№а-6922/2023
УИД 54RS0№-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес>
в составе:
судьи Миничихина Д.И.
при секретаре фио1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению фио3 к судебным приставам-исполнителям ОСП по <адрес> фио2, ГУФССП России по <адрес>, о признании незаконным постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> об отказе в удовлетворении заявления от /дата/, о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов по исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
фио3 обратился в суд с административным исковым заявлением к судебным приставам-исполнителям ОСП по <адрес> фио2, ГУФССП России по <адрес>, о признании незаконным постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> об отказе в удовлетворении заявления от /дата/, о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование требований истец указал, что судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> возбуждено исполнительное производство №- ИП от /дата/, на основании исполнительного документа исполнительный лист № ФС 040994845 от /дата/, выданный органом: Новосибирский районный суд <адрес> по делу №, вступившему в законную силу /дата/, предмет исполнения: Моральный вред как самостоятельное требование (за исключением вреда от преступления) в отношении должника: фио4. В связи с длительным, злостным неисполнением Должником требований, содержащихся в исполнительном документе, а также отсутствием какой-либо информации о ходе исполнительного производства, было подано заявление об ограничении специального право должника в виде права управления транспортными средствами (автомобильным транспортным средствам). Взыскание по указанному исполнительному листу не произведено. В адрес заявителя получен ответ (заявление 2913889090), в виде Постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), отказать по существу, в связи с тем, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, необоснованны. При этом судебный пристав исполнитель фио2 не мотивирует по каким основаниям отказано. Судебный пристав исполнитель фио2 бездействует и не предпринимает необходимых и достаточных мер по заявлению об ограничении специальных прав должника в целях исполнения судебного акта.
Просит суд:
Признать незаконным, не мотивированным Постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 02.08.2023г. судебного пристава ОСП по <адрес> фио2, в рамках исполнительного производства, выразившееся в отказе удовлетворения заявления (ходатайства) № от 25.07.2023г. об ограничении специальных прав должника - фио4, а также в не совершении необходимых исполнительных действий по исполнительному производству №-ИП.
Обязать судебного пристава ОСП по <адрес> фио2 рассмотреть заявления (ходатайства) № от 25.07.2023г. об ограничении специальных прав должника - фио4, в целях исполнения решения суда.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики, представители административных ответчиков, заинтересованное лицо не явились, извещены.
В предварительном судебном заседании административный ответчик фио2 возражала против заявленных требований.
Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст. 67.1 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.
Согласно ч.2 и 3 вышеуказанной статьи, при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом. При неисполнении требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным правом.
Если исполнительный документ, содержащий указанные в части 2 настоящей статьи требования, не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении временного ограничения на пользование должником специальным правом.
Временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:
1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;
2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;
3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;
4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;
5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа (ч.4 ст.67 закона).
Из материалов дела следует, что судебным приставом исполнителем ОСП по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП от /дата/, на основании исполнительного документа исполнительный лист № ФС 040994845 от /дата/, выданный органом: Новосибирский районный суд <адрес> по делу №, вступившему в законную силу /дата/, предмет исполнения: Моральный вред как самостоятельное требование (за исключением вреда от преступления) в отношении должника: фио4. Истцом было подано заявление об ограничении специального право должника в виде права управления транспортными средствами (автомобильным транспортным средствам). В адрес заявителя направлен ответ (заявление 2913889090), в виде Постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), отказать по существу, в связи с тем, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, необоснованны.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае был взыскан моральный вред, однако фио4 к уголовной ответственности за совершение преступления не привлекался.
Изложенное свидетельствует о том, что предмет исполнения по исполнительному производству №-ИП не подпадал под перечень требований исполнительных документов, предусмотренный частью 2 статьи 67.1 Закона об исполнительном производстве.
В связи с этим постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> об отказе в удовлетворении заявления от /дата/, и вывод судебного пристава-исполнителя в судебном заседании о том, что доводы заявителя о необходимости вынесения постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом основаны на неправильном толковании ч. 2 ст. 67.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В материалах исполнительного производства имеются подтверждения осуществления исполнительных действий судебным приставом-исполнителем.
Согласно статье 2 Федерального закона от /дата/ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4, частью 2 статьи 5 Федерального закона от /дата/ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», одним из принципов исполнительного производства является принцип своевременного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП.
Статьей 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Судебный пристав - исполнитель в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О судебных приставах» обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Мерами принудительного исполнения являются в том числе: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Объем принимаемых по исполнительному производству принудительных мер и исполнительных действий определяется судебным приставом по своему усмотрению, главное, чтобы они были эффективными в целях достижения результата возбуждения исполнительного производства.
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
В рамках указанного исполнительного производства сотрудниками Отделения судебных приставов по <адрес> ГУФССП по <адрес> совершались предусмотренные законом исполнительные действия, что подтверждается материалами исполнительного производства (л.д. 14-27).
На основании ст. 2 ФЗ от /дата/ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
П. 1 ст. 12 ФЗ от /дата/ «О судебных приставах» принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возлагается на судебного пристава-исполнителя. В компетенцию названного должностного лица входит совершение любых не противоречащих закону действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (п. 17 ч. 1 ст. 64ФЗ N 229-ФЗ).
В силу ст. 12 «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
На основании ч. 1 ст. 36 ФЗ вышеназванного закона, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Учитывая вышеизложенные установленные в ходе судебного разбирательства юридически значимые факты и обстоятельства, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем принимались все предусмотренные законом и возможные исполнительские действия, направленные на своевременное, полное и правильное исполнению требований исполнительного документа.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».
Доказательств факта нарушения прав и законных интересов истца бездействием судебного пристава-исполнителя в материалы дела не представлено.
При этом, по мнению суда, недостижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата, не свидетельствует о его бездействии.
Принятие решений о проведении тех или иных исполнительных действий отнесено законом к компетенции судебного пристава-исполнителя и разрешается судебным приставом-исполнителем исходя из конкретных фактических обстоятельств. Вопрос о привлечении должника к административной ответственности также является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя
Как следует из правовой позиции, выраженной в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.011.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Таким образом, суд не находит оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> об отказе в удовлетворении заявления от /дата/, бездействия судебных приставов-исполнителей Отделения судебных приставов по <адрес>, ГУФССП по <адрес>, в связи с чем административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> ░░░2, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ /░░░░/, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░░░░░░░░░ ░.░.