Дело № 2а-2272/2023
29RS0018-01-2023-002745-94
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июля 2023 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда с использованием видеоконференцсвязи дело по административному исковому заявлению Багрецова Д. А. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний об оспаривании действий, присуждении компенсации,
установил:
Багрецов Д.А. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, Учреждение) об оспаривании действий, выраженных в незаконном перечислении с его лицевого счета денежных средств в размере 2 500 руб. в рамках исполнительного производства, присуждении компенсации в размере 20 000 руб.
В обоснование требований указал, что решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 10.01.2023 по административному делу № 2а-189/2023 удовлетворены его исковые требования, в его пользу взыскана компенсация в связи с нарушением условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 руб. Денежные средства в размере 5 000 руб. поступили на его счет 26.04.2023. В тот же день Администрацией ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Архангельской области с его счета были удержаны денежные средства в размере 2 500 руб. Полагает, что денежные средства удержаны незаконно, просит суд признать незаконными действия администрации ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Архангельской области по удержанию с его счета денежных средств в размере 2 500 руб., присудить справедливую компенсацию в размере 20 000 руб.
Административный истец Багрецов Д.А. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал в полном объеме. Указал, что Администрация ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Архангельской области не имела права производить удержание денежных средств, поскольку сумма в размере 5 000 руб., поступившая на его счет, являлась компенсацией за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, взысканная по решению суда.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний, заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Васенева Ю.В. в судебном заседании с иском не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указала, что во исполнение постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в размере 50 % от 07.08.2018, 28.04.2023 было удержано 2500 руб. и направлено в ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска для дальнейшего перечисления взыскателю. Полагала, что оспариваемые действия по удержанию и перечислению денежных средств совершены с соблюдением установленной процедуры, соответствуют положениям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца, обязанного выплачивать алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка, не нарушают.
Заинтересованные лица судебный пристав-исполнитель ОСП по Октябрьскому округу Константинова Я.Ю., УФССП России по Архангельской области и НАО в судебное заседание не явились, представителей не направили, направили копии материалов исполнительного производства в отношении должника Багрецова Д.А. о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что с 15.09.2022 по 07.07.2023 Багрецов Д.А. содержался в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Архангельской области.
Решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 10.01.2023 по административному делу № 2а-189/2023 были удовлетворены исковые требования Багрецова Д.А. об оспаривании действий ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Архангельской области, связанные с условиями содержания в исправительном учреждении, в его пользу присуждена компенсация в размере 5 000 руб.
Денежные средства в размере 5 000 руб. поступили на лицевой счет 26.04.2023.
28.04.2023 из денежных средств, поступивших на лицевой счет Багрецова Д.А., было удержано 2 500 руб. по постановлению об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 07.08.2018.
По утверждению административного истца административный ответчик не имел права удерживать данные денежные средства, поскольку они не являются его заработной платой, взысканы в качестве компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
В силу указания ч. 1, 3-5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации физические лица к участникам бюджетного процесса не относятся.
В соответствии с п. 4 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.12.2006 № 356 личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений (исправительных учреждений, следственных изоляторов), открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено выше, 28.04.2023 с лицевого счета Багрецова Д.С. были удержаны денежные средства в размере 2 500 руб. и перечислены на депозит ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
По смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации исполнение судебного решения рассматривается как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации. Одним из путей такой реализации является установление в законе соответствующих процедур исполнительного производства.
На основании положений ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка Северного округа г. Архангельска от 29.08.2013 взысканы с Багрецова Д.А. в пользу Небога Е.А., алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка – сына Багрецова К.Д., 13.02.2013 года рождения, ежемесячно, в твёрдой денежной сумме в размере 5 187 рублей, что составляет ? доли установленной величины прожиточного минимума для детей в городе Архангельске, с последующей индексацией в установленном порядке пропорционально росту величины прожиточного минимума для детей в городе Архангельске, установленной в Архангельской области, начиная с 01 августа 2013 года, и до совершеннолетия ребенка.
09.09.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области Ненецкому автономному округу в отношении должника Багрецова Д.А. на основании исполнительного листа, выданного мировым судьей судебного участка Северного округа г. Архангельска, было возбуждено исполнительное производство № 65017/12/29/29. Предмет исполнения: алименты в размере 5 187 руб. в твёрдой сумме ежемесячно, в пользу взыскателя Небога Е.А. на содержание несовершеннолетнего Багрецова К.Д. 13.02.2013 года рождения.
Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен в статье 102 Федерального закона № 229-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 102 Закона об исполнительном производстве размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Аналогичные требования установлены и в п. 3 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 07.08.2018 произведён расчет задолженности по алиментам с 17.06.2016 по 08.02.2018, которая составила 322 151 руб. 01 коп.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 07.08.2018 обращено взыскание на доходы должника Багрецова Д.А.; необходимо производить удержание денежных средств в соответствии с действующим законодательством ежемесячно в размере 50 % от дохода должника, из них ? доли величины прожиточного минимума на взыскание алиментов, оставшаяся часть на погашение задолженности. После взыскания задолженности необходимо удерживать по ? доли величины прожиточного минимума из текущих платежей. Информировать судебного пристава-исполнителя об остатке задолженности менее 10 000 руб.
Частью 2 ст. 100 Федерального закона об исполнительном производстве предусмотрено, что взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.
Постановления были направлены по месту жительства Должника (по месту отбытия наказания), в установленном законом порядке не обжаловалось. Административный истец с постановлением об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 07.08.2018 был ознакомлен 16.08.2018.
26.04.2019 исполнительное производство № 65017/13/22/29 было окончено в соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку было установлено, что должник работает, копия исполнительного документа была направлена по месту получения дохода должника.
27.04.2022 исполнительное производство № 96760/22/29022-ИП было окончено в соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», также было установлено, что должник работает, копия исполнительного документа была направлена по месту получения дохода должника.
Согласно статье 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1908 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, согласно которому удержание алиментов производится с сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью.
В статье 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Согласно взаимосвязанным положениям пункта 1 части 1 статьи 101 и части 2 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей взыскание может быть обращено на следующие виды доходов: денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами; ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности; пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства материнского (семейного) капитала; суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; в связи с террористическим актом; в связи со смертью члена семьи; в виде гуманитарной помощи; за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений; суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом; социальное пособие на погребение; денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести; выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей; денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта; денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части.
В соответствии со ст. 111 вышеуказанного федерального закона в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда.
Поскольку выплачиваемая административному истцу денежная компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении не может быть отнесена к денежным суммам, выплачиваемым лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, так как, установлена государством в виде гарантии и компенсации, в целях обеспечения и соблюдения их прав на надлежащие условия содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, заключенных под стражу, то есть не относится к суммам, выплачиваемым в возмещение вреда, следовательно, препятствий по удержанию алиментов с указанной суммы (5000 руб.) в общем порядке, не имелось.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Вопреки доводам административного истца, при рассмотрении настоящего административного дела подобной совокупности установлено не было.
Причин усомниться в убедительности доводов Учреждения у суда не имеется, поскольку в подтверждение своей позиции им были представлены все необходимые доказательства, оценивая которые, суд приходит к выводу о законности совершенных им действий.
На конкретные нарушения прав, возникновение каких-либо негативных последствий, неоднократные обращения по данному вопросу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, жалобы на невозможность осуществления каких-либо действий административный истец не ссылается.
Административным ответчиком были совершены действия в пределах предоставленных ему законом полномочий, и, принимая во внимание, что заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав, создания ему препятствий к их осуществлению, незаконного возложения на него обязанности или незаконного привлечения к ответственности в рамках действующего законодательства, основания для признания их действий, выраженных в удержании с лицевого счета Багрецова Д.А. 2500 руб. (50 % от полученного дохода) незаконными, отсутствуют.
Доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку предусмотренная частью 2 статьи 227, частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупность обязательных условий для удовлетворения исковых требований по делу отсутствует, суд полагает, что оснований для удовлетворения административного иска, в том числе присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 258 КАС Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░