Дело № 2а-3212/2019
44RS 0001-01-2019-003609-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Евтюшкина И.А., при секретаре судебного заседания Резавенковой Я.А., с участием представителя административного истца Пановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г. Костроме к Петрову О.В. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование,
установил:
ИФНС России по городу Костроме обратилась в суд с иском к Петрову О.В. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам на пенсионное страхование и задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Требования мотивированы тем, что Петров О.В., <дата> г.р., место рождения: <адрес>, являлся индивидуальным предпринимателем с <дата> по <дата>. Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 подп. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. ФЗ от <дата> № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. На переданную из Пенсионного фонда задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированное размере в федеральный фонд ОМС за периоды до <дата> на основании ст. 75 НК РФ ФИО1 начислены пени в общей сумме 1 279 руб. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес Петрову О.В. направлено требование об уплате налога, пени № от <дата>, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить до <дата>, в том числе: - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до <дата> в размере 34,73 руб. и 960,28 руб.; - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до <дата> в размере 6,82 руб. и 188,35 руб. Указанное требование до настоящего времени во взыскиваемой части не исполнено. Кроме того в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога, пени № от <дата>, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить до <дата>, в том числе: - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пении за расчетные периоды, истекшие до <дата> в размере 74,64 руб.; - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 14,64 руб.; - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до <дата> в размере 39,25руб. Указанное требование до настоящего времени во взыскиваемой части не исполнено. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием данной задолженности в порядке приказанного производства. Судебный приказ от 08.02.2019 №2а-1198/2019 отменен определением мирового судьи от <дата>. С учетом уточнений ИФНС просит взыскать с ФИО1 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до <дата> в сумме 1 0034,92 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до <дата> в размере 202,99 руб.
В судебном заседании представитель ИФНС России по городу Костроме Панова Л.В. поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Петров О.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в нем не участвует. В материалах дела имеется письменный отзыв с возражениями на иск, в котором ответчик ссылаясь на положения 463-ФЗ от 28.12.2017 просит списать налоговую задолженность.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Начисление и уплата страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 года, регулировались нормами Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).
В соответствии с п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст.5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере, оплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации зависит от дохода плательщика. Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:
1) в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
2) в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст. 12 настоящего Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы в фиксированном размере за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно материалов дела Петров О.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов в период с <дата> по <дата>.
С <дата> администрирование страховых взносов осуществляют налоговые органы.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговые кодексом, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР.
Для выполнения указанной функции, УПФ по г. Костроме передало в инспекцию сведения о задолженности Петрова О.В., в том числе, как следует из искового заявления, Петрову О.В. были начислены пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в размере 34,73 руб. и 960,28 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6,82 руб. и 188,35 руб.
Согласно абз. 2 п.3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
<дата> налоговый орган обращался за взысканием данной задолженности в порядке приказанного производства.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Свердловского судебного района г. Костромы судебный приказ от 08.02.2019 о взыскании с Петрова О.В. недоимки по страховым взносам по обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 055,65 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1 069,65 руб., недоимки по страховым взносам по обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до <дата> в размере 1 187,84 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до <дата> в размере 209,81 руб., а всего 8522 руб.95 коп. отменен.
Как следует из материалов дела, пени были начислены на задолженность, исчисленной по правилам ч.ч. 1.1, 1.2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ исходя из 1 МРОТ, таким образом, по мнению административного истца, задолженность по данным пеням подлежит взысканию с Петрова О.В.
Оценивая доводы ИФНС и возражения ответчика, суд приходит к следующему.
Статьей 11 Закона N 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017 и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым, поскольку приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом.
Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона N 436-ФЗ и статьи 14 Закона N 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного суда РФ от 31 октября 2019 г. N 302-ЭС19-10771.
Учитывая изложенное, доводы ответчика заслуживают внимания, а требования ИФНС оставлению без удовлетворения.
По смыслу п. 2 и п. 5 ст. 59 НК РФ, а также приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам безнадежными к взысканию возможно только при наличии вступившего в законную силу судебного акта, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска налоговый орган утратил возможность взыскания с Петрова О.В. задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до <дата> в сумме 1 0034,92 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до <дата> в размере 202,99 руб., что является основанием для признания соответствующей недоимки безнадежной ко взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 01.01.2017 ░ ░░░░░ 1 034,92 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 01.01.2017 ░ ░░░░░ 202,99 ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.12.2019.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░