Дело № 2а-2173/2024
32RS0027-01-2024-000647-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе председательствующего Любимовой Е.И., при секретаре Радченко В.А., с участием представителя административного истца Карпушкина Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора города Брянска к Брянской городской администрации о понуждении привести участок дорожной сети в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения (ул. О.Строкина),
установил:
Заместитель прокурора г. Брянска обратился в суд с указанным иском к Брянской городской администрации о понуждении привести участок дорожной сети в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению Т. и иных заявителей, установлено ненадлежащее состояние автодороги по ул. О.Строкина, в частности в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 на покрытии проезжей части участка автодороги от д.2 до д.6 улицы им.О.Н. Строкина допущено наличие дефектов дорожного покрытия в виде выбоин, просадок и иных разрушений размерами: 0,9мх07,мх0,005 м, площадью более 0,06 м кв., 1 мх1,05мх0,005м, 2,5 мх1,45мх0,14м. Технические средства организации дорожного движения не применены.
Прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений в адрес Брянской городской администрации, на что получен ответ, что в 2023 году проводился ямочный ремонт дороги по ул. им.О.Н.Строкина, в случае необходимости при наступлении благоприятных погодных условий также будут выполнены аналогичные мероприятия. В перспективе планируется проведение капитального ремонта дороги, в рамках которого будет рассмотрен вопрос отведения атмосферных осадков с проезжей части.
Между тем в ходе проведенных выездных проверок установлено, что нарушения до настоящего времени не устранены.
Уточнив требования, административный истец просит суд:
Признать незаконным бездействие Брянской городской администрации, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения в отношении автомобильной дороги по ул. им. О.Н.Строкина в Советском районе г. Брянска.
Обязать Брянскую городскую администрацию привести в соответствие с требованиями законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения автомобильную дорогу по ул. им. О.Н. Строкина в Советском районе г. Брянска (от пересечения с ул. Горбатова до ул. им. О.С.Визнюка), а именно:
устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, просадок и иных разрушений, размеры которых превышают предельно допустимые параметры в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017;
спроектировать и обустроить инженерные объекты, предназначенные для отведения сточных и дренажных вод с покрытия проезжей части дороги;
нанести на покрытие проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений (1.1, 1.5, 1.6);
обустроить стационарное электрическое освещение;
обустроить тротуары (пешеходные дорожки) на участке от дома №6 поул. им. О.Н. Строкина до ул. им. О.С. Визнюка (по четной стороне) и вдоль дома№14 по ул. им. О.Н. Строкина ( по нечетной стороне).
В судебном заседании представитель административного истца поддержал иск в отношении Брянской городской администрации, как органа ответственного за надлежащее состояние автомобильных дорог в г.Брянске, за состояние объектов внешнего благоустройства
Представитель ответчика Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Иные лица в суд не явились, заявлений, ходатайств суду не направили. Ранее в судебном заседании представитель ОГИБДД УМВД России по городу Брянску поддержал требования прокуратуры города, указывая на то, что в ходе проверок установлены существенные нарушения требований законодательства в области безопасности дорожного движения на ул. О. Строкина г.Брянска. В заявлении просил о рассмотрении дела без своего участия.
Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика, заинтересованных лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Административный иск прокурором подан в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Соответствие состояния автомобильных дорог техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор правомерно обращается с рассматриваемым административным иском.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении дорожного движения.
Обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.121995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 17 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Государственными стандартами Российской Федерации, в том числе ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст), а также «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст., который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. (п.4.5.1.3)
При этом, в соответствии с п. 3.50 ГОСТ 32846-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», тротуар это имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
Согласно «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в соответствии с п. 5.2.4 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений пределы которых превышают допустимые, не должно иметь дефектов в виде отклонения по вертикали крышек люков относительно поверхности проезжей части.
Дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ 32945 «Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования» изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. (п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017) Дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения (п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно требованиям пункта 6.3.1 ГОСТа Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Разделом 1 ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" определено, что названный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений. Пункт 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 регламентирует правила нанесения горизонтальной разметки.
В соответствии с п. 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.
СП 42.13330.2016, который распространяется на проектирование новых и развитие существующих городских и сельских населенных пунктов и иных территорий муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке, а именно п.12.9, предусматривает, что проектирование дождевой канализации следует осуществлять на основании СП 32.13330 и СанПин 2.1.5 980.
В соответствии с п. 6.5.1 СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения» дождеприемники следует предусматривать в пониженных местах без свободного стока поверхностных вод, - при пилообразном профиле лотков улиц, в конце затяжных участков спусков на территориях дворов и парков.
ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования» распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к уровню их летнего содержания. В соответствии с п.7 ГОСТ 33180-2014 состояние покрытия проезжей части дороги должно соответствовать требованиям таблицы 2. Описание дефектов приведено в таблице А.2 приложения А. Согласно указанным требованиям не допускается отсутствие водоотведения на проезжей части.
В соответствии с п. 4.6.1.1, ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильных дорогах устраивают стационарное электрическое освещение, в частности на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В соответствии пунктами 2.5, 9.1 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" наличие стационарного освещение на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов обязательно, сети освещения, являющиеся техническими средствами организации дорожного движения, относятся к обустройству дорог.
Пунктом 4.2. ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов (часть 3 статьи 15, часть 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению группы заявителей, установлено, что в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 на покрытии проезжей части участка автодороги от д.2 до д.6 улицы в им.О.Н. Строкина допущено наличие дефектов дорожного покрытия в виде выбоин, просадок и иных разрушений размерами: 0,9мх07,мх0,005 м, площадью более 0,06 м кв., 1 мх1,05мх0,005м, 2,5 мх1,45мх0,14м. Технические средства организации дорожного движения не применены.
Прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений в адрес Брянской городской администрации, на что получен ответ, что в 2023 году проводился ямочный ремонт дороги по ул.им.О.Н.Строкина, в случае необходимости при наступлении благоприятных погодных условий также будут выполнены аналогичные мероприятия. В перспективе планируется проведение капитального ремонта дороги, в рамках которого будет рассмотрен вопрос отведения атмосферных осадков с проезжей части.
В ходе рассмотрения дела в подтверждение доводов истца в суд представлены акты осмотра с фотографиями от 06.02.2024г., 08.05.2024г., 13.05.2024г.
По итогам обследования автомобильной дороги 13.05.2024 составлен акт, содержащий актуальные сведения о состоянии автомобильной дороги, согласно которым в нарушение вышеприведенных требований на покрытии проезжей части участка автодороги от д.2 до д.6 улицы в им.О.Н. Строкина допущено наличие дефектов дорожного покрытия в виде выбоин, просадок и иных разрушений. Превышающих предельно допустимые размеры, отсутствуют линии горизонтальной разметки, разделяющие потоки противоположных направлений (1.1., 1.5, 1.6).
В нарушение требований вышеприведенных Стандартов и Правил, в районе д.6,8 ул. О. Строкина, допущен застой воды. На участке дороге (от ул. Горбатова до ул. О.С. Визнюка) отсутствует стационарное электрическое освещение. На участке от д.6 по ул. им. О.Н.Строкина (по четной стороне) и вдоль дома №14 по ул. им. О.Н.Строкина (по нечетной стороне) отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки). Не применены технические средства организации дорожного движения, обозначающие опасный участок дороги в соответствии с требованиями п.4.4.ГОСТ п 50597-2017, что угрожает безопасности дорожного движения.
Приложенные к акту фотоматериалы подтверждают наличие нарушений на момент рассмотрения настоящего администартивного иска.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Соответственно, содержание автомобильных дорог города Брянска относится к обязанности Брянской городской администрации. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения входят расходные обязательства муниципальных образований.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (п. п. 6, 11 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
Согласно ст. 44 Устава г. Брянска, городская администрация – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставом г. Брянска к исполнительно-распорядительным полномочиям Брянской городской администрации городской администрации отнесено организация в границах города Брянска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Брянска, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организация благоустройства территории города Брянска (включая освещение улиц (ст. 45 Устава)
В связи с чем, административный ответчик в пределах своей компетенции и уставных целей обязан провести работы по устранению выявленных нарушений законодательства.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования обоснованными, поскольку указанные прокурором нарушения законодательства не устранены, могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации в районе, создают угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц.
С учетом вышеизложенного, административный иск подлежит удовлетворению.
Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований (статья 187 КАС РФ).
Учитывая объем финансовых и временных затрат, необходимых для организации и проведения мероприятий по устранению указанных нарушений законодательства, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до 01.07.2025 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░. ░.░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.07.2025░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░. ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░. ░.░.░░░░░░░), ░ ░░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ 50597-2017;
░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░;
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (1.1, 1.5, 1.6);
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ №6 ░░░░. ░░. ░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░. ░.░. ░░░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░№14 ░░ ░░. ░░. ░.░. ░░░░░░░░ ( ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.06.2024