Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-8105/2023 ~ М-6621/2023 от 27.09.2023

2а-8105/2023

56RS0018-01-2023-008289-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2023 года                                   г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи – Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием административного истца – Семенова С.В., представителя административного ответчика МИФНС России №13 по Оренбургской области Рабуховской Л.В., представителя административного соответчика МИФНС России №15 по Оренбургской области – Татьяниной Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова Сергея Владимировича к МИФНС России №13 по Оренбургской области, МИФНС России №15 по Оренбургской области, УФНС России по Оренбургской области о признании незаконным отказа в применении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... при исчислении налога на доходы физического лица за 2021 год,

У С Т А Н О В И Л :

Семенов С.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что 26 апреля 2021 года им получены в дар от Семеновой В.Г.:

    1/3 доля земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... местоположение: ... Земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала ..., согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровая стоимость Земельного участка составляла 3 719 432.33 руб.;

    1/3 доля земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... местоположение: ... Земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала ... согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровая стоимость Земельного участка составляла 1 597 478.67 руб.

Считая кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков экономически необоснованной, в декабре 2022 года, он обратился в Оренбургский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости участков равной их рыночной стоимости.

Решением Оренбургского областного суда от 13 февраля 2023 года по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена в размере 1 076 040 руб. и 505 440 руб., соответственно

Таким образом, оплате подлежала сумма 78 925 руб., в связи с чем платежным поручением от 24.01.2023 №... налог был оплачен в сумме 80 000 руб.

16 января 2023 года Семеновым С.В. была подана декларация 3-НДФЛ.

После вступления решения суда от 13.02.2023г. в законную силу, 11 апреля 2023 года в Межрайонную ИФНС № 13 России по Оренбургской области Семеновым С.В. была подана уточненная декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3 - НДФЛ) с расчетом налога согласно актуальной кадастровой стоимости.

По результатам КНП, письмом Межрайонной ИФНС № 13 России по Оренбургской области № ... от 5 июля 2023 года в пересчете налога было отказано.

Не согласившись с таким решением, 1 августа 2023 г. Семеновым С.В. была подана жалоба в УФНС России по Оренбургской области, однако письмом от 29 августа 2023 г. в пересчете налога отказано в связи с тем, что пересмотр кадастровой стоимости осуществлен после сделки дарения, измененная кадастровая стоимость объектов недвижимости не может быть учтена.

Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 3, пункт 1 статьи 38 и пункт 1 статьи 53 НК РФ, административный истец просит суд признать незаконным отказ МИФНС № 13 по Оренбургской области в применении рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номерами 56:12:0707001:214, 56:12:0706001:83 по налогу на доходы физического лица за 2021 год.

В судебном заседании административный истец Семенов С.В. заявленные требования поддержал, просил об их удовлетворении.

Представители административных соответчиков МИФНС России №13 по Оренбургской области действующая на основании доверенности Рабуховская Л.В., МИФНС России №15 по Оренбургской области действующая на основании доверенности Татьянина Н.Д. возражали против удовлетворения требований Семенова С.В. полагая их не основанными на нормах закона, представили суду письменные отзывы.

Представитель административного соответчика УФНС России по Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доводы участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Кодекса закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Объектом налогообложения по НДФЛ в силу статьи 41 НК РФ является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что налогооблагаемой базой для исчисления НДФЛ являются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

При этом, исходя из положений пункта 1 статьи 391 и пункта 1 статьи 402 НК РФ, для целей определения налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (а не по НДФЛ) используется кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности.

Из материалов дела усматривается, что Семеновым С.В. 26 апреля 2021 года получены в дар от Семеновой В.Г., не являющейся близкой родственницей, 1/3 доли земельных участков, находящихся по адресу: ... в западной части кадастрового квартала ... и в северной части кадастрового квартала ... с кадастровой стоимостью земельных участков 3 719 432,33 руб. и 1 597 478,67 руб. соответственно.

Согласно п. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поскольку декларация не представлена и уплаты не последовало, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) за 2021 год в период с 18.07.2022 по 05.10.2022, вынесен акт КНП от 14.10.2022 № ...

Решением КНП от 16.01.2023 № ... Инспекцией Семенову С. В. рассчитана сумма налога, исходя из имеющихся у налогового органа документов (информации), полученных от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, подлежащая уплате в бюджет в размере 240 793 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 12 039,75 руб., штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ - 18 059,50 руб. (приложение № 1, 2).

Поскольку Семенов С. В. посчитал, что стоимость земельных участков экономически необоснованная 28 декабря 2022 года обратился в суд.

Решением Оренбургского областного суда от 13 февраля 2023 года по делу № ... административное исковое заявление Семенова С. В. об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере рыночной удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости в размере 505 440 руб., земельного участка с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости в размере 1 076 040 руб.

В ответ на запрос Семенова С.В. от 14.04.2023 дан ответ на обращение от 05.07.2023 исх. № ... направлено решение по апелляционной жалобе УФНС России по Оренбургской области от 29.08.2023 исх. № ... где указано, что перерасчет налоговой базы и налогообложение доходов в части налога на доход физических лиц (далее - НДФЛ) за предыдущие налоговые периоды в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по решению суда на рыночную стоимость действующим налоговым законодательством не предусмотрено.

Оснований для признания решений налоговых органов незаконными у суда не имеется в силу следующего.

Определение кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» (далее - ФЗ № 237).

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ № 237, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков утверждаются актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу положений ч. 1 ст. 22 ФЗ № 237 результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (ч. 7 ст. 22 ФЗ № 237).

Согласно абз. 2 п. 1.1 ст. 391 НК РФ, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 июля 2019 года № 2168-0, часть 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-Ф3 предоставляет возможность заинтересованным лицам применять установленную по их инициативе кадастровую стоимость в размере рыночной не с момента принятия уполномоченным органом решения об установлении такой стоимости, а в ретроспективном порядке - с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости. Соответственно, указанные лица получают право на перерасчет размера налоговых и финансовых обязательств, рассчитанных в указанный период на основании прежней кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно представленных в материалы дела выписок из ЕГРН на земельные участки № ... и № ... датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является 28.12.2022г., а дата начала применения кадастровой стоимости определена с 01.01.2022г.

Таким образом, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости в размере 505 440 руб., земельного участка с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости в размере 1 076 040 руб. следует считать согласно выпискам из ЕГРН с 1 января 2022 года и перерасчету суммы подлежащих уплате налогов за предыдущие периоды владения, в том числе за заявленный административным истцом период 2021 года, не подлежат.

При этом, Конституционный Суд РФ отметил, что налогоплательщик до отчуждения имущества имеет возможность предвидеть размер налога, подлежащий уплате, и заблаговременно предпринять действия по оспариванию кадастровой стоимости с целью установления ее в размере рыночной.

Положениями НК РФ не установлено право перерасчета налога за предыдущие налоговые периоды в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по решению суда на рыночную стоимость.

Таким образом, возможность перерасчета налоговой базы и налогообложение доходов в части НДФЛ за предыдущие налоговые периоды в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по решению суда на рыночную стоимость законодательно не предусмотрена, а следовательно законных оснований для принятия судом решения об удовлетворении требований административного искового заявления Семенова С.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ №13 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ №15 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ... ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2021 ░░░ – ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░         ░░░░░░░                                                                     ░.░.░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░

░░░░░         ░░░░░░░                                                                     ░.░.░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-8105/2023 ~ М-6621/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Семенов Сергей Владимирович
Ответчики
Управление ФНС России по Оренбургской области
МИФНС России №13 по Оренбургской области
МИФНС России № 15 по Оренбургской области
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Месяц Олег Константинович
Дело на сайте суда
leninsky--orb.sudrf.ru
27.09.2023Регистрация административного искового заявления
28.09.2023Передача материалов судье
02.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2023Подготовка дела (собеседование)
27.10.2023Рассмотрение дела начато с начала
27.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
27.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее