Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-299/2020 ~ М-207/2020 от 29.05.2020

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.09.2020 Дело № 3а-299/2020

УИД 25ОS0000-01-2020-000221-64

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

1 сентября 2020 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,

при секретаре Оленевой Е.С.,

с участием представителя административного истца Трегубова В.Ю. - Семивеличенко В.В., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.А., представителя заинтересованного лица администрации города Владивостока Карпенко В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трегубова Вячеслава Юрьевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, краевому государственному бюджетному учреждению «Центр кадастровой оценки Приморского края», заинтересованные лица - Дубовой Виталий Васильевич, администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Трегубов В.Ю. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой объекта недвижимости: нежилых помещений с кадастровым номером №, общей площадью 799,40 кв.м, назначение: нежилое помещение, текущее использование: магазин непродовольственных товаров (торговый зал и складские помещения) расположенных на цокольном этаже № 1, по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данные нежилые помещения принадлежат ему на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве).

B соответствии с Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 января 2020 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости – нежилых помещений с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....

Тогда как рыночная стоимость указанных нежилых помещений согласно Отчёту об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства № 039 от 10 марта 2020 года, составленному Обществом с ограниченной ответственностью «Краевой центр оценки» (далее – ООО «Краевой центр оценки») по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....

Указанная кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровым номером № значительно превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются его права как плательщика налога на недвижимость.

Просит суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилых помещений с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, и установить её равной рыночной стоимости в размере ....

До рассмотрения дела по существу к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено краевое государственное бюджетное учреждение «Центр кадастровой оценки Приморского края» (далее – КГБУ «ЦКО»), исключены из числа заинтересованных лиц и привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков министерство имущественных и земельных отношений Приморского края и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, исключено из числа административных соответчиков Правительство Приморского края.

Административный истец, представители административных соответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, КГБУ «ЦКО», заинтересованное лицо Дубовой В.В. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Представитель административного истца Трегубова В.Ю. - Семивеличенко В.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного соответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинникова Е.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, по доводам, изложенным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Положением о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 5 декабря 2012 года № 374-па, учитывая распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 апреля 2018 года № 49-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края», постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края», указанный в административном иске объект недвижимости включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Постановление от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время действует и никем не оспорено. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в ходе выполнения массовых работ по государственной оценке на основании большого количества различных ценообразующих факторов (характеристики объектов, местоположение, использование, наличие коммуникаций, техническое состояние и другое) и реальных рыночных данных. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Приморского края осуществляет КГБУ «ЦКО».

Представитель заинтересованного лица администрации города Владивостока Карпенко В.О. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям и доводам, указанным в ранее представленном отзыве. По существу пояснила, что администрация города Владивостока считает, что Отчёт об оценке спорного объекта недвижимости не соответствует требованиям действующего законодательства; оценщиком были выбраны некорректные объекты-аналоги; использованная информация, содержащаяся в объявлениях, размещенных в сети Интернет, документального подтверждения не имеет, документы, которые подтверждают индивидуальные характеристики объектов-аналогов, оценщиком получены не были.

Выслушав объяснения представителя административного истца Семивеличко В.В., представителя административного соответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.А., представителя заинтересованного лица администрации города Владивостока Карпенко В.О., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

05 июля 2019 года Губернатором Приморского края подписан одобренный депутатами Законодательного Собрания края Закон Приморского края № 525-КЗ «О единой дате применения на территории Приморского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости», который вступил в силу с 1 января 2020 года (статья 1 Закона).

Соответственно с 1 января 2020 года налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Как предусмотрено положениями статей 399-401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе, - иные здание, строение, сооружение, помещение).

Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ.

Из содержания положений статьи Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение указанного переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ или в соответствие с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ). При этом, решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Администрации Приморского края от 21 декабря 2017 года № 536-па «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что на территории Приморского края проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ осуществляется с 1 января 2018 года.

Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п) утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 30 октября 2019 года № 86 (1716).

Из постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п следует, что результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства утверждены, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

При таких обстоятельствах, спорные правоотношения регулируются нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В суде установлено и подтверждается материалами дела, что Трегубову В.Ю. на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) принадлежит недвижимое имущество: нежилые помещения с кадастровым номером №, назначение: нежилое помещение, расположенные на цокольном этаже № 1, по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Вилкова, 9, пом. II, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 27 марта 2018 года № 25-25-01/057/2008-168. Сособственником данного недвижимого имущества (1/2 доля в праве) является Дубовой В.В.

Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Трегубов В.Ю. указал на несоответствие определенной в установленном порядке, и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений, находящихся у него в собственности, их рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении настоящего дела. Рыночная стоимость нежилых помещений существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении его (административного истца) прав, который в соответствии со статьей 400 НК РФ, является плательщиком налога на недвижимость, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости нежилых помещений, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 января 2020 года № 25/ИСХ/20-14345, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость ..., которая определена по состоянию на 1 января 2019 года, утверждена 21 октября 2019 года и внесена в реестр объектов недвижимости 9 января 2020 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункта 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Так в обоснование требований, административным истцом Трегубовым В.Ю. представлен Отчёт № 039 об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства, оценщиком ООО «Краевой центр оценки» Гавриловой А.С. 10 марта 2020 года, из которого следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости нежилых помещений, кадастровый номер №, назначение: нежилое, общей площадью 799,40 кв.м, расположенных на цокольном этаже № 1, номера на поэтажном плане: 9-32 (II), адрес: Приморский край, город Владивосток, улица Вилкова, д. 9 по состоянию на 1 января 2019 года составляет ...;

Согласно положениям подпункта 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, статьи 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчёт независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Суд, оценивая Отчёт № 039 об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 10 марта 2020 года, составленный оценщиком ООО «Краевой центр оценки» Гавриловой А.С., приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.

Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости произведена оценщиком имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Так, оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. В Отчёте подробно описан процесс оценки объектов недвижимости в части применения подходов к оценке с обоснованием применения доходного и сравнительного подхода и обоснован отказ от применения затратного подхода; подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием применения метода прямой капитализации в рамках доходного подхода и метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.

Доказательств несоответствия Отчёта № 039 от 10 марта 2020 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными соответчиками не представлено, доводы заинтересованного лица администрации города Владивостока о том, что подобранные оценщиком объекты-аналоги не по всем характеристикам сопоставимы со спорным объектом недвижимости, не могут влиять на неточность представленного административным истцом Отчёта № 039 от 10 марта 2020 года, напротив в представленном Отчёте № 039 от 10 марта 2020 года приведен подробный сравнительный анализ оцениваемого объекта и объектов-аналогов, и исходя из текста Отчёта оценщик указывает на наличие различий между объектами-аналогами и оцениваемым объектом и на необходимость в связи с этим внесения корректировок, учитывающих степень отличия объектов-аналогов от оцениваемого объекта недвижимости, с указанием примененных корректировок. Ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости административными соответчиками, заинтересованными лицами не заявлялось.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Трегубова В.Ю. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.

При этом, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд признает дату обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости 28 мая 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 799,40 ░░.░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № 1, ░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 9, ░░░. II, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░28 ░░░ 2020 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-299/2020 ~ М-207/2020

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Трегубов Вячеслав Юрьевич
Ответчики
Правительство Примосркого края
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Поломошнова Галина Александровна
Дело на сайте суда
kraevoy--prm.sudrf.ru
29.05.2020Регистрация административного искового заявления
29.05.2020Передача материалов судье
29.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2020Подготовка дела (собеседование)
15.07.2020Рассмотрение дела начато с начала
06.08.2020Подготовка дела (собеседование)
06.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее