Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1109/2022 ~ М-1283/2022 от 10.10.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск                                    09 ноября 2022 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                      Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания                    Векшиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда Иркутской области административное дело № 2а-1109/2022 по административному исковому заявлению Администрации Муниципального образования «Братский район» к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Чадаевой Наталии Алексеевне, Братскому межрайонному отделу судебных приставов по организации принудительного исполнения Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, заинтересованные лица – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ Прибрежный», об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования «Братский район» (далее – администрация МО «Братский район») обратилась в Братский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Чадаевой Н.А. (далее – судебному приставу-исполнителю Братского МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области), Братскому межрайонному отделу судебных приставов по организации принудительного исполнения Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - Братский МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области), Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее – ГУФССП России по Иркутской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб., вынесенного постановлением судебного пристава – исполнителя по гражданскому делу № 2-50/2019.

В обоснование административного искового заявления администрация МО «Братский район» указала, что на основании исполнительного листа серии ФС № 022066279 от 04.03.2019, выданного Братским районным судом Иркутской области по гажданскому делу № 2-50/2019 (решение от 22.01.2019), администрация МО «Братский район» обязана обеспечить население с. Илир Братского района качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем горячего водоснабжения» СанПин 2.1.4.2496-09 изменение к СанПин 2.1.4.1074-01 путем проведения обеззараживания подаваемой питьевой воды из источника централизованного водоснабжения в срок до 01.12.2019.

12.02.2020 судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.

01.04.2021 судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера в размере 50 000,00 рублей и установлении нового срока исполнения.

Определением Братского районного суда Иркутской области от 16.06.2021 администрации МО «Братский район» предоставлена отсрочка исполнения решения Братского районного суда Иркутской области от 22.01.2019 по гражданскому делу № 2-50/2019 на срок до 31.12.2021.

26.01.2022 судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. вынесено постановление об отложении исполнительных действий на срок с 26.01.2022 по 09.02.2022 включительно.

Определением Братского районного суда Иркутской области от 15.02.2022 администрации МО «Братский район» в предоставлении отсрочки исполнения решения Братского районного суда Иркутской области от 22.01.2019 отказано.

05.09.2022 администрация МО «Братский район» предоставила судебному приставу-исполнителю Братского МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. информацию и приложила копии документов, подтверждающих исполнение решение Братского районного суда Иркутской области.

22.09.2022 в администрацию МО «Братский район» поступило постановление судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. об окончании исполнительного производства от 14.09.2022, об отмене всех назначенных мер принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения, выделении в отдельное ИП взыскание исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей.

Согласно информации финансового управления администрации МО «Братский район» от 26.09.2022 № 01-12/02-19/473, бюджет муниципального образования «Братский район» сформирован на 2022 год с дефицитом 58 999,2 рублей при реальном дефиците 410 949 рублей или 78,5 % прогнозируемого общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Справкой (исх. № 001 от 30.09.2022) подтверждается, что администрацией МО «Братский район» за период с 17.02.2022 по 26.09.2022 по состоянию на 30.09.2022 было уплачено административных штрафов и исполнительных сборов по возбужденным исполнительным производствам судебных приставов-исполнителей Братского МОСП по ОПИ на сумму 1 429 000 рублей.

Администрация МО «Братский район» считает, что все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты, а умысла и вины по не своевременному исполнению решения суда не было.

С момента вступления в силу решения Братского районного суда Иркутской области, т.е. с 04.03.2019 администрация МО «Братский район» не смогла исполнить обязательства по причине отсутствия источника финансирования, предусматривающего исполнения бюджета по расходам, обязательства в соответствии со ст. 219 БК РФ.

Просит суд, освободить администрацию МО «Братский район» от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей в связи с исполнением требований решения Братского районного суда Иркутской области.

Определением судьи Братского районного суда Иркутской области от 13.10.2022, руководствуясь ст. 47 КАС РФ, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Иркутской области), Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ Прибрежный» (далее по тексту - ООО «ЖКХ Прибрежный»).

Административный истец - Администрация МО «Братский район» в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Судебный пристав-исполнитель Братского МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области Чадаева Н.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны, представила суду возражения на административно исковое заявление, в которых указала, что в Братском районном суде Иркутской области на рассмотрении находится исковое заявление Администрация МО «Братский район» об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Судебный пристав - исполнитель не согласен с заявленными требованиями по следующим основаниям.

    Статьей 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (часть 12 статьи 30).

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должник предупреждается о взыскании с него исполнительского сбора в случае нарушения срока для добровольного исполнения.

Из материалов исполнительного производства следует, что в Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области поступил на принудительное исполнение исполнительный лист серии ФС № 022066279, выданный Братским районным судом Иркутской области по гражданскому делу № 2-50/2019 от 22.01.2019. Требования исполнительного документа: обязать Администрацию МО «Братский район», ООО «ЖКХ Прибрежный» обеспечить население с. Илир Братского района качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» СанПиН 2.1.4.2496-09 изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 путем проведения обеззараживания подаваемой питьевой воды из источника централизованного водоснабжения в срок до 01.12.2019.

На основании данного исполнительного документа 12.02.2020 было возбуждено исполнительное производство № 31304/20/38007-ИП.

Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику простой корреспонденцией и получено должником 25.02.2020 вх. № 141 (сообщено должником в информационном письме от 28.02.2020). Судом должнику был установлен срок исполнения—до 01.12.2019.

В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскивается исполнительский сбор, если должником не предоставлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника организации устанавливается в размере 50 000,00 руб.

В ответ на запрос судебного пристава-исполнителя от 04.03.2020, Роспотребнадзор направил информацию о неисполнении решения суда. В связи с неисполнением решения суда в срок для добровольного исполнения, 01.04.2021 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. и назначен новый срок исполнения — до 31.05.2021.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя от 29.08.2022, должником была предоставлена информация об исполнении решения суда (письмо от 15.02.2022 «Роспотребнадзора» об исполнении решения в 2021 году).

14.09.2022 исполнительное производство окончено фактическим исполнением.

15.10.2022 в ОСП по г. Братску и Братскому району поступило административное исковое заявление об освобождении от уплаты исполнительского сбора, которое было подано должником в суд.

Согласно позиции Пленума Верховного суда, изложенной в постановлении № 50 от 17.11.2015, суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора суду следует исходить из того, что основанием для освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобождён от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объёме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учётом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Согласно материалам исполнительного производства, решение суда вступило в законную силу 04.03.2019. Решение суда было исполнено должником после истечения срока для добровольного исполнения.

Длительное невыполнение требований исполнительного документа должником влечет несоблюдение принципа обязательности исполнения судебных постановлений и умаляет гарантированные взыскателю статьей 46 Конституции российской Федерации права на судебную защиту (включая исполнение судебного акта в разумный срок). Можно утверждать, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника, им не были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств, что привело к необоснованно длительному исполнению решения суда.

По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Являясь должником по исполнительному производству и не исполнив решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения, Администрация МО «Братский район» должна нести равную со всеми ответственность, предусмотренную ФЗ «Об исполнительном производстве» за неисполнение решения суда в срок для добровольного исполнения. ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены случаи невзыскания исполнительского сбора, перечисленные в ч. 4 ст. 112, данный перечень является исчерпывающим. Исполнив решение суда, Администрация МО «Братский район» только на основании данного факта не может быть освобождена от уплаты исполнительского сбора, так как исполнила требования исполнительного документа по истечении срока для добровольного исполнения.

Таким образом, на основании вышеизложенного, руководствуясь Кодексом административного судопроизводства РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве» просит в удовлетворении исковых требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора Администрация МО «Братский район» отказать.

Представители административных ответчиков Братского МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области, ГУФССП России по Иркутской области, представители заинтересованных лиц Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, ООО «ЖКХ Прибрежный» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Изучив материалы административного дела, обозрев материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что решением Братского районного суда Иркутской области от 22.01.2019, вступившим в законную силу, по гражданскому делу № 2-50/2019 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Иркутской области к ООО «ЖКХ Прибрежный», Администрации МО «Братский район» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства исковые требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области удовлетворены. Суд обязал Администрацию МО «Братский район», ООО «ЖКХ Прибрежный» обеспечить население с. Илир Братского района качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» СанПиН 2.1.4.2496-09 изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 путем проведения обеззараживания подаваемой питьевой воды из источника централизованного водоснабжения в срок до 01.12.2019.

На основании исполнительного листа серия ФС № 022066279, выданного Братским районным судом Иркутской области по гражданскому делу № 2-50/2019, судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области Чадаевой Н.А. 12.02.2020 возбуждено исполнительное производство № 31304/20/38007-ИП об обязании Администрации МО «Братский район» обеспечить население с. Илир Братского района качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения» СанПин 2.1.4.2496-09 изменение к СанПин 2.1.4.1074-01 путем проведения обеззараживания подаваемой питьевой воды из источника централизованного водоснабжения в срок до 01.12.2019.

Согласно данному постановлению должнику - Администрации МО «Братский район» был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Также должник - Администрация МО «Братский район» была предупреждена, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000,00 руб., с должника-организации - 50 000,00 руб.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что после получения Администрацией МО «Братский район» копии постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок требования должником не исполнены.

Согласно исполнительному производству № 31304/20/38007-ИП, 20.02.2020 судебным приставом-исполнителем Чадаевой Н.А. в адрес Администрации МО «Братский район» вынесено требование о направлении в Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области не позднее следующего дня после истечения срока для добровольного исполнения, установленного п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства, информации о полном или частичном исполнении решения суда (с соответствующими документами, если исполнение может быть подтверждено документально), а в случае неисполнения (частичное исполнения) – письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер направленных на исполнение решения суда.

В Братский МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области от Администрации МО «Братский район» поступило сообщение от 28.02.2020, что 02.03.2020 Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе будут проведены плановые замеры воды из скважины централизованного водоснабжения, расположенного по адресу: Братский район, с. Илир, ул. Полевая, 56г.

Кроме того, ООО «ЖКХ Прибрежный», как организация эксплуатирующая источники водоснабжения Илирского сельского поселения проводит периодический мониторинг чистоты воды и обеззараживание подаваемой питьевой воды из источника централизованного водоснабжения, путем хлорирования.

В подтверждение представили следующие документы: копию протокола лабораторных испытаний № 242 от 21.01.2019, копию протокола лабораторных испытаний № 4396 от 26.09.2019.

Однако, согласно ответу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском и Нижнеилимском районах от 17.03.2020, на источнике водоснабжения по адресу: Братский район, с. Илир, согласно исполнительному листу установка по обеззараживанию питьевой воды не установлена.

Также ответом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском и Нижнеилимском районах от 12.10.2020 подтверждается, что на 12.10.2020 сведений от Администрации МО «Братский район» о введении установки по обеззараживанию питьевой воды не поступало.

01.04.2021 судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного листа до 31.05.2021.

Указанное постановление получено Администрацией МО «Братский район» 08.04.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании.

31.05.2021 в Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области поступило сообщение от Администрации МО «Братский район», согласно которому исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным, однако мероприятие по разработке проекта зон санитарной охраны для водозаборного сооружения в с. Илир на 2021 год заложено в муниципальную программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2021-2023» годы.

16.06.2021 определением Братского районного суда Иркутской области от 16.06.2021 Администрации МО «Братский район» предоставлена отсрочка исполнения решения Братского районного суда Иркутской области от 22.01.2019 до 31.12.2021.

Судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области в адрес Администрации МО «Братский район выставлено требование о предоставлении информации в срок до 19.01.2022 об исполнении решения суда в течение срока отсрочки.

Согласно ответу Администрации МО «Братский район» от 18.01.2022 вопрос о приобретении и установке системы очистки воды для привидения ее к питьевому качеству будет рассмотрен, после чего будут подаваться документы на получение сертификата питьевой воды.

15.02.2022 из Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском и Нижнеилимском районах поступил ответ, согласно которому качество питьевой воды по адресу: Иркутская область, Братский район, с. Илир, ул. Полевая, 56г, отвечает требованиям СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», СанПин 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

14.09.2022 судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения, Администрацией МО «Братский район» решение Братского районного суда Иркутской области суда от 22.01.2019 по гражданскому делу № 2-50/2019 в полном объеме не исполнено.

01.04.2021 судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области в связи с неисполнением исполнительного документа должником Администрацией МО «Братский район» в срок, установленный для добровольного исполнения, с Администрации МО «Братский район» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000,00 руб.

В соответствии с ч. ч. 11 и 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу п. 74 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п. 75).

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Таким образом, действующее законодательство РФ, включая нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо. В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, должник должен представить доказательства, обосновывающее наличие таких обстоятельств, при которых должник не мог исполнить требования исполнительного документа в установленный срок по независящим от него обстоятельствам.

Из материалов административного дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, Администрация МО «Братский район» указала, что ей предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства.

В материалы дела Администрацией МО «Братский район» представлены:

- сообщение от 26.09.2022 финансового управления администрации МО «Братский район» о том, что бюджет МО «Братский район» сформирован на 2022 год с дефицитом 58 999,2 рублей при реальном дефиците 410 949 рублей или 78,5 % прогнозируемого общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений,

- справка от 30.09.2022 о том, что Администрацией МО «Братский район» за период с 17.02.2022 по 26.09.2022 по состоянию на 30.09.2022 было уплачено административных штрафов и исполнительных сборов по возбужденным исполнительным производствам судебных приставов-исполнителей Братского МОСП по ОПИ на сумму 1 429 000 рублей.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд исходит из того, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при этом был предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа в указанный срок. Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, доказательств принятия исчерпывающих мер к исполнению в срок требований исполнительного документа, а также подтверждающих выполнение должником всех возможных действий, направленных на исполнение решения суда, Администрацией МО «Братский район» не представлено.

Представленные сообщение от 26.09.2022 финансового управления администрации МО «Братский район», справка от 30.09.2022 не свидетельствуют об исполнении должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Принимая во внимание установленное, а также то обстоятельство, что со дня вступления решения суда в законную силу, до момента возбуждения исполнительного производства прошел длительный период времени, при этом, решение суда следовало исполнить почти в течение года со дня его вынесения, в связи с чем, суд пришел к выводу, что в действиях должника усматривается факт намеренного уклонения от исполнения решения суда, следовательно, оснований для освобождения Администрации МО «Братский район» от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству не имеется.

Более того, должнику - Администрации МО «Братский район» определением Братского районного суда Иркутской области от 16.06.2021 предоставлялась отсрочка исполнения решения Братского районного суда Иркутской области от 22.01.2019 на срок до 31.12.2021. Вместе с тем, документов, безусловно свидетельствующих о том, что работа по обеспечению населения с. Илир Братского района качественной питьевой водой ведется, однако, до конца ее провести не возможно по обстоятельствам, независящим от административного истца судебному приставу-исполнителю не представлено.

Следовательно, на момент вынесения обжалуемого постановления, у судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ ГУФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. отсутствовала информация об исполнении требований исполнительного документа в полном объеме, в связи с чем, при вынесении указанного постановления судебный пристав-исполнитель действовала в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не нарушая прав и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Администрации МО «Братский район» к судебному приставу-исполнителю Братского МОСП по ОПИ ГУФССП по Иркутской области Чадаевой Н.А., Братскому МОСП по ОПИ ГУФССП по Иркутской области, ГУФССП по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству № 31304/20/38007-ИП, не подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, учитывая, что Администрация МО «Братский район» принимала меры, направленные на исполнение решения суда, не уклонилась от исполнения решения суда и решение фактически исполнено, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству № 31304/20/38007-ИП, но не более чем на одну четверть от установленного размера, с 50 000,00 руб. до 37 500,00 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 31304/20/38007-░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 01.04.2021 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 31304/20/38007-░░, ░░ 37 500,00 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░

░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – 23.11.2022.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1109/2022 ~ М-1283/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО "Братский район"
Ответчики
Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области
Судебный пристав-исполнитель Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаева Н.А.
УФССП России по Иркутской области
Другие
Управление Роспотребнадзора
ООО ЖКХ "Прибрежный"
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Громова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
10.10.2022Регистрация административного искового заявления
10.10.2022Передача материалов судье
13.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2023Дело оформлено
17.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее