К делу №а-3742/2022
УИД: 23RS0№-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2022 года город Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Воронковой А.К.,
при секретаре судебного заседания Кишинской А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю к Козловой Н. В. о взыскании суммы задолженности по налогам и сборам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № по Краснодарскому краю обратился в Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит взыскать с Козловой Н.В.: сумму задолженности по транспортному налогу в размере 3 225,00 рублей, пени, начисленной за неуплату транспортного налога в размере 739,97 рублей.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что Козлова Н.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю (далее – Инспекция) в качестве налогоплательщика и в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги. По данным, предоставленным в Инспекцию из МРЭО ГИБДД УВД г. Сочи, Козлова Н.В. является плательщиком транспортного налога за транспортное средство: Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: У189МХ123, Марка/Модель:К1А JD CEED, VIN: №, Год выпуска 2013, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. ст. 356 - 360 Налогового кодекса РФ и Законом №-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» Козловой Н.В. был начислен транспортный налог за 2018 г., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что Козлова Н.В. начисленный ей налог не уплатила в установленные законом сроки, ей по транспортному налогу была начислена пеня в размере 739,97 рублей: в размере 42,67 рубль за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. (недоимка для пени, налог за 2018 г.); в размере 562,98 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. (недоимка для пени, налог за 2015г.); в размере 134,32 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (недоимка для пени, налог за 2017 г.). Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования №, № об уплате задолженности. Однако Козлова Н.В.
добровольно задолженность не оплатила, в связи с чем, Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального района города Сочи был вынесен судебный приказ №а- 2344/106-2021 о взыскании с должника задолженности по налогу и пени. Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен, в связи с поданным Козловой Н.В. заявлением, в котором последняя не согласна с начисленной ей суммой налога и пени. По приведенным основаниям, подробно изложенным в адресованном суду административном иске, ИФНС России № по Краснодарскому краю просит суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, что в силу требований ст. 150 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела без его участия.
Административный ответчик Козлова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщила, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела. Доказательств уважительности своей неявки в суд не представила.
При таких обстоятельствах суд на основании ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а, следовательно, неполучение государством денежных средств, что нарушает интересы государства и его граждан.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, Козлова Н.В. на основании ст. 357 НК РФ является налогоплательщиком транспортного налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортных средств в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Налоговым периодом признается календарный год (ч. 1 ст. 360 НК РФ).
В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Налоговая ставка по транспортному налогу установлена в соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О транспортном налоге в Краснодарском крае».
По данным, предоставленным в Инспекцию из МРЭО ГИБДД УВД г.Сочи, Козлова Н.В. является плательщиком транспортного налога за транспортное средство: Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: У189МХ123, Марка/Модель:К1А JD CEED, VIN: №, Год выпуска 2013, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Козловой Н.В. был начислен транспортный налог за 2018 г., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что Козлова Н.В. начисленный ей налог не уплатила в установленные законом сроки, ей по транспортному налогу была начислена пеня в размере 739,97 рублей: в размере 42,67 рубль за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. (недоимка для пени, налог за 2018 г.); в размере 562,98 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. (недоимка для пени, налог за 2015г.); в размере 134,32 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (недоимка для пени, налог за 2017 г.).
Руководствуясь ст. 69 НК РФ Инспекцией налогоплательщику были направлены требования об уплате задолженности № (со сроком оплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ), № (со сроком оплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ).
Судом установлено, что ответчик добровольно задолженность не оплатил, что послужило основанием для обращения Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № Центрального района г. Сочи.
В свою очередь, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации», а также неоднократно обращалось внимание судом кассационной инстанции, с акцентом на то, что установление указанных обстоятельств в силу части 6 статьи 289 КАС РФ относится к числу юридически значимых по административному делу, рассматриваемому в порядке главы 32 названного процессуального закона (Кассационные определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88а-1001/2019, от ДД.ММ.ГГГГ N 88а-754/2019, от ДД.ММ.ГГГГ N 88а-2597/2020 и др.).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального района города Сочи был вынесен судебный приказ №а- 2344/106-2021 о взыскании с должника задолженности по налогу и пени.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен, в связи с поданным Козловой Н.В. заявлением, в котором последняя не согласна с начисленной ей суммой налога и пени.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть по требованию № с ДД.ММ.ГГГГ, по требованию № с ДД.ММ.ГГГГ.
В данном случае административный истец был вправе обратиться к мировому судье не позднее ДД.ММ.ГГГГ по требованию №, не позднее ДД.ММ.ГГГГ по требованию №.
Фактически же обращение к мировому судье с данным заявлением состоялось только в конце марта 2021 года. Доказательств более раннего обращения налогового органа к мировому судье за судебной защитой материалы дела не содержат.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств судом установлено, что рассматриваемое административное исковое заявление подано налоговой инспекцией с пропуском установленного ст. 48 НК РФ шестимесячного срока. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обращению в суд с требованиями в указанный срок, административным истцом не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
В силу закона, несмотря на безусловную значимость взыскания в соответствующие бюджеты неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени, налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки с физического лица в установленные для этого сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе в установленном порядке заявлять о его восстановлении, приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска, чего в рассматриваемом случае административным истцом в нарушение части 4 статьи 289 КАС РФ сделано не было.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по налогу и пени.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░