Дело № 2а-2433/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2019 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи: Космачевой О.В.
при секретаре Аксенцовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению по административному иску ООО МКК «Чистая монета» к судебному приставу- исполнителю Ленинского РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Тепляковой Александре Алексеевне, Ленинскому РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области о признании незаконным бездействия судебного пристава- исполнителя,
установил:
Взыскатель ООО МКК «Чистая монета» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу- исполнителю Ленинского РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Тепляковой А.А., Ленинскому РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Тепляковой А.А. в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании денежных средств с Ларина А.В., выразившихся: в ненаправлении постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя, в ненаправлении запросов и неполучении ответов из ПФР РФ о наличии места работы и возможного получения пенсии, заработной платы и иных доходов; ненаправлении запросов, направленных на выявление сведений об имуществе и имущественных правах должника и неполучении ответов из территориальных органов Росреестра, ГИБДД; ненаправлении запросов и неполучении ответов из территориальных органов УМВД, УФМС, ЗАГС по месту жительства должника; невынесении постановления о временном ограничении выезда должника за пределы Российской Федерации; в ненаправлении запросов и неполучении ответов на запросы из банков о наличии счетов у должника в банках; непроведении розыска имущества должника, ненаправлении запросов и неполучении ответов операторов мобильной связи; возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя устранить последствия незаконного бездействия путем выполнения следующих исполнительных действий:
- направить в адрес взыскателя постановление о возбуждении исполнительного производства;
- направить запросы и получить ответ ответы из территориальных органов Росреестра и ГИБДД;
- направить запросы и получить ответы из территориальных органов ПФР о месте работы и/или получения пенсии и иных пособий и доходов;
- вынести постановление об обращении взыскания на заработную плату, пенсию иные доходы и направить в адрес работодателя Ларина А.В. для исполнении, а также направить копию данного постановления в адрес административного истца-взыскателя по исполнительному производству;
- направить запросы и получить ответы из территориальных органов УМВД, УФМС;
- направить и получить ответы о наличии счетов в банках у Ларина А.В.;
- вынести постановление о временном ограничении выезда должника Ларина А.В. за пределы Российской Федерации;
- направить запросы и получить ответы от операторов мобильной связи;
- произвести розыск имущества должника.
В обоснование требований указало, что приведенные исполнительные действия по выявлению денежных средств и имущества должника осуществлены не были.
Представитель ООО МКК «Чистая монета» Ляшенко А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, в нем приведенным.
Представитель Ленинского РОСП г.Смоленска Казакова А.А. по заявленным требованиям возражала, указала, что судебным приставом приняты меры к исполнению требований исполнительного документа, сделаны соответствующие запросы. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена взыскателю простой почтовой корреспонденцией.
Остальные участки процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частями 1,.4 ст.128 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 227 КАС РФ административный иск об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежит удовлетворению при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта
В соответствии со ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в силу положений ст..4, 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов (ст.2 названного Федерального закона)
Согласно требований ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1); судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 7).
Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя о Ленинского РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Тепляковой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа – судебного приказа мирового судьи судебного участка № 5 г. Смоленска № 2-562/17-5 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Ларина А.В. в пользу ООО МКК «Чистая монета» задолженности по кредитному договору в сумме 22260 руб. и госпошлины в сумме 433 руб. 90 коп. было возбуждено исполнительное производство №-ИП (л.д. 17-20).
В соответствии с ч. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется заказной почтой должнику, а также взыскателю и в суд, выдавший исполнительный документ.
ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении исполнительного производства направлено взыскателю ООО МКК «Чистая монета» через ООО ФПС простой почтовой корреспонденцией (л.д. 34).
По утверждению представителя административного истца названное постановление в адрес организации не поступала. Приведенные стороной истца доводы о допущенном бездействии судебного пристава по неисполнению требований о направлении постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя заказной корреспонденцией суд находит несостоятельными.
Действующим законодательством обязанность судебного пристава по направлению постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю исключительно заказной корреспонденцией не предусмотрена.
Само по себе направление копии названного постановления взыскателю, не влияет на сроки совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, а также на их состав и последовательность, также от этого не зависит объем прав и обязанностей взыскателя и должника в исполнительном производстве. Направление копии постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю носит только информативную нагрузку, судебный пристав-исполнитель тем самым сообщает взыскателю, что направленный им на принудительное исполнение исполнительный документ принят к принудительному исполнению.
Кроме того, сведения об исполнительном производстве занесены в банк данных УФССП по Смоленской области и доступны на официальном сайте в телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, нарушения прав взыскателя в данном случае судом не установлено.
Часть 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно разъяснениям в п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.). Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с нормами ст.68 ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В силу п.2 ч.1 ст. 64 названного Федерального закона судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.65 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.
Так, по своей инициативе судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления (ч.3 ст.65 ФЗ).
Согласно ч.8 ст.69 ФЗ № 229-ФЗ, если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса (ч.10 ст.69 Закона).
В силу п.15 ч.1 ст.64 ФЗ «об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более (п.3 ч.1 ст. 67 ФЗ).
В случае неисполнения должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) превышает 10 000 рублей. (ч.2 ст. 67 ФЗ).
В силу п.11.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронным документом признается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Согласно ч.1,2 ст.11.1 ФЗ № 149-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в пределах своих полномочий обязаны предоставлять по выбору граждан (физических лиц) и организаций информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и (или) документов на бумажном носителе, за исключением случаев, если иной порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.
Информация, необходимая для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, может быть представлена гражданами (физическими лицами) и организациями в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.
В частности, Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 года N 30 утвержден Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которым в случае если для предоставления государственных услуг федеральным органам исполнительной власти требуется получение документов и (или) информации от других федеральных органов исполнительной власти, межведомственное информационное взаимодействие между указанными органами осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п.2.9 (1)).
В силу Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 Единая система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее - электронные сервисы), о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений (далее - единый электронный сервис), и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие.
Согласно сводке по исполнительному производству № между СПИ и операторами сотовой связи, ГИБДД, ПФР, ФМС, банками, ГИБДД, Росреестром осуществлен обмен информацией в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; получены ответы на соответствующие запросы.
Запросы направлялись СПИ в указанные учреждения неоднократно:
- запрос операторам сотовой связи: ДД.ММ.ГГГГ – получены ответы об отсутствии сведений;
- запрос в банки о наличии денежных средств на счетах должника ДД.ММ.ГГГГ – согласно ответам денежные средства на счетах должника отсутствуют;
- запрос в ГУВМ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ – ответ не представлен; ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом осуществлен телефонный звонок в отдел адресно-справочной работы, установлены сведения о регистрации должника по месту жительства;
- запрос в Пенсионный фонд РФ о наличии у должника СНИЛС ДД.ММ.ГГГГ – сведения представлены ДД.ММ.ГГГГ;
- запрос в ГИБДД МВД России от ДД.ММ.ГГГГ – согласно ответу сведения отсутствуют;
- запрос в Росреестр РФ от ДД.ММ.ГГГГ – согласно ответу сведения отсутствуют; ДД.ММ.ГГГГ запрос направлен вновь;
- направлен запрос в налоговые органы ДД.ММ.ГГГГ по сведениям к ЕГРЮЛ/ЕГРИП ;
- запрос в Пенсионный фонд РФ от ДД.ММ.ГГГГ по сведениям о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях должника (л.д. 22,35-38).
ДД.ММ.ГГГГ простой почтовой корреспонденцией направлен запрос в Управление ЗАГС Администрации г. Смоленска (л.д. 39).
ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с требованиями ч.2 ст. 67 ФЗ «Об исполнительном производстве») судебным приставом Казаковой А.А. вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (л.д. 21).
Согласно ч.1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Между тем, получив информацию о СНИЛС должника (ДД.ММ.ГГГГ), судебным приставом исполнителем мер к запросу сведений из пенсионных органов, осуществляющих учет застрахованных лиц, о месте работы, получаемых должником доходов, иных выплат и вознаграждений, в течение установленного ч.1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» 2 -месячного срока принято не было, что безусловно свидетельствует о нарушение прав взыскателя на своевременное исполнение исполнительного документа получение взыскателем причитающихся денежных средств за счет доходов должника.
Бездействие судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП, выразившееся в ненаправлении запроса в пенсионный орган о наличии места работы, получении пенсии, заработной платы и иного дохода должником Лариным А.В., следует признать незаконным.
Указанные сведения в отношении должника Ларина А.В. запрошены судебным приставом только ДД.ММ.ГГГГ и на момент рассмотрения спора ответ на запрос не поступил.
Учитывая, что исполнительные действия, направленные на выявление дохода должника, судебным приставом-исполнителем в полном объеме выполнены не были, что в силу ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» является условием для принятия решения об объявлении розыска имущества должника (требование о розыске имущества должника было заявлено взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства), основания для объявления розыска имущества должника Ларина А.В. у судебного пристава отсутствовали, отсутствуют таковые и в настоящее время.
Требования административного истца о возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности по вынесению постановление об обращении взыскания на заработную плату, пенсию иные доходы должника и направлении его работодателю Ларина А.В. удовлетворению также не подлежат, поскольку сведения о месте работы и получаемых выплатах должнику в настоящее время отсутствуют.
Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к убеждению, что в остальной части судебным приставом исполнителем совершены необходимые исполнительные действия, направленные к отысканию должника и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, и, следовательно, в остальной части заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № № ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░
░░░ 67RS0002-01-2019-002567-74
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-2433/2019
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.05.2019.