. отсутствуют, в связи с чем можно сделать вывод об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание данных недоимок, поскольку данная задолженность не погашена.
Поскольку ФИО2 не произвела уплату налогов в установленный срок, ей исчислены, согласно ст. 75 НК РФ:
- пени на недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ годы в следующих размерах:
Налоговый период |
Сумма налога |
Сумма пени |
Период начисления пени |
Требование об уплате № |
ДД.ММ.ГГГГ |
1 185 |
4,06 |
ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
1 185 |
15,89 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
1 185 |
27,15 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
1 185 |
36,78 |
ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
5 845 |
98,87 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
5 845 |
78,36 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
5 845 |
133,93 |
ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
5 845 |
181,38 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
9 186 |
155,40 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
9 186 |
123,17 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
1 185 |
4,06 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
1 185 |
15,89 |
ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
1 185 |
27,15 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
1 185 |
36,78 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
7 968 |
134,79 |
ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
7 968 |
106,84 |
ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
7 968 |
182,61 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
7 968 |
247,29 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
58 445 |
988,70 |
ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
58 445 |
783,65 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
58 445 |
1 339,36 |
ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
58 445 |
1 813,75 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
8 167 |
168,65 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
8 167 |
253,46 |
ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
58 445 |
1 206,89 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
58 445 |
1 813,75 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
9 978,61 |
- пени на недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в следующих размерах:
Налоговый период |
Сумма налога |
Сумма пени |
Период начисления пени |
Требование об уплате № |
ДД.ММ.ГГГГ |
26 517 |
448,57 |
ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
26 517 |
355,55 |
ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
26 517 |
607,68 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
26 517 |
822,93 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
16 296 |
275,68 |
ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
16 296 |
218,50 |
ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
16 296 |
373,44 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
16 296 |
505,71 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 576 |
195,84 |
ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 576 |
155,23 |
ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 576 |
265,30 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 576 |
359,26 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
17 460 |
295,37 |
ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
17 460 |
234,12 |
ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
17 460 |
400,13 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
17 460 |
541,87 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
10 185 |
172,31 |
ДД.ММ.ГГГГ |
56087 |
ДД.ММ.ГГГГ |
10 185 |
136,58 |
ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
10 185 |
233,42 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
10 185 |
316,10 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 576 |
155,23 |
ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 576 |
265,30 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 576 |
359,26 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 521 |
237,92 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 521 |
357,52 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
8 288,82 |
Расчет сумм пени приведен в материалах дела, судом проверен. Начисление пени по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год на сумму налога в размере 7 968 руб. произведено излишне, поскольку по данному налогу по заявлению налогоплательщика произведен перерасчет, отраженный в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, общие суммы пеней, указанные в просительной части исковых требований являются математически неверными. В остальном расчет сумм пени, за исключением вышеуказанных недостатков, произведен правильно.
В связи с неисполнением ФИО2 обязанности по уплате вышеуказанных налогов в установленные сроки налоговым органом ей направлены (что подтверждается реестрами почтовых отправлений, скриншотами из АИС Налог-3 ПРОМ, отчетами об отслеживании почтовых отправлений) требования об уплате пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Данные требования оставлены налогоплательщиком без исполнения.
Поскольку общая сумма задолженности, подлежащая взысканию по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ составила более 3 000 руб., то, согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Таким образом налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по данному требованию до ДД.ММ.ГГГГ, тогда как фактически Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю обратилась в суд с заявлением ДД.ММ.ГГГГ (согласно штемпелю входящей корреспонденции на заявлении), то есть с пропуском установленного законом срока.
Поскольку общая сумма задолженности, подлежащая взысканию по требованиям № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла менее установленного размера, то, согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила установленный размер. Сумма недоимки, подлежащая взысканию, превысила установленный размер по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по данным требованиям в течение 6 месяцев с указанной даты, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по данным требованиям ДД.ММ.ГГГГ (согласно штемпелю на заявлении), то есть в установленный законом срок. Мировым судьей судебного участка №<адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности, на который поступили возражения от налогоплательщика. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа.
Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, то есть в предусмотренный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа (до ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ, поэтому в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку задолженности по вышеуказанным налогам и пени не погашены до настоящего времени, доказательств уплаты данных задолженностей административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административных исковых требований в части, а именно суд взыскивает с ФИО2 в доход соответствующего бюджета:
- пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 7 773,18 руб., в том числе (за исключением сумм пени по требованию об уплате № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в связи с пропуском налоговым органом по этому требованию срока на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа; пени, начисленной на налог в размере 7 968 руб. в связи с его ошибочным начислением; пени, начисленной на налог в суммах 1 185 руб. за ДД.ММ.ГГГГ год и 1 185 руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, 9 186 руб. в связи с утратой налоговым органом права на принудительное взыскание данных недоимок):
Налоговый период |
Сумма налога |
Сумма пени |
Период начисления пени |
Требование об уплате № |
ДД.ММ.ГГГГ |
5 845 |
78,36 |
ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
5 845 |
133,93 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
5 845 |
181,38 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
58 445 |
783,65 |
ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
58 445 |
1 339,36 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
58 445 |
1 813,75 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
8 167 |
168,65 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
8 167 |
253,46 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
58 445 |
1 206,89 |
ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
2019 |
58 445 |
1 813,75 |
ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
7 773,18 |
- пени на недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 2 061,33 руб., в том числе (за исключением сумм пени по требованию об уплате № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в связи с пропуском налоговым органом по этому требованию срока на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа; пени, начисленной на недоимки по налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в связи с утратой налоговым органом права на принудительное взыскание данных недоимок):
Налоговый период |
Сумма налога |
Сумма пени |
Период начисления пени |
Требование об уплате № |
ДД.ММ.ГГГГ |
10 185 |
136,58 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
10 185 |
233,42 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
10 185 |
316,10 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 576 |
155,23 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
85401 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 576 |
265,30 |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 576 |
359,26 |
ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 521 |
237,92 |
ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ |
44303 |
ДД.ММ.ГГГГ |
11 521 |
357,52 |
ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ |
73386 |
2 061,33 |
Всего 9 834,51 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход местного бюджета - муниципального образования г. Барнаул государственную пошлину в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>: ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 393,67 ░░░., ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 3 936,76 ░░░., ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 3 442,75 ░░░.; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 465,89 ░░░., ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 595,44 ░░░., ░░░░░ 9 834,51 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░