Дело № 3а-34/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курган 1 апреля 2024 г.
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Менщикова С.Н.
при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Постовалова В.Н. – Левицкого М.С. к ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости», Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
установил:
представитель Постовалова В.Н. – Левицкий М.С. 7 марта 2024 г. обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости», Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 891, 7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 г. в размере 11 482 000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что в собственности административного истца находится нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по вышеуказанному адресу. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 г. была определена в размере 32203526, 28 руб.
Согласно отчету оценщика ООО «<...>» Н.Н.Н. от 16 февраля 2024 г. № рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2021 г. составила 11482000 руб.
В целях установления кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной административный истец обращался в ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости».
Решением ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 26 февраля 2024 г. № заявление возращено без рассмотрения в связи с истечением установленного срока в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Административный истец, полагая свои права нарушенными необходимостью нести бремя повышенной налоговой нагрузки, просит установить кадастровую стоимость указанного нежилого здания в размере, равной рыночной стоимости, установленном отчетом об оценке объекта недвижимости оценщиком ООО «<...>» Н.Н.Н. от 16 февраля 2024 г. № по состоянию на 1 января 2021 г. в размере 11482000 руб.
Представитель административного ответчика ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» - Мищенко Е.И. в отзыве на административный иск просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители заинтересованных лиц Филиала ППК «Роскадастр» по Курганской области - Аксенова А.В. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области – Лебедева Н.Н. в отзыве на административный иск просили разрешить заявленные требования на усмотрение суда.
В предварительном судебном заседании представитель административного истца Левицкий М.С. доводы административного иска поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в предварительное судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были уведомлены.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав явившееся лицо, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 891, 7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 г. была определена в размере 32203526, 28 руб. (применялась с 1 января 2021 г.).
Рыночная стоимость помещения, об установлении которой в качестве кадастровой стоимости просит административный истец, составляет 11482000 руб. и определена в отчете оценщика на дату – 1 января 2021 г.
21 февраля 2024 г. в целях установления кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной по состоянию на 1 января 2021 г. административный истец обратился в ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости».
ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» возвратило заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, поскольку заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, суд приходит к выводу о наличии основания для прекращения производства по настоящему административному делу.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) предусмотрено, что до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) с учетом следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение).
Реализуя полномочия в порядке пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ, Правительство Курганской области на основании Постановления № 443 от 23 декабря 2020 года «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установило на территории Курганской области дату перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ - с 01 января 2021 года.
Порядок применения и особенности нового правового регулирования, связанного с введением для применения положений статьи 22.1. Федерального закона № 237-ФЗ, регламентированы в пункте 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ.
В частности, пунктом 3 части 2 статьи 6 Федерального закона №269-ФЗ установлено, что с даты, указанной в Решении о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Таким образом, начиная с 1 января 2021 года, на территории Курганской области вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости регулируются в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, при этом нормы статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ и ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ не подлежат применению в силу вышеприведенных требований пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ, носящих императивный характер.
Как следует из части 1 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
Согласно части 7 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как следует из части 11 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В силу части 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как разъяснено в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ (Вопрос 2 Обзора судебной практики).
Анализ совокупности приведенных правовых норм и руководящих разъяснений Верховного Сада РФ позволяет сделать вывод о том, что статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости путем рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости. Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения и не носит самостоятельного характера.
С даты перехода на территории Курганской области к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, а именно с 1 января 2021 г., предусмотрен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной, наделяющий заявителя, не согласного с кадастровой стоимостью объекта недвижимости, правом обратиться в бюджетное учреждение с соответствующим заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
При несогласии заявителя с решением бюджетного учреждения, принятым по итогам рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, заявитель вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании решения бюджетного учреждения, заявив (по усмотрению) одновременно также и требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Возможность предъявления самостоятельного требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной без одновременного предъявления требований об оспаривании решения бюджетного учреждения после введения с 1 января 2021 г. на территории Курганской области нового правового регулирования, связанного с применением статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», законодательно не предусмотрена.
Материалами дела подтверждается, что административным ответчиком ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» не принималось решения в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», и как следствие, административный истец Постовалов В.Н. соответствующих исковых требований (об оспаривании решения бюджетного учреждения), поименованных в части 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в суд не предъявляли.
Поскольку административным истцом не заявлено требований о признании незаконным решения бюджетного учреждения, то заявленное им в настоящем административном деле требование об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости не подлежит рассмотрению судом.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости в размере 32203526, 28 руб. были внесены 3 марта 2021 г., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость – 1 января 2021 г., датой начала применения сведений об указанной кадастровой стоимости является дата – 1 января 2021 г. Данная кадастровая стоимость применялась до 1 января 2024 г.
С даты введения нового правового регулирования, установленного статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, а именно с 1 января 2021 г. административные истцы могли воспользоваться правом на реализацию процедуры внесудебного установления кадастровой стоимости, обратившись с соответствующим заявлением в бюджетное учреждение по правилам статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.
Однако фактически такое обращение, поданное от имени административного истца в порядке статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной последовало только 21 февраля 2024 г., по итогам рассмотрения которого было принято решение от 26 февраля 2024 г. № о его возращении на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 упомянутого закона.
В пунктах 14 и 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В пункте 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10 июня 2020 года, также указывается на то, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Вместе с тем, указанные разъяснения Верховного Суда РФ даны до издания Федерального закона № 269-ФЗ, принятого 31 июля 2020 года, и объективно не могут учитывать особенности нового правового регулирования, а именно, принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, то есть введение обязательного к соблюдению механизма внесудебного порядка установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и освобождения судов от рассмотрения административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Применение вышеприведенного подхода к оспариванию кадастровой стоимости, установленной в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ и ставшей впоследствии архивной, фактически нивелирует введенный Федеральным законом № 269-ФЗ механизм внесудебного установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
С учетом вышеприведенных положений законодательства после 1 января 2021 г. кадастровая стоимость нежилого здания могла быть пересмотрена только ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» в случае своевременного обращения административного истца с соответствующим отчетом и заявлением об установлении ее в размере рыночной.
После 1 января 2024 г. – даты начала применения вновь установленной кадастровой стоимости, ранее установленная и действовавшая с 1 января 2021 г. кадастровая стоимости объекта стала архивной, возможность пересмотра государственным бюджетным учреждением архивной кадастровой стоимости после 1 января 2021 г. применительно к объектам, расположенным на территории Курганской области, положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не предусматривают.
Таким образом, возможность несудебного пересмотра оспариваемой архивной кадастровой стоимости административными истцами в настоящее время утрачена, в том числе и ввиду пропуска срока обращения с заявлением в учреждение, поскольку с даты определения отчетом рыночной стоимости объекта прошло более 6 месяцев и в силу части 8 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, такое заявление подлежало возврату.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах производство по настоящему административному делу должно быть прекращено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 891, 7 ░░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2024 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░. ░░░░ №
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 8 ░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░