Дело № 2а-733/2023
уид 44RS0004-01-2023-000760-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А.,
при секретаре Кузнецовой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г.о.г.Мантурово к специализированному отделению судебных приставов по Костромской области, судебному приставу-исполнителю АверкиевойН.Н., Главному межрегиональному управлению ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №45759/23/98044-ИП
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд обратилась администрация г.о.г.Мантурово с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного постановлением №98044/23/492839 от 13.09.2023года. Требования мотивированы тем, что Мантуровским районным судом по административному делу №2а-225/2021 было вынесено решение о возложении обязанности на администрацию г.о.г.Мантурово в срок до 31.12.2022года зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Костромская область, г.Мантурово, ул.19 Партсъезда, относящуюся к IV категории дорог, протяженностью 2,730км., идентификационный номер 34-414 ОП МГ 34-100. На основании исполнительного листа специализированным отделением судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России возбуждено исполнительное производство №45759/23/98044-ИП от 02.08.2022 года, а постановлением от 13.09.2023года взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. В установленный для добровольного исполнения срок, решение не было исполнено по объективным причинам. Для регистрации права муниципальной собственности на указанную дорогу требуется постановка объекта на кадастровый учет. Администрацией заключаются договоры с кадастровым инженером ИП Ивановым Д.А. на выполнение кадастровых работ и подготовку технических планов сооружений (дорог) для проведения мероприятий по регистрации права муниципальной собственности указанной автодороги. Всего судебными решениями по искам Мантуровской межрайонной прокуратуры на Администрацию г.о.г.Мантурово возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на 320 дорог. Учитывая территориальный разброс подлежащих регистрации дорог, кадастровому инженеру при составлении технических паспортов и межевых планов требуется постоянно перемещаться по территории всего муниципалитета, что приводит к увеличению сроков выполнения работ. На дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 13.09.2023года №98044/23/492839 был заключен договор №39 от 28.08.2023года на выполнение кадастровых работ, в том числе и в отношении автодороги по ул.19-го Партсъезда. Требования обоснованы нормами ст.239 БК РФ, п.3 ст.401 ГК РФ, ст.112, ч.4 ст.121 ФЗ «Об исполнительном производстве»
Стороны в судебное заседание не явились, будучи надлежаще уведомленными о дате и времени судебного заседания. Ответчики не представили возражений по иску.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50,52 - 54,55 Конституции Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (пункт 74).
Исходя из положений статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как установлено судом, решением Мантуровского районного суда от 13.05.2021года по административному делу №2а-225/2021 на администрацию городского округа город Мантурово Костромской области возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул.19 Партсъезда, относящуюся к IV категории дорог, протяженностью 2,730 км., идентификационный номер 34-414 ОП МГ 34-100, в срок до 31.12.2022года. Решение вступило в законную силу 16.06.2021 года.
02.08.2023года судебным-приставом-исполнителем СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н. в отношении администрации г.о.г.Мантурово Костромской области возбуждено исполнительное производство №45759/23/98044-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
13.09.2023 года вынесено постановление о взыскании с администрации г.о.г.Мантурово Костромской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 14.09.2023года.
Данное постановление администрацией не обжаловалось, требование, содержащееся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок, не исполнено.
С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, пункт 75 постановления Пленума N 50).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами.
По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они относятся к сооружениям. В свою очередь, сооружения являются недвижимостью при условии, что они прочно связаны с землей, то есть их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно. Для строительства таких сооружений необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (п.1 ст.130 ГК РФ, п.10.1 ст.1, ч.1 ст.51, ч.1 ст.55 ГрК РФ). Таким образом, объекты, входящие в состав автомобильной дороги, создаются с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости, - приобретение земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, ввод в эксплуатацию и т.д. (Письма Минэкономразвития России от 02.05.2017 N ОГ-Д23-5242, от 11.07.2014 N Д23и-2426). В противном случае они не будут являться объектом недвижимости.
Вопрос о том, является ли объект недвижимостью, решается на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов. Также он может быть решен и при проведении кадастровых работ (Письмо Минэкономразвития России от 02.05.2017 N ОГ-Д23-5242, от 11.07.2014 N Д23и-2426).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.
Одним из оснований приостановления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно пункту 19 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, является случай, когда объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.
28 августа 2023года администрацией г.о.г.Мантурово был заключен договор с кадастровым инженером Ивановым Д.А. на выполнение кадастровых работ в отношении объектов, указанных в Приложении №1 к договору, в котором под №15 указана автомобильная дорога по адресу: Костромская обл. г.Мантурово ул.19-го Партсъезда, наименование работ – подготовка технического плана.
Согласно статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным федеральным законом порядке (часть 1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ (пункт 7 части 2).
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона №221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета (статья 54).
Частью 2 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок.
Для их организации и проведения требуется выполнение определенной названным законом процедуры и наличие времени.
В связи с необходимостью соблюдения порядка, установленного Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», очевидно, что требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Суд считает, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Органом местного самоуправления были предприняты соответствующие меры, направленные на исполнение решения суда о регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги, в том числе заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ с подготовкой технического плана, необходимого для осуществления государственной регистрации прав в силу положений Федерального закона от 13 июля 2015года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 14).
В рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что в действиях должника администрации г.о.г.Мантурово отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).
Доказательств того, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника в материалы дела не представлено.
Учитывая приведенные выше разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», положения частей 6 и 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обстоятельства, на которые ссылался административный истец в обоснование причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора, взысканного оспариваемым постановлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №45759/23/98044-░░ -░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 13.09.2023░░░░ №98044/23/492839 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №45759/23/98044-░░ ░░ 02.08.2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░ ░░░░░░░░░░░.