УИД 28OS0000-01-2022-000073-77
Дело № 3а-107/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 июля 2022 года город Благовещенск
Амурский областной суд, в составе:
председательствующего судьи Воронина И.К.,
при секретаре Барановой В.А.,
с участием представителя административного истца Ф.И.О.1 – Ф.И.О.6, прокурора отдела прокуратуры Амурской области Ф.И.О.3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.1 к Благовещенской городской думе об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Ф.И.О.1 обратился в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением. В обоснование указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 1 200 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сада, расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, в кадастровом квартале, граница которого проходит по р. Игнатьевского склона, с/т «ЖБИ-12». Решением Благовещенской городской Думы от 19.12.2013 года № 70 156 территории, ограниченной кадастровым кварталом 28:01:110130, в границах которой расположен земельный участок, предполагаемый административным истцом к перераспределению, присвоено наименование с/т «Восток».
В 2021 году административный истец обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <номер> и земель, находящихся в государственной собственности, в границах с/т «ЖБИ-12» (с 2013 года - с/т «Восток»), согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Администрации города Благовещенска от 15.10.2021 года № 3154/16 административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в заключении соглашения о перераспределении земель, расположенных на территории с/т «ЖБИ-12» в кадастровом квартале 28:01:110130, в связи с расположением предлагаемых к перераспределению земель в границах нормативной санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов (учетный номер 28.01.2.63), отраженной от производственной зоны предприятия V класса опасности (П-3), установленной Генеральным планом города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 № 30/75, а также Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 года №26/100.
Вместе с тем, согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Амурской области от 05.05.2022 года Главным государственным санитарным врачом по Амурской области решение об установлении санитарно-защитной зоны на какой-либо объект в кадастровом квартале 28:01:110130 не выносилось. Информация об установлении санитарно-защитной зоны в указанном квартале также отсутствует и на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Амурской области.
Нарушение прав административного истца заключается в том, что распространение санитарно-защитной зоны на территорию образуемого земельного участка препятствует Ф.И.О.1 в реализации прав, предусмотренных положениями ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом уточненных требований, просит признать недействующим решение Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 года № 30/7 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска» в части распространения нормативной санитарно-защитной зоны на территорию образуемого земельного участка в с/т «Восток» (ранее с/т «ЖБИ-12») в кадастровом квартале 28:01:110130 города Благовещенска, согласно координат характерных точек границ:
Обозначение характерных точек границ | Система координат: местная | Система координат: МСК-28, зона 3 | ||
X | Y | X | Y | |
н1 | 16899,519 | 21253,921 | 457121,56 | 3283359,57 |
1 | 16896,884 | 21261,849 | 457118,90 | 3283367,49 |
2 | 16884,361 | 21298,808 | 457106,26 | 3283404,41 |
3 | 16855,524 | 21283,979 | 457077,47 | 3283389,49 |
н2 | 16852,269 | 21282,290 | 457074,22 | 3283387,79 |
н3 | 16853,843 | 21277,445 | 457075,81 | 3283382,95 |
н4 | 16861,303 | 21255,051 | 457083,34 | 3283360,58 |
н5 | 16863,565 | 21255,804 | 457085,60 | 3283361,34 |
н6 | 16863,901 | 21254,623 | 457085,94 | 3283360,16 |
н7 | 16864,445 | 21252,771 | 457086,49 | 3283358,31 |
н8 | 16867,720 | 21241,531 | 457089,80 | 3283347,08 |
н1 | 16899,519 | 21253,921 | 457121,56 | 3283359,57 |
Административный истец, представитель административного ответчика Благовещенской городской Думы, просившая о рассмотрении дела в свое отсутствие, представитель заинтересованного лица администрации города Благовещенска, просившая о рассмотрении дела в свое отсутствие, представители Управления Роспотребнадзора по Амурской области и АО «Дальневосточная генерирующая компания» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При данных обстоятельствах на основании статьи 150, части 5 статьи 213 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Ф.И.О.1 – Ф.И.О.6 настаивала на удовлетворении заявленных требований, пояснив об обстоятельствах, изложенных в административном исковом заявлении.
В письменном отзыве представитель Благовещенской городской Думы указала, что ориентировочная санитарно-защитная зона предприятия, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером <номер>, при отсутствии соответствующих актов органов санитарно-эпидемиологического надзора, была отображена на схеме, являющейся приложением к Генеральному плану, именно в целях обеспечения безопасности, защиты от негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека и подлежит применению до 1 января 2025 года. Земельный участок с кадастровым номером <номер> и предлагаемый к перераспределению земельный участок, согласно Основному чертежу Генерального плана города Благовещенска, расположен в функциональной зоне улично-дорожной сети. На оспариваемые участки отображена 500-метровая санитарно-защитная зона на Карте комплексной оценки территории материалов по обоснованию Генерального плана города Благовещенска от производственной зоны СП «Благовещенская ТЭЦ», являющейся подразделением АО «Дальневосточная генерирующая компания». В Генеральном плане границы 500-метровой СЗЗ показаны от границ Благовещенской ТЭЦ с учетом нормативных размеров СЗЗ, в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов I-II класса опасности. Управление Роспотребнадзора по Амурской области не принимает решения об установлении санитарно-защитной зоны от ТЭЦ, поскольку это является компетенцией Роспотребнадзора. По заявлению АО «Дальневосточная генерирующая компания» 08.04.2016 года Главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» было выдано экспертное заключение по гигиенической оценке проектной документации по обоснованию размеров санитарно-защитной зоны для Благовещенской ТЭЦ. Из экспертного заключения следует, что расчетная санитарно-защитная зона по совокупности факторов воздействия на атмосферный воздух приведена в графической части материалов проектной документации. На основании экспертного заключения от 08.04.2016 года Главный государственный санитарный врач Амурской области выдала санитарно-эпидемиологическое заключение № 28.22.03.000.Т.000174.05.16 от 11.05.2016 года о том, что обоснование размеров санитарно-защитной зоны Благовещенской ТЭЦ соответствует требованиям СанПиП 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Филиал «Амурская генерация» 19.09.2019 года на основании постановления Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 года обратился в управление Роспотребнадзора по Амурской области за принятием решения об установлении СЗЗ для СП «Благовещенская ТЭЦ» согласно разработанного проекта на основании экспертного заключения. Управление Роспотребнадзора по Амурской области 27.09.2019 сообщило в филиал «Амурская генерация», что в предоставленных материалах отсутствует графическое описание границ объекта в формате ХМL-схемы. В настоящее время СП «Благовещенская ТЭЦ» заключило договор с подрядчиком на описание границ в формате XML и исправлению иных недочетов, договор находится в стадии исполнения. На момент принятия Генерального плана города Благовещенска Благовещенская городская Дума не допустила нарушений федерального законодательства, поскольку постановление Правительства от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» принято позднее, чем решение Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 № 30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска». Отображение нормативных размеров санитарно-защитных зон в Генплане не противоречит федеральному законодательству. В ЕГРН занесена указанная санитарно-защитная зона, которой присвоен номер 28:01-6.61. Однако, санитарно-защитная зона с указанным номером применяется только в отношении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенск, утв. постановлением администрации города Благовещенска и не может распространяться на Генеральный план города Благовещенска. На стр. 2 выписки из ЕГРН указано, что реестровый (учетный номер) зоны с особыми условиями использования территорий установлен на основании муниципального контракта № 108 на выполнение проекта Правил землепользования и застройки МО города Благовещенска. Согласно Генеральному плану, утвержденному решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 № 30/75, оспариваемая территория также расположена в СЗЗ, однако в отношении Генерального плана не заключался муниципальный контракт об установлении реестрового (учетного) номера СЗЗ в ЕГРН. К тому же, Генеральный план города Благовещенска принят Благовещенской городской думой 26.07.2007, а реестровый номер СЗЗ присвоен в ЕГРН 01.11.2017, в связи с чем указанный реестровый номер о зоне с особыми условиями использования территорий, присвоенный позднее, нежели принят нормативный правовой акт Благовещенской городской Думы, не может применяться в отношении Генерального плана города Благовещенска.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель администрации города Благовещенска указала, что Генеральный план города Благовещенска принят уполномоченным органом на дату его издания с соблюдением процедур, предусмотренных ГрК РФ, официально опубликован в установленном порядке. Земельный участок истца, в соответствии с выкопировкой из карты основного чертежа Генерального плана, полностью находится в границах зоны с особыми условиями использования территорий «санитарно - защитная зона и санитарные разрывы (нормативная)» от территориальной зоны предприятий v класса опасности (П-3). Сославшись на положения ст. 26 Федерального закона РФ от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ» указала, что отображение нормативных размеров санитарно-защитных зон в Генеральном плане не противоречит действующему законодательству, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В отзыве на административное исковое заявление от филиала АО «ДГК» «Амурская генерация» указано, что земельный участок административного истца находится на расстоянии 425 метров от территории предприятия, а, следовательно в пределах предполагаемой пятисотметровой санитарно-защитной зоне СП «Благовещенска ТЭЦ». В наносящее время организацией ведутся работы по разработке проекта санитарно-защитной зоны с целью ее последующего устанволения в предусмотренном законом порядке.
Участвующий по делу прокурор указала, что в судебном заседании достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что отображение санитарно-защитной зоны произведено с нарушением порядка ее установления, в отсутствии заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации, либо его заместителя. С учетом изложенного, полагала, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Выслушав пояснения представителя административного истца, заключение участвующего в деле прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец Ф.И.О.1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 1 200 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сада, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, в кадастровом квартале, граница которого проходит по р. Игнатьевского склона, с/т «ЖБИ-12», номер регистрации права <номер>-28/001/2017-2 от 06.10.2017 года.
27 сентября 2021 года Ф.И.О.4, действующий на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ, заключенного с Ф.И.О.1, обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о перераспределении принадлежащего Ф.И.О.1 земельного участка с кадастровым номером <номер> и земель, находящихся в государственной собственности, в границах с/т «ЖБИ-12» (с 2013 года - с/т «Восток»), согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Администрации города Благовещенска от 15.10.2021 года № 3154/16 административному истцу в удовлетворении заявления было отказано, поскольку согласно Генеральному плану города Благовещенска (далее - Генеральный план), утвержденному решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 № 30/75, земли, предлагаемые к перераспределению с земельным участком с кадастровым номером <номер>, расположены на территории, которая функционально определена зоной улично-дорожной сети, предназначенной для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок). Использование земельных участков для ведения садоводства в границах вышеуказанной функциональной зоны не предусмотрено. В соответствии с Генеральным планом, картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 № 26/100 (далее - Правила), по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, рассматриваемая территория расположена в санитарно - защитной зоне (далее - СЗЗ) и санитарных разрывах (нормативная) (учетный номер 28.01.2.63, реестровый номер 28:01-6.61), отраженной от производственной зоны предприятий V класса опасности (П-3). Территориальная зона П-3 предназначена для формирования комплексов производственных, коммунальных предприятий, складских баз, относящихся к V классу опасности, с размером нормативной СЗЗ не более 50 м согласно главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН).
Из имеющейся в деле выкопировки из карты комплексной оценки территории материалов по обоснованию Генерального плана города Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 г. № 30/75 (с изм., внесёнными решением Благовещенской городской Думы от 26 марта 2015 г. № 8/92) следует, что земельный участок, запрашиваемый административным истцом, расположен в границах нормативной санитарно-защитной зоны, отображенной от производственной зоны территории промышленных объектов I-II класса опасности (ОАО «Благовещенская ТЭЦ-СП» ОАО Амурэнерго»).
Первоначальный текст решения Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 г. № 30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска» опубликован в печатном издании «Благовещенск» № 30 от 27 июля 2007 г.
В Генеральный план вносились изменения на основании решения Благовещенской городской Думы от 17 июля 2014 г. № 78/74, опубликованного в печатном издании «Благовещенск» № 28 от 18-24 июля 2014 г., и решения Благовещенской городской Думы от 26 марта 2015 г. № 8/92, опубликованного в печатном издании «Благовещенск» № 12 от 27 марта 2015 г.
Следуя необходимости проверки заинтересованности Ф.И.О.1 в предъявлении настоящего административного искового заявления, суд исходит из того, что оспариваемые положения нормативного правового актов были применены администрацией города Благовещенска при рассмотрении его заявления от 27 сентября 2021 года о перераспределении принадлежащего Ф.И.О.1 земельного участка с кадастровым номером <номер> и земель, находящихся в государственной собственности, в границах с/т «ЖБИ-12» (с 2013 года - с/т «Восток»), согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, послужив одним из оснований для отказа в его удовлетворении. Следовательно, указанный нормативный правовой акт в названной части непосредственно затрагивает права Ф.И.О.1
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным представительным органом местного самоуправления – Благовещенской городской Думой, с соблюдением установленной процедуры, в установленной форме, надлежащим образом опубликован в официальном печатном издании. О нарушении порядка принятия и опубликования указанного нормативного правового акта административный истец не заявлял, иные участвующие в деле лица доводов об этом также не приводили.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует к действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года №554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (абз. 2 п. 2.1 СанПиН).
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» обязанность проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления, возлагается на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны.
Изложенные правовые нормы свидетельствуют о том, что установление санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств I и II класса опасности, определение ее размеров и отображение в документах, регламентирующих градостроительную деятельность, осуществляется исключительно на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Установление санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности, определение ее размеров и отображение в документах, регламентирующих градостроительную деятельность, осуществляется исключительно на основании решения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. При этом установление размеров санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств во всех случаях проводится при наличии соответствующего проекта обоснования, с учетом результатов натурных исследований и измерений.
Доводы представителей Благовещенской городской Думы и администрации города Благовещенска о том, что представительный орган вправе самостоятельно отобразить в Генеральном плане и на карте градостроительного зонирования санитарно-защитную зону и определить ее размеры исходя из нормативных значений, противоречат содержанию указанных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые не предоставляют органам местного самоуправления подобных полномочий.
В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем административного ответчика, что решение Главным государственным санитарным врачом Амурской области об установлении санитарно-защитной зоны, в границах которой находятся земельный участок с кадастровым номером <номер>, и земли, находящиеся в государственной собственности, в границах с/т «ЖБИ-12» (с 2013 года - с/т «Восток»), согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не принималось, доказательств обратного не представлено.
Таким образом, санитарно-защитная зона, в границах которой расположен запрашиваемый земельный участок, в порядке, предусмотренном пунктом 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не устанавливалась.
Согласно части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 455-ФЗ, от 30.12.2021 N 447-ФЗ) с 1 января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Из буквального содержания данных положений следует, что они применяются в отношении санитарно-защитных зон, которые были определены в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. К числу таких законодательных актов относятся и Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», отдельные нормы которого не были соблюдены при установлении оспариваемых санитарно-защитных зон.
Таким образом, введение в действие части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по существу не опровергает изложенных выше выводов суда о возможности установления санитарно-защитной зоны, определения ее размеров и отображения в документах, регламентирующих градостроительную деятельность, исключительно на основании решения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя при наличии соответствующего проекта обоснования, с учетом результатов натурных исследований и измерений.
Следовательно, отображение в Генеральном плане города Благовещенска санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, в данном случае противоречит актам большей юридической силы.
По указанной причине решение Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 года № 30/7 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска» в части распространения нормативной санитарно-защитной зоны на территорию образуемого земельного участка в с/т «Восток» (ранее с/т «ЖБИ-12») в кадастровом квартале 28:01:110130 города Благовещенска, согласно координат характерных точек границ:
Обозначение характерных точек границ | Система координат: местная | Система координат: МСК-28, зона 3 | ||
X | Y | X | Y | |
н1 | 16899,519 | 21253,921 | 457121,56 | 3283359,57 |
1 | 16896,884 | 21261,849 | 457118,90 | 3283367,49 |
2 | 16884,361 | 21298,808 | 457106,26 | 3283404,41 |
3 | 16855,524 | 21283,979 | 457077,47 | 3283389,49 |
н2 | 16852,269 | 21282,290 | 457074,22 | 3283387,79 |
н3 | 16853,843 | 21277,445 | 457075,81 | 3283382,95 |
н4 | 16861,303 | 21255,051 | 457083,34 | 3283360,58 |
н5 | 16863,565 | 21255,804 | 457085,60 | 3283361,34 |
н6 | 16863,901 | 21254,623 | 457085,94 | 3283360,16 |
н7 | 16864,445 | 21252,771 | 457086,49 | 3283358,31 |
н8 | 16867,720 | 21241,531 | 457089,80 | 3283347,08 |
н1 | 16899,519 | 21253,921 | 457121,56 | 3283359,57 |
необоснованно ограничивает права административного истца и подлежит признанию недействующими.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Следовательно, требования Ф.И.О.1 подлежат удовлетворению.
Исходя из части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения в газете «Благовещенск».
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, решение Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 года № 30/7 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска», в оспариваемой части, подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░.1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26.07.2007 ░░░░ № 30/7 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░/░ «░░░░░░» (░░░░░ ░/░ «░░░-12») ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 28:01:110130 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ | ░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░ | ░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░-28, ░░░░ 3 | ||
X | Y | X | Y | |
░1 | 16899,519 | 21253,921 | 457121,56 | 3283359,57 |
1 | 16896,884 | 21261,849 | 457118,90 | 3283367,49 |
2 | 16884,361 | 21298,808 | 457106,26 | 3283404,41 |
3 | 16855,524 | 21283,979 | 457077,47 | 3283389,49 |
░2 | 16852,269 | 21282,290 | 457074,22 | 3283387,79 |
░3 | 16853,843 | 21277,445 | 457075,81 | 3283382,95 |
░4 | 16861,303 | 21255,051 | 457083,34 | 3283360,58 |
░5 | 16863,565 | 21255,804 | 457085,60 | 3283361,34 |
░6 | 16863,901 | 21254,623 | 457085,94 | 3283360,16 |
░7 | 16864,445 | 21252,771 | 457086,49 | 3283358,31 |
░8 | 16867,720 | 21241,531 | 457089,80 | 3283347,08 |
░1 | 16899,519 | 21253,921 | 457121,56 | 3283359,57 |
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (630005, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░.57░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░