Дело № 9а-49/2023
(УИД 91OS0000-01-2023-000354-03)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в принятии административного искового заявления
25 августа 2023 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Холодная Е.И., изучив административное исковое заявление Цховребова Вячеслава Харитоновича к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Цховребов В.Х. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит установить по состоянию на 16.11.2022 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости 713956 рублей.
Разрешая вопрос о принятии административного искового заявления к производству, изучив материалы административного искового заявления, прихожу к выводу о наличии оснований для отказа в принятии административного искового заявления, исходя из следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из материалов иска следует, что истец является арендатором земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Основанием для обращения в суд стало несогласие с утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 16.11.2022 г. №1010 кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером № в размере 5917474,24 руб. Полагая определенную в отношении объекта недвижимого имущества кадастровую стоимость значительно превышающей рыночную, административный истец обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость объекта недвижимости – полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе пенообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, включая Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в том числе признана утратившей силу статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», предусматривающая порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, одновременно Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ дополнен статьей 22.1, которой введен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной на основании решения уполномоченного бюджетного учреждения.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 г. №546-ФЗ, до 1 января 2026 г. установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона №237-ФЗ, особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 января 2023 г. №40 датой перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Республики Крым определена дата 1 февраля 2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №269-ФЗ с даты, указанной в решении о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.
В соответствии частью 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №269-ФЗ, рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ с 1 февраля 2023 г. на территории Республики Крым полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ).
Настоящий административный иск направлен в адрес Верховного Суда Республики Крым 22 августа 2023 г., то есть после 1 февраля 2023 г., документы, свидетельствующие об обращении административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости до 1 февраля 2023 г., отсутствуют, оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной.
Поскольку доказательств обращения в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, по результатам которого было бы принято решение бюджетного учреждения об установлении либо об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также наличия вышеназванного решения бюджетного учреждения, административном истцом не представлено и требования об оспаривании такого решения им не заявлено, фактически административным истцом не соблюден внесудебный порядок спора, суд приходит к выводу об отказе в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами.
В силу пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подаётся плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Возврат государственной пошлины производится налоговыми органами на основании определения суда о возврате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ №173 ░░░░ ░░░░ (░░░).
░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 314 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 315 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░