Копия Дело № 2а-1157/2023
24RS0046-01-2022-005948-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2023 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бацунина Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бережновой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крыжановского Э.А. к Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю о признании действий (бездействий) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Крыжановский Э.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю (далее по тексту - МИФНС №22 по Красноярскому краю) о признании действий (бездействий) незаконными.
Требования мотивированы тем, что 08.07.2022 года он обратился в Межрайонную ИФНС России № 22 по Красноярскому краю с заявлением о получении налогового вычета, направив соответствующий пакет документов. Указывает, что до настоящее времени он не извещен о результатах рассмотрения его заявления, какие-либо ответы в его адрес не поступали. Считает, что бездействие административного ответчика незаконно, в связи с чем просит признать незаконным действие (бездействие) административного ответчика, выразившееся в не надлежащем рассмотрении и разрешении в порядке и сроки, установленные законом, его заявления о получении налогового вычета от 08.07.2022 года, не предоставлении письменного ответа заявителю по результатам рассмотрения обращения.
Административный истец Крыжановский Э.А., участвующий в судебном заседании посредством ВКС, поддержал исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю Линник А.А. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что ответ на заявление был дан своевременно, направлен был по месту регистрации административного истца, поскольку у налогового органа отсутствует обязанность по направлению ответа по месту нахождения административного истца.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, огласив и исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, полагает требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно сведениям, поступающим в адрес МИФНС №22 по Красноярскому краю в соответствии со ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) Крыжановский Э.А. с 17.08.2009 года состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
09.06.2022 года в адрес МИФНС №22 по Красноярскому краю поступило заявление Крыжановского Э.А., в котором он просил предоставить образец заявления для получения налогового вычета за оказание платных медицинских услуг, перечень необходимых документов для получения налогового вычета за оказание платных медицинских услуг.
В ответ на указанное заявление, МИФНС №22 по Красноярскому краю подготовлен ответ от 29.06.2022 года №2.18-17/10429, в котором разъяснены нормы права, касающиеся предоставления налогового вычета. Также доведено, что для получения социального налогового вычета, административному истцу необходимо представить заполненную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) с пакетом документов по месту регистрации в ИФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска. Также к указанному ответу приложены бланки для заполнения декларации о форме №3-НДФЛ.
Данный ответ был направлен в адрес Крыжановского Э.А. посредством почтового отправления по адресу: <адрес>. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления №, ответ на заявление был получен адресатом 06.07.2022 года.
В последующем, Крыжановским Э.А. было направлено в адрес МИФНС №22 по Красноярскому краю заявление о предоставлении налогового вычета от 08.07.2022 года.
Согласно ответа на запрос, поступившего из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 11.01.2023 года (л.д.53-54) заявление Крыжановского Э.А. от 08.07.2022 года № было отправлено простым почтовым отправлением 11.07.2022 года в адрес МИФНС №22 по Красноярскому краю. Согласно журнала входящей корреспонденции ответ на данное заявление из МИФНС №22 по Красноярскому краю в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю не поступал. Отправка данного заявления подтверждается почтовым реестром от 11.07.2022 года.
Судом также установлено, что 15.07.2022 года в МИФНС №22 по Красноярскому краю поступило заявление Крыжановского Э.А. о представлении налогового вычета от 08.07.2022 года с приложением пакета документов, в котором, в том числе была налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (без указания налогового периода).
Согласно уведомления об отказе в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе и (или) о том, что расчет считается непредставленным, от 15.07.2022 года, Крыжановский Э.А. был уведомлен о том, что налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) не была принята МИФНС №22 по Красноярскому краю на основании п.п.8 п.19 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019 года №ММВ-7-19/343@, в связи с представление налоговой декларации (расчета) в территориальный налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Ответ на заявление Крыжановского Э.А. был направлен 19.07.2022 года по адресу регистрации административного истца: <адрес>, что подтверждается списком внутренних потовых отправлений.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает следующее.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик имеет право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств (абзац 1 подпункта 3).
При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.
Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны в течение трех месяцев со дня предоставления налоговой декларации провести ее камеральную проверку для подтверждения правомерности предоставления имущественного налогового вычета.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Согласно п.п.18 п.19 Приказа ФНС России от 08.07.2019 года №ММВ-7-19/343@ "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), является представление налоговой декларации (расчета) в территориальный налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета)
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что заявление административного истца от 09.06.2022 года было рассмотрено административным ответчиком в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и дан ответ в установленные законом сроки.
При этом, ответ на заявление административного истца от 09.06.2022 года дан 29.06.2022 года и направлен по адресу местонахождения административного истца: <адрес>, <адрес>, то есть месту указанному в заявлении.
В заявлении о предоставлении налогового вычета от 08.07.2022 года административный истец указывает, что он содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 по адресу: <адрес>, <адрес>, и не может представить иные сведения и документы в связи с фактическим местонахождением.
Также из материалов дела усматривается, что уведомление об отказе в приеме налогового документа от 15.07.2022 года было направлено по месту регистрации административного истца: <адрес>.
Учитывая, что административный ответчик располагал сведениями о месте нахождения административного истца, что подтверждается ранее данным ответом на заявление и информацией, указанной административным истцом в заявлении о предоставлении налогового вычета от 08.07.2022 года, вместе с тем, уведомление об отказе от 15.07.2022 года было направлено по месту регистрации административного истца, что свидетельствует о том, что административный истец не мог получить данное уведомление по причине нахождения под стражей, доказательств обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Крыжановского Э.А. в части признания незаконными действия (бездействия) Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю, выраженное в не направлении ответа на заявление Крыжановского Э.А. о получении налогового вычета от 08.07.2022 года по месту нахождения Крыжановского Э.А.
Разрешая требования административного истца о признании незаконными действий (бездействий) ответчика, выраженные в ненадлежащем рассмотрении и разрешении заявления о получении налогового вычета от 08.07.2022 года, суд не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.
Так, отказывая в приеме налоговой декларации Крыжановского Э.А., административный ответчик руководствовался п.п.8 п.19 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019 №ММВ-7-19/343@, поскольку налоговая декларация была подана в территориальный налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец до взятия под стражу был зарегистрирован по адресу: <адрес>, состоял на учете в ИФНС по Октябрьскому району г.Красноярска, что не оспаривалось административным истцом в судебном заседании.
Из представленного в материалы дела ответа от 01.06.2022 года, подготовленного ОП № 6 МУ МВД России «Красноярское», следует, что административный истец был зарегистрирован по месту пребывания в Свердловском районе г.Красноярска с 28.09.2021 года по 28.03.2022 года.
Учитывая, что уведомление об отказе в приеме налогового документа от 15.07.2022 года на заявление Крыжановского Э.А. принято административным ответчиком в рамках НК РФ, а также Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019 №ММВ-7-19/343@, нарушений порядка рассмотрения и сроков административным ответчиком не допущено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Крыжановского Э.А. в части признания незаконными действий (бездействий) ответчика, выраженные в ненадлежащем рассмотрении и разрешении заявления о получении налогового вычета от 08.07.2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 08.07.2022 ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░