РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Астрахань 24 октября 2023 года
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Асламбековой Г.А.,
при секретаре Ашимовой Ф.Х.
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Астрахани Тихоновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4113/2023 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Грачев А.В.
установил:
Начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Грачев А.В., указав, что Грачев А.В. осужден приговором Ленинского районного суда <адрес> от <дата обезличена> по п. «в» ч.2 <данные изъяты> в 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строго режима.
Начало срока 13.04.2023г., конец срока 13.03.2026г.
Осуждённый Грачев А.В. отбывает наказание за умышленное тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, поскольку данное преступление он совершил имея непогашенную и не снятую в установленном порядке судимость.
Осужденным Грачев А.В. подано ходатайство о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания- принудительные работы.
В связи с чем, административный истец просит установить в отношении Грачев А.В. административный надзор сроком на 8 лет со следующими ограничениями: обязать явкой 2 раза в месяц в УМВД по месту жительства для регистрации; запретить посещение мест проведения массовых и культурно – массовых мероприятий, кафе, баров и иных питейных заведений в период времени с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., запретить выезд за пределы субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства или месту пребывания.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> ФИО4, действующий по доверенности заявление поддержал, просил удовлетворить.
Административный ответчик Грачев А.В. возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от <дата обезличена> N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В статье 2 Федерального закона N 64-ФЗ от <дата обезличена> «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ от <дата обезличена> «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ от <дата обезличена> «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ от <дата обезличена> «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Федерального закона N 64-ФЗ от <дата обезличена> «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Судом установлено, что Грачев А.В. осужден приговором Ленинского районного суда <адрес> от <дата обезличена> по п.«в» ч.2 ст.115, п.«в» ч.2 ст.158, ч.2 ст.314.1, ч.3 ст.30 п.«а» ч.2 ст.158, п.«г» ч.3 ст.158 УК РФ и ему назначено наказание: <данные изъяты> по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний окончательно назначено Грачев А.В. наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
В настоящее время Грачев А.В. отбывает наказание за умышленное тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, данные меры не являются мерами уголовного наказания.
Таким образом, исходя из приведенных положений п. 4 ч. 2 ст. 3 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ от <дата обезличена> «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор в отношении лиц, к которым отнесен Грачев А.В. устанавливается независимо от оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона, и устанавливается на весь срок установленный законом для погашения судимости.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017г. N15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Положениями частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре установлено, что назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 26 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ст. 162 ч. 2 п. «г» УК РФ относится к категории тяжких преступлений, за совершение которых судимость, согласно ст. 86 УК РФ (в ред. действующей на момент совершения преступления) погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата обезличена> <№> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из оснований по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, данные меры не являются мерами уголовного наказания.
Таким образом, исходя из приведенных положений п. 4 ч. 2 ст. 3 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ от <дата обезличена> «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор в отношении лиц, к которым отнесен Грачев А.В. устанавливается независимо от оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона, и устанавливается на весь срок установленный законом для погашения судимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об установлении в отношении Грачев А.В. административного надзора сроком на 8 лет, до погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, подлежащий исчислению со дня постановки на учет в орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, в резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны содержаться – срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Установление административного надзора не ухудшает положения осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает лишь контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий. Установление административного надзора в отношении Грачев А.В. на срок до погашения судимости соответствует требованиям ст. 5 Федерального закона РФ и отвечает задачам административного надзора.
Суд считает необходимым так же отметить, что в соответствии с положениями статьи 10, 11 Федерального закона от <дата обезличена> N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» лицо, в отношении которого установлен административный надзор, вправе обратиться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в связи с исключительными личными обстоятельствами, которые могут быть связаны, в том числе и с решением вопросов трудоустройства.
С учетом образа жизни лица, данных о его личности, обстоятельств совершения им преступлений, характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, поведения Грачев А.В. суд приходит к выводу о возложении на Грачев А.В. в период административного надзора ряда ограничений: обязать являться 2 (два) раза в месяц в УМВД России по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запретить посещение мест проведения массовых и культурно – массовых мероприятий, кафе, баров и иных питейных заведений в период времени с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., запретить выезд за пределы территории <адрес>, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации – за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства.
Ограничения, установленные Федеральным законом от <дата обезличена> N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, в данном случае в отношении Грачев А.В. Установление данных ограничений будет способствовать обеспечению предупреждения совершения Грачев А.В. новых преступлений и других правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации. При этом суд учитывает, что установленные в отношении Грачев А.В. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ 8 ░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2 (░░░░) ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ 22 ░░░. 00 ░░░. ░░ 06 ░░░. 00 ░░░., ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░;
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 22 ░░░. 00 ░░░. ░░ 06 ░░░. 00 ░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░