Дело __
__
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2024 года г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в составе:
председательствующего судьи Павлючик И. В.
при секретаре Чумакове Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юферова С. А. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области, Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области, Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области, признании незаконным действия налогового органа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Юферов С. А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области, Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области, Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области, признании незаконным действия налогового органа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, указав, что решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области __ от 04.10.2023 оставлена без удовлетворения жалоба Юферова С.А. на действия должностных лиц Межрайонных ИФНС России __ по Новосибирской области, выразившиеся во включении в сальдо ЕНС задолженности в размере 9 791, 32 рубля с последующем проведении зачета.
20.07.2023 административным истцом было подано заявление в налоговый орган по месту жительства (МИФНС __ по Новосибирской области) с просьбой разъяснить правовые основания формирования стартовой недоимки по пени в ЕНС в размере 9 792, 78 рублей, поскольку начисление пени в данной сумме произведено еще в __ г., действия по принудительному взысканию пени налоговым органом не производилось, сроки принудительного взыскания пени, установленные НК РФ, истекли.
21.07.2023 МИФНС __ по Новосибирской области сообщила истцу, что указанное обращение было перенаправлено в МИФНС России __ по Новосибирской области по принадлежности для рассмотрения и подготовки ответа.
24.07.2023 от МИФНС России __ по Новосибирской области поступил ответ __ согласно которому сальдо ЕНС сформировано 01.01.2023 на основании данных, имеющихся у инспекции по состоянию на 31.12.2022; начисление пени в сумме 9 791,32 рубля производилось за период 01.02.2009 по 01.06.2016 г.; начисление пени в сумме 1, 46 рублей произведены за периоды, истекшие до 01.01.2017 года; налоговым органом был произведен зачет имевшейся на 01.01.2023 переплаты по ЕНС в погашение задолженности по пени в сумме 9 792,78 рублей. Волеизъявление на погашение задолженности по пени в размере 9 792,78 руб. у истца отсутствует.
Административный истец считает, что у налогового органа истек срок взыскания задолженности по пени. Направление требования и обращение в суд, налоговым органом не произведены.
Имеющаяся переплата в сумме 6 738,67 руб. не вошла в сальдо ЕНС, так как возникла более трех лет назад, но при этом задолженность по пени, возникшая более 6 лет назад в сальдо незаконно включена.
В суммы неисполненных обязанностей в целях формирования сальдо ЕНС не включаются суммы, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.
Учитывая изложенное, административный истец считает действия налоговых органов по включению в сальдо ЕНС пени за __ годы в размере 9 792,78 руб. и последующему проведению зачета в погашение задолженности по пени по переплате по ЕНС незаконными.
В связи с чем, 18.08.2023 административным истцом была подана жалоба в УФС России по НСО, которая решением УФНС России по НСО __ от 04.10.2023 оставлена без удовлетворения.
Незаконными действиями налоговых органов административному истцу был причинен материальный ущерб в размере 9 792 руб. 78 коп.
На основании изложенного, административный истец Юферов С.А. просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области __ от 04.10.2023; признать незаконными действия налоговых органов по включению в сальдо ЕНС Юферова С.А. пени за __ г. в размере 9 792, 78 и последующему проведению зачета переплаты по ЕНС в погашение задолженности по пени; обязать МИФНС России по Новосибирской области __ 18 исключить из сальдо ЕНС, сформированного по состоянию на 01.01.2023, задолженность по пени в размере 9 792, 78 рублей; обязать МИФНС России по Новосибирской области __ 18 отменить проведенный налоговым органом зачет имевшейся на 01.01.2023 переплаты по ЕНС в погашение задолженности по пени в сумме 9 792,78, восстановить сумму 9 792, 78 руб. на едином налоговом счете налогоплательщика.
В судебное заседание административный истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
В судебном заседании представители административного истца пол доверенности Золоторева М.А., Попова Т.В. административные исковые требования, письменные пояснения (л.д. 45-46) поддержали в полном объеме, дополнительно пояснили, что Юферовым С.А. в течение 2023 г. добросовестно исполнялись обязательства по налогам, в том числе оплачены фиксированные страховые взносы за себя в общей сумме 45 489 руб. В назначении платежа платежных поручений на оплату страховых взносов указано: «Единый налоговый платеж (ОПС, ОМС фиксированные за себя за 2023). Однако по состоянию на 11.12.2023 в личном кабинете налогоплательщика имеется информация о наличии переплаты всего в размере 36 142,02 руб. В связи с проведением налоговым органом незаконного зачета пени в размере 9 792,78 руб. фактически образовалась недоимка по страховым взносам в размере 9 699,98 руб.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФНС по Новосибирской области по доверенности Дорошец В.В. с административными исковыми требованиями не согласился, поддержал письменные возражения на иск (л.д. 35-37), полагал, что налоговый орган правомерно учитывал недоимку в размере 9 792,78 руб. при формировании сальдо по ЕНС. Поскольку в отношении спорной суммы пени не возбуждалось исполнительное производство, то оснований для исключения ее из ЕНС не имелось. Таким образом, доводы Юферова С.А., приведенные в административном исковом заявлении, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как основаны на неверном толковании норм права. Жалоба рассмотрена УФНС по Новосибирской области в установленный законом срок и по существу. Какие- либо права и законные интересы истца не нарушены.
В судебном заседании представитель административного ответчика МИФНС __ по Новосибирской области по доверенности Минцева С.Н. с административными исковыми требованиями не согласилась, поддержала письменный отзыв на иск (л.д. 21-23), дополнительно пояснила, что начальное сальдо ЕНС налогоплательщика формируется на 01.01.2023 автоматически на основании сведений, имеющихся по состоянию на 31.12.2022 у налоговых органов. По состоянию на 31.12.2022 за налогоплательщиком числилась спорная задолженность по пеням. Задолженность, по которой истекли сроки взыскания подлежит исключению из сальдо ЕНС на основании решения суда об истечении срока давности в порядке ст. 59 НК РФ. Поскольку на сегодняшний день отсутствует судебный акт об утрате налоговым органом возможности ее взыскания в связи с истечением установленного срока осуществления принудительных мер, основанием для списания задолженности у МИФНС __ отсутствует. Кроме того, принятый по данному делу судебный акт, подлежит исполнению МИФНС __ по Новосибирской области, в связи с этим, надлежащим ответчиком по данному спору будет являться МИФНС __ по Новосибирской области, просила исключить МИФНС __ по Новосибирской области из числа ответчиков.
В судебном заседании представитель административного ответчика МИФНС __ по Новосибирской области по доверенности Дубровина Е.Ф. с административными исковыми требованиями не согласилась, поддержала письменные возражения на иск (л.д. 27-28), дополнительно пояснила, что на 31.12.2022 сумма пени в размере 9 792,78 руб. истцом не уплачена. Также у истца на 31.12.2022 имелась задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 9 791,32 руб. Начисление пени производилось за систематическую несвоевременную уплату налога НДФЛ за период с 01.02.2009 по 01.06.2016 в сумме 14 545,82 руб. 18.12.2018 было списано задолженности по виду платежа пеня в сумме 4 754,50 руб. Остаток задолженности по пени по НДФЛ составил 9 791,32 руб. Оснований для списания остатка задолженности по пени не имеется, так как списание происходит на основании судебного акта. По состоянию на 01.01.2023 задолженность по пени по НДФЛ в сумме 9 791,32 руб. налогоплательщиком не оплачена. Задолженность по пени по страховым взносам на ОПС составила 1,46 руб. Всего задолженность по пени по состоянию на 01.01.2023 составила 9 792,78 руб. Согласно алгоритму формирования сальдо ЕНС, вся недоимка, сложившаяся по налогам, страховым взносам и пеням на 31.12.2022 была автоматически передана на Единый налоговый счет. По состоянию на 31.12.2022 за истцом числилась переплата в сумме 242 927,37 руб. По состоянию на 01.01.2023 на ЕНС Юферова С.А. сформировалось положительное сальдо ЕНС в размере 233 134, 59 рубля. Задолженность, в отношении которой истекли сроки взыскания, подлежит исключению из сальдо ЕНС на основании решения суда об истечении срока давности в порядке ст. 59 НК РФ. В отношении спорной задолженности на дату формирования возражений отсутствует акт об утрате налоговым органом возможности ее взыскания, следовательно, отсутствуют основания для списания суммы в размере 9 792, 78 руб. Просила в иске отказать.
Суд, выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что административные исковые требования Юферова С. А. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области, Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области, Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области, признании незаконным действия налогового органа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.п. 2 п.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания незаконным постановления, действия (бездействия) должностного лица необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов истца.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ (п. 8 ст. 226 КАС РФ) суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что Юферов С.А. состоит на учете по месту жительства в МИФНС __ по НСО с 09.09.2014 г. Налогоплательщик является адвокатом, учредившим адвокатский кабинет.
20.07.2023 административным истцом Юферовым С.А. было подано заявление в МИФНС __ по Новосибирской области с просьбой разъяснить правовые основания формирования стартовой недоимки по пени в ЕНС в размере 9 792, 78 рублей, поскольку начисление пени в данной сумме произведено еще в __ г., действия по принудительному взысканию пени налоговым органом не производилось, сроки принудительного взыскания пени, установленные НК РФ, истекли (л.д. 11).
21.07.2023 МИФНС __ по Новосибирской области сообщила истцу, что указанное обращение было перенаправлено в МИФНС России __ по Новосибирской области по принадлежности для рассмотрения и подготовки ответа (л.д. 12).
24.07.2023 МИФНС России __ по Новосибирской области направлен в адрес Юферова С.А. ответ __ согласно которому сальдо ЕНС сформировано 01.01.2023 на основании данных, имеющихся у инспекции по состоянию на 31.12.2022; начисление пени в сумме 9 791,32 рубля производилось за период 01.02.2009 по 01.06.2016 г.; начисление пени в сумме 1, 46 рублей произведены за периоды, истекшие до 01.01.2017 года; налоговым органом был произведен зачет имевшейся на 01.01.2023 переплаты по ЕНС в погашение задолженности по пени в сумме 9 792,78 рублей (л.д. 13).
Полагая действия налоговых органов по включению в сальдо ЕНС пени за __ годы в размере 9 792,78 руб. и последующему проведению зачета в погашение задолженности по пени по переплате по ЕНС незаконными, 18.08.2023 административным истцом была подана жалоба в УФС России по НСО на действия налоговых органов (л.д. 9-10).
Решением УФНС России по НСО __ от 04.10.2023 жалоба Юферова С.А. на действия налоговых органов оставлена без удовлетворения (л.д. 7-8).
Из решения УФНС России по НСО от 04.10.2023 __ следует, что в связи с несвоевременной уплатой налога на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ по срокам уплаты 01.08.2014, 01.09.2014, 01.10.2014, 01.11.2014, 01.12.2014, 01.01.2015, 01.08.2015, 01.09.2015, 01.10.2015, 01.11.2015, 01.12.2015, 01.01.2016, 01.02.2016 и задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) Юферову С.А. инспекцией 5402 начислены пени в сумме 9 792,78 руб. (по НДФЛ в размере 9 791,32 руб. + по страховым взносам в размере 1,46 руб.).
По состоянию на 31.12.2022 указанная задолженность по пеням в размере 9 792,78 руб. Юферовым С.А. не уплачена.
В соответствии с ФЗ от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую НК РФ» с 01.01.2023 введено новый порядок учета налоговых платежей – ЕНС.
Согласно ч.1 ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 №263-ФЗ начальное сальдо ЕНС налогоплательщика формируется 01.01.2023 автоматически на основании сведений, имеющихся по состоянию на 31.12.2022 г. у налоговых органов.
По состоянию на 31.12.2022 за налогоплательщиком числилась задолженность по пени в размере 9 792,78 руб., из которой:
- пени по НДФЛ - 9 791,31 руб.
- пени по страховым взносам (за расчетные периоды до 01.01.2017) – 1, 46 руб.
Начисление пени производилось за систематическую несвоевременную уплату налога НДФЛ за период с 01.02.2009 по 01.06.2016 в сумме 14 545,82 руб.
18.12.2018 было списано задолженности по виду платежа пеня в сумме 4 754,50 руб. (решение __). Остаток задолженности по пени по НДФЛ составил 9 791,32 руб.
Согласно алгоритму формирования сальдо ЕНС, вся недоимка, сложившаяся по налогам, страховым взносам и пеням на 31.12.2022 была автоматически передана на Единый налоговый счет.
На 31.12.2022 за Юферовым С.А. числилась переплата по налогам в размере 242 927,37 руб.
Поскольку в соответствии со ст. 11.3 НК РФ сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа и денежным выражением совокупной обязанности, то по состоянию на 01.01.2023 на ЕНС Юферова С.А. сформировалось положительное сальдо ЕНС в размере 233 134, 59 руб.
Из административного искового заявления Юферова С.А. следует, что волеизъявление на погашение задолженности по пени в размере 9 792,78 руб. у него отсутствует.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года __).
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
С 1 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон N 263-ФЗ, который ввел институт единого налогового счета и единого налогового платежа для всех налогоплательщиков.
Так, в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
Пункты 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 настоящей статьи:
1) со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи;
2) со дня, на который приходится срок уплаты налога, зачтенного в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате такого налога;
3) со дня учета на едином налоговом счете совокупной обязанности в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса при наличии на эту дату положительного сальдо единого налогового счета в части, в отношении которой может быть определена принадлежность сумм денежных средств, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи;
4) со дня зачета сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, на основании заявления, представленного в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 78 настоящего Кодекса;
5) со дня перечисления денежных средств не в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности по уплате государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом не выдан исполнительный документ, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
6) со дня удержания налоговым агентом сумм налога, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента.
Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);
5) пени;
6) проценты;
7) штрафы.
В силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с данным пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера совокупной обязанности не учитываются: суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм.
Как следует из материалов дела, решения УФНС России по НСО __ от 04.10.2023 по состоянию на 01.01.2023 налоговым органом был сформирован ЕНС налогоплательщика Юферова С.А., отрицательное сальдо которого включало задолженность по пени в сумме 9 791,32 рубля за период 01.02.2009 по 01.06.2016 г.; пени в сумме 1, 46 рублей за период до 01.01.2017 года. Таким образом, на 01.01.2023 в отрицательное сальдо ЕНС Юферова С.А. включена задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц, по страховым взносам (за расчетные периоды до 01.01.2017) по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок взыскания.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В настоящем случае не позднее 15.04.2016.
Статья 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
В абзаце третьем данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. п. 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
Таким образом, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года __ обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Указанные выводы согласуются с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года __
Между тем, доказательств наличия у административного истца Юферова С.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц за __ год, страховых взносов за 2016, на которые начислены пени в общей сумме 9 792,78 руб. налоговыми органами не представлено, как не представлено и доказательств принудительного взыскания суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц за __, страховых взносов, на которые начислены пени в общем размере 9792 руб. 78 коп. Кроме того, Межрайонной инспекцией ФНС России __ по Новосибирской области пропущены сроки ее взыскания. В связи с чем, оснований для включения в сальдо ЕНС пени за __ годы в размере 9792 руб. 78 коп. и последующего проведения зачета переплаты по ЕНС в погашении задолженности по пени у Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области не имелось.
В связи с чем, суд приходит к выводу о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области в отношении Юферова С. А. по включению в сальдо ЕНС пени за __ годы в размере 9792 руб. 78 коп. и последующему проведению зачета переплаты по ЕНС в погашении задолженности по пени.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. Данная совокупность обстоятельств судом установлена.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение о признании действий (бездействия), решений незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С целью восстановления нарушенного права административного истца, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Межрайонную инспекцию ФНС России __ по Новосибирской области обязанности по исключению из сальдо ЕНС Юферова С. А., сформированного по состоянию на 01.01.2023 задолженности по пени в размере 9792 руб. 78 коп., отмене проведенного зачета имевшейся по состоянию на 01.01.2023 переплаты по ЕНС в погашении задолженности по пени в размере 9 792 руб. 78 коп., восстановлении суммы в размере 9 792 руб. 78 коп. на едином налогом счете налогоплательщика Юферова С.А.
Принимая во внимание, что действия Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области в отношении Юферова С. А. по включению в сальдо ЕНС пени за __ годы в размере 9792 руб. 78 коп. и последующему проведению зачета переплаты по ЕНС в погашении задолженности по пени признаны судом незаконными, то решение Управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области по Новосибирской области от 04 октября 2023 года __ законным также признать нельзя. В связи с чем, суд приходит к выводу о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области по Новосибирской области от 04 октября 2023 года __ об оставлении жалобы Юферова С.А. без удовлетворения, как нарушающим права и законные интересы налогоплательщика Юферова С.А.
Вместе с тем, исковые требования Юферова С.А. к Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что вопросы по включению в сальдо ЕНС пени за __ годы в размере 9792 руб. 78 коп. и последующему проведению зачета переплаты по ЕНС в погашении задолженности по пени относятся к компетенции Межрайонной инспекции ФНС России __ по Новосибирской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ __ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ __ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 9792 ░░░. 78 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ __ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2023 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 9792 ░░░. 78 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ __ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2023 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 9792 ░░░. 78 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 9792 ░░░. 78 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
__.░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 29.02.2024
░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ __