Дело № 2а-52/2022 (2а-594/2021)
УИД: 22RS0064-01-2021-000979-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шипуново 20 января 2022 г.
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Барановой О. В.,
при секретаре Чубаковой И. П.,
с участием прокурора Потресаевой В. В.,
представителей административных ответчиков Шац В. И. Пирошкова Д. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Шипуновского района Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц к МКОУ «Самсоновская СОШ» Шипуновского района Алтайского края, Администрации Шипуновского района Алтайского края о признании бездействия незаконными и о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шипуновского района Алтайского края в соответствии с положениями ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к МКОУ «Самсоновская СОШ» Шипуновского района Алтайского края, Администрации Шипуновского района Алтайского края о признании бездействия незаконными и о возложении обязанности.
В обоснование своих требований указал, что в результате проведенной прокуратурой Шипуновского района проверки соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования выявлено, что в нарушение требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 от 02.08.2019 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, в МКОУ «Самсоновская СОШ» видеонаблюдение, ручной или стационарный металлоискатель отсутствуют, ДД.ММ.ГГГГ в адрес указанного учреждения внесено представление, которое рассмотрено и частично удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с Актом категорирования комиссией указано на необходимость в 2021 году оснастить объект (территорию) системой видеонаблюдения (п. 3.1. Акта), стационарным или ручным металлоискателем (п. 3.5 Акта). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные нарушения не устранены.
Несоблюдение обязательных требований законодательства о противодействии терроризму является недопустимым, так как может повлечь негативные последствия в виде несоблюдения прав несовершеннолетних обучающихся на безопасные условия пребывания на данном объекте, причинение вреда их жизни и здоровью.
Просит признать незаконным бездействие МКОУ «Самсоновская СОШ» по невыполнению п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации в части неоснащения объекта образования – МКОУ «Самсоновская СОШ», расположенной по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, неоснащения объекта ручным металлоискателем.
Возложить на МКОУ «Самсоновская СОШ» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения антитеррористической защищенности объекта посредством оснащения объекта образования, расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения и ручным металлоискателем.
Возложить на Администрацию Шипуновского района Алтайского края обязанность осуществить финансирование мероприятий по оснащению МКОУ «Самсоновская СОШ» системой видеонаблюдения, ручным металлоискателем.
В судебном заседании прокурор Потресаева В. В., ссылаясь на обстоятельства, указанные в обоснование административного иска, поддержала заявленные исковые требования, пояснила, что на день рассмотрения дела в январе 2022 года в МКОУ «Самсоновская СОШ» приобретен ручной металлоискатель, при этом выявленное проведенной проверкой нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования – отсутствие в МКОУ «Самсоновская СОШ» системы видеонаблюдения не устранено, школа системой видеонаблюдения не оснащена. Просит удовлетворить заявленные требования в части неустраненного нарушения – отсутствия системы видеонаблюдения, за исключением требования по устранению нарушения в виде неоснащения данного учреждения ручным металлоискателем, не возражает по поводу принятия судом признания иска ответчиком, полагает, что при этом закон и права других лиц нарушены не будут.
Представитель административного ответчика директор МКОУ «Самсоновская СОШ» Шац В. И., представитель административного ответчика Администрации Шипуновского района Алтайского края Пирошков Д. Ф. в судебном заседании подтвердили указанные прокурором в исковом заявлении и в судебном заседании обстоятельства, а именно то, что на день рассмотрения дела в МКОУ «Самсоновская СОШ» приобретен ручной металлоискатель, однако система видеонаблюдения до настоящего времени в школе не установлена, заявленные прокурором исковые требования с учетом уточнения признали в полном объёме, указав, что им понятно, что в случае принятия судом признания иска административным ответчиком, выносится решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Суд, выслушав прокурора, представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований с учетом уточнения прокурором заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) (п. 4 ч. 2 ст. 5).
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ч.ч.3, 3.1. ст. 5).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 от 02.08.2019 (далее – Требования), устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (п. 1).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5).
В силу положений п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Всем объектам (территориям) присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 13 настоящих требований (п.14).
Пунктом 17. Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются рядом мероприятий, перечисленных в п. 24 Требований.
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (п. 25.).
В силу положений пункта 26. Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом;
б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
При этом согласно п. 30. Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) (п. 32.).
Судом установлено и не оспаривается представителями административных ответчиков, что актом обследования и категорирования объекта МКОУ «Самсоновская СОШ» Шипуновского района от ДД.ММ.ГГГГ в результате обследования объекта установлена вторая категория опасности, в соответствии с которой в 2021 году помимо иного необходимо оснащение объекта (территории) системой видеонаблюдения, охранной сигнализации, стационарными или ручными металлоискателями.
В соответствии с актом проверки прокуратурой исполнения Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в здании МКОУ «Самсоновская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ приобретен ручной металлоискатель <данные изъяты>, который находится в работоспособном состоянии. Система видеонаблюдения отсутствует.
Таким образом, судом установлено, что на день рассмотрения дела указанные прокурором нарушения закона МКОУ «Самсоновская СОШ» Шипуновского района в части неоснащения указанного объекта образования, расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения не устранены, что противоречит указанным требованиям действующего законодательства. Финансирование мероприятий по оснащению МКОУ системой видеонаблюдения должно осуществляться Администрацией Шипуновского района, поскольку Муниципальное образование Шипуновский район Алтайского края является учредителем указанного юридического лица. Данные обстоятельства никем не оспариваются, признаны представителями административных ответчиков в полном объеме.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или в части, причём суд не принимает признание административного иска административным ответчиком, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Представителями административных ответчиков МКОУ «Самсоновская СОШ» Шац В. И., Администрации Шипуновского района Алтайского края Пирошковым Д. Ф. заявленные административные исковые требования с учетом уточнения признаны в полном объёме, последствия признания административного иска судом разъяснены и понятны. Поскольку признание представителями административных ответчиков административного иска при указанных обстоятельствах не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в интересах защиты неопределенного круга лиц оно подлежит принятию судом.
Также требования прокурора о наличии указанных нарушений подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании письменных доказательств по делу, никем не оспариваются.
Кроме того, поскольку требования прокурора представителями административных ответчиков признаны в полном объеме, это освобождает прокурора в силу указаний ч. 1 ст. 65 КАС РФ от доказывания указанных им обстоятельств, на которые он ссылается как на обоснование своих требований. Согласно ч. 4 ст. 65 КАС РФ, если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном данной статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
Учитывая обстоятельства дела, пояснения участников, существо заявленных прокурором административных исковых требований, совокупность представленных доказательств, то, что указанное неисполнение действующего законодательства нарушает основополагающие права и свободы граждан, неопределенного круга лиц, которых индивидуализировать невозможно, что никем не оспаривается, суд полагает возможным принять признание представителями административных ответчиков МКОУ «Самсоновская СОШ» Шац В. И., Администрации Шипуновского района Алтайского края Пирошковым Д. Ф. административных исковых требований прокурора, поскольку оно не противоречит закону, данным признанием представителями административных ответчиков административных исковых требований не нарушаются права и законные и интересы других лиц, в связи с чем административные исковые требования прокурора с учетом уточнения подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 157, ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░. <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 25 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 02.08.2019 № 1006, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.01.2022.