Административное дело № 2а-541/2022
68RS0001-01-2021-008161-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2022 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Заболотниковой О.А.,
при секретаре Малахове М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава – исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области,
Установил:
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области обратилось в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава – исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области от 22.11.2021 года в рамках исполнительного производства № 29679/21/68012-ИП.
В обоснование заявленных требований указало, что на основании исполнительного листа, выданного Октябрьским районным судом г. Тамбова по делу №2-1643/21 от 06.07.2021г. судебным приставом – исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области 03.11.2021 года возбуждено исполнительное производство № 29679/21/68012-ИП с предметом исполнения – предоставление Крюкову В. В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади помещения по договору социального найма.
Управлением с целью исполнения решения суда 12.11.2021 сотрудниками управления был совершен телефонный звонок В.В. Крюкову, но абонент не ответил.
15.11.2021г сотрудниками управления был совершен телефонный звонок и В.В. Крюкову было предложено заключить договор найма на жилое помещение на территории Изосимовского сельского совета Мичуринского района, но от предложенного варианта он отказался, выразил желание получить жилое помещение на территории г. Мичуринска.
29.11.2021г на официальный адрес электронный почты управления поступило электронное письмо от В.В. Крюкова, в котором он указал, что связь с управлением будет осуществлять через судебного пристава и просил предлагать ему жилые помещения в г. Мичуринске, а не в Мичуринском районе.
В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области управлением 01.12.2021 направлено письмо в управление градостроительства с просьбой о приобретении жилого помещения в г. Мичуринске для В.В. Крюкова.
Согласно информации, представленной управлением градостроительства по аналогичным делам (письмо от 12.11.2021) опубликовано 108 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос. Мичурина и 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района (находится на стадии регистрации в Росреестре Тамбовской области). 25.10.2021г управлением градостроительства размещено 14 извещений на приобретение квартир на вторичном рынке жилья в административных центрах Тамбовского района Кроме того, у управления градостроительства имеется информация о вводе нового жилья у застройщиков региона только в 4 квартале 2021 года, в связи с чем управление градостроительства планирует приобрести в указанные сроки жилые помещения в количестве 8 квартир в г. Тамбове.
17.11.2021г. управлением градостроительства в адрес управления направлено письмо с указанием на то, что из-за нехватки денежных средств, заложенных в бюджете Тамбовской области на 2022 год, в сопоставлении с планируемым показателем - 280 квартир, начать закупочные процедуры в г. Тамбове, Тамбовском районе, г. Мичуринске, г. Котовске, а также в любом муниципальном образовании на первичном рынке жилья не представляется возможным. Имеющиеся лимиты при наличии показателя государственной программы Тамбовской области «Социальная поддержка граждан» - 280 квартир позволят рассчитать среднюю стоимость квадратного метра в размере 26,8 тысяч рублей. Исходя из опыта приобретения жилья по указанной цене возможно будет приобретать квартиры только в отдаленных муниципальных образованиях Тамбовской области (г. Моршанск, г. Уварово и т.п.) и только на вторичном рынке.
По последней информации от управления градостроительства (письмо от 29.11.2021) опубликовано 107 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос. Мичурина и 1 контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района.
В том же письме управление градостроительства указывает, что проведены торги на приобретение 14 квартир на вторичном рынке жилья в административных центрах Тамбовского района и 8 квартир на первичном рынке жилья в г. Тамбове (находятся на стадии заключения контрактов). Контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района зарегистрирован в Росреестре Тамбовской области, документы для дальнейшего оформления направлены в комитет по управлению имуществом области. В целях своевременного, результативного и эффективного исполнения полномочия по достижению показателя результативности в 2022 году, управление градостроительства рассматривает вопрос начала проведения закупочных процедур в 2022 году.
В связи с тем, что требования исполнительного документа не были исполнены добровольно в 5-дневный срок, судебный пристав – исполнитель вынес оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора. Полагает, что при вынесении постановления судебным приставом – исполнителем не были учтены вышеуказанные обстоятельства, являющиеся основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного истца согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие, административные исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание не явились административный ответчик представитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области, судебный пристав – исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области Шарова Е.А., представитель административного ответчика УФССП России по Тамбовской области, надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела причины неявки суду неизвестны.
Заинтересованное лицо Крюков В. В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона).
Право должника на обращение в порядке, установленным Федеральным законом, в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора предусмотрено ч.6 ст. 112 указанного выше Федерального закона.
В соответствии с ч.7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Статьёй 1 Гражданского кодекса РФ определены основы гражданского законодательства, к числу которых относится то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Согласно п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). С учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора, освобождения от него и отнёс установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, согласно которой размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учётом характера совершенного правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Из материалов дела и исполнительного производства судом установлено, что на основании исполнительного листа, выданного Октябрьским районным судом г. Тамбова по делу №2-1643/21 от 06.07.2021г. судебным приставом – исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области 03.11.2021 года возбуждено исполнительное производство № 29679/21/68012-ИП с предметом исполнения – предоставление Крюкову В. В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади помещения по договору социального найма.
21.11.2021 года судебным приставом – исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Управлением с целью исполнения решения суда 12.11.2021 сотрудниками управления был совершен телефонный звонок В.В. Крюкову, но абонент не ответил.
15.11.2021г сотрудниками управления был совершен телефонный звонок и В.В. Крюкову было предложено заключить договор найма на жилое помещение на территории Изосимовского сельского совета Мичуринского района, но от предложенного варианта он отказался, выразил желание получить жилое помещение на территории г. Мичуринска.
29.11.2021г на официальный адрес электронный почты управления поступило электронное письмо от В.В. Крюкова, в котором он указал, что связь с управлением будет осуществлять через судебного пристава и просил предлагать ему жилые помещения в г. Мичуринске, а не в Мичуринском районе.
В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области управлением 01.12.2021 направлено письмо в управление градостроительства с просьбой о приобретении жилого помещения в г. Мичуринске для В.В. Крюкова.
Согласно информации, представленной управлением градостроительства по аналогичным делам (письмо от 12.11.2021) опубликовано 108 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос. Мичурина и 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района (находится на стадии регистрации в Росреестре Тамбовской области). 25.10.2021г управлением градостроительства размещено 14 извещений на приобретение квартир на вторичном рынке жилья в административных центрах Тамбовского района Кроме того, у управления градостроительства имеется информация о вводе нового жилья у застройщиков региона только в 4 квартале 2021 года, в связи с чем управление градостроительства планирует приобрести в указанные сроки жилые помещения в количестве 8 квартир в г. Тамбове.
17.11.2021г. управлением градостроительства в адрес управления направлено письмо с указанием на то, что из-за нехватки денежных средств, заложенных в бюджете Тамбовской области на 2022 год, в сопоставлении с планируемым показателем - 280 квартир, начать закупочные процедуры в г. Тамбове, Тамбовском районе, г. Мичуринске, г. Котовске, а также в любом муниципальном образовании на первичном рынке жилья не представляется возможным. Имеющиеся лимиты при наличии показателя государственной программы Тамбовской области «Социальная поддержка граждан» - 280 квартир позволят рассчитать среднюю стоимость квадратного метра в размере 26,8 тысяч рублей. Исходя из опыта приобретения жилья по указанной цене возможно будет приобретать квартиры только в отдаленных муниципальных образованиях Тамбовской области (г. Моршанск, г. Уварово и т.п.) и только на вторичном рынке.
По последней информации от управления градостроительства (письмо от 29.11.2021) опубликовано 107 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос. Мичурина и 1 контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района.
В том же письме управление градостроительства указывает, что проведены торги на приобретение 14 квартир на вторичном рынке жилья в административных центрах Тамбовского района и 8 квартир на первичном рынке жилья в г. Тамбове (находятся на стадии заключения контрактов). Контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района зарегистрирован в Росреестре Тамбовской области, документы для дальнейшего оформления направлены в комитет по управлению имуществом области. В целях своевременного, результативного и эффективного исполнения полномочия по достижению показателя результативности в 2022 году, управление градостроительства рассматривает вопрос начала проведения закупочных процедур в 2022 году.
Указанные выше обстоятельства в своей совокупности, а также, принимая во внимание, что стороной административного истца принимались все возможные меры для разрешения вопроса об обеспечении ребенка из категории «детей – сирот» специализированным жилым помещением, суд признает уважительными и исключительными, свидетельствующими, в том числе и об отсутствии у административного истца умысла на неисполнение судебного решения, в связи с чем приходит к выводу о возможности для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21.11.2021 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 29679/21/68012-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.01.2022░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.