Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-601/2024 (2а-4992/2023;) от 26.12.2023

70RS0003-01-2023-003400-33

Дело №2а-601/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Томск                                                                                              17 января 2024 года

Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи                                      Перемитиной И.А.,

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Лавриченко Д.Е.,

с участием:

административного истца Ягунова А.А.,

представителя административного ответчика Галимовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ягунова Александра Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, возложении обязанности возвратить денежные средства,

установил:

Ягунов А.А. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» (далее по тексту – ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области) о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в удержании денежных средств из региональной социальной доплаты (далее по тексту – РСД), возложении обязанности на административного ответчика вернуть денежные средства, незаконно удержанные из РСД в спорный период, а именно с ... по ... года включительно.

В обоснование заявленного требования указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области. Ему ежемесячно начисляется пенсия в связи с достижением пенсионного возраста и социальные доплаты к ней, в том числе РСД, которые зачисляются на его лицевой счет в исправительном учреждении, и из которых административный ответчик регулярно производит незаконные удержания в счет погашения долга по исполнительному листу. Из ответа прокуратуры Томской области на обращение другого осужденного следует, что в период с ... производились удержания денежных средств в нарушение требований п.20 ч.1 ст.101 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от ... к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФСИН России по ....

Определением судьи Октябрьского районного суда г.Томска от ... к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – Стрюкова Ю.А.

В судебное заседание представители административных ответчиков УФСИН по Томской области, ФСИН России, заинтересованное лицо Стрюкова Ю.А., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явились, причины неявки не сообщили, судом их явка обязательной не признана, в связи с чем на основании ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Административный истец Ягунов А.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что нарушение права заключается в том, что после незаконного удержания денежных средств по исполнительному листу на его лицевом счету оставалось меньше денег.

Представитель административного ответчика ФКУ ЛИУ-1 УФСИН по Томской области Галимова Ю.С., действующая на основании доверенности ... от ... (сроком до ...), в судебном заседании требования не признала.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу данной нормы для признания незаконным решения, действий (бездействия) органа организации, лица, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 98 УИК РФ устанавливает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных (ч.ч.2, 3).

При этом ч.5 ст.98 УИК РФ предусмотрено, что из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст.107 УИК РФ предусмотрено, что из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса, а именно: осужденные возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

В силу ч.2 ст.107 УИК РФ возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом по правилу, установленному ч.3 ст.107 УИК РФ, в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Из приведенных положений закона следует, что исправительное учреждение вправе удерживать денежные средства в частности с пенсий осужденного, оставляя предусмотренный законом минимум на лицевом счету осужденного, при этом денежные средства направляются в первую очередь на погашение задолженности по исполнительному производству, после чего производится удержание денежных средств, затраченных на содержание осужденных.

Из положений ч.2 ст.107 УИК РФ следует, что положения Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», должны учитываться исправительным учреждением.

Согласно ч.2 ст.100 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

Статьей 101 названного Федерального закона закреплены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

В судебном заседании установлено, что административный истец Ягунов А.А., ... года рождения, отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, ... группы не является, вместе с тем, является получателем пенсии по старости, а также получателем РСД.

Также судом установлено, что приговором Чаинского районного суда Томской области от ... с осужденного по ч.1 ст.105 УК РФ Ягунова А.А. взыскано в возмещение морального вреда причиненного преступлением в пользу Стрюковой Ю.А... руб., ... выдан исполнительный лист, на основании которого ... судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.

... судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Томской области вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию), которое направлено для производства удержаний суммы долга (задолженности) в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области. При этом согласно п.3 названного постановления судебный пристав-исполнитель обязал исправительное учреждение производить удержания ежемесячно в размере ... пенсии и иных доходов должника, в трехдневный срок со дня выплаты, до удержания суммы, указанной в исполнительном документе.

В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 30.12.2021 №444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч.1 ст.101 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которая дополнена пунктом 20, вступившим в силу с 01.05.2022.

Из положений названного закона следует, что с ... к числу видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, отнесены денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи.

... прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области в адрес врио начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН Росси по Томской области вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в котором указано на факт нарушения требований п.20 ч.1 ст.101 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», допущенного ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области при удержании из РСД к пенсии Ягунова А.А. с ... денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному листу.

Согласно информации начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН Росси по Томской области от ... об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства факт нарушения признан исправительным учреждением, при этом указано, что удержания с пенсии и РСД производились автоматически в программе «Контек», с ... нарушения устранены, удержания с РСД к пенсии производятся вручную.

Судом установлено и подтверждается представленной выпиской из лицевого счета Ягунова А.А., что с ... года из его начислений в виде пенсии и РСД удерживались ..., которые направлялись на погашение иска. С ... удержания с пенсии и РСД также составили ..., однако распределялись иным образом: ... суммы начисленной пенсии направлялась на погашение иска, ... от РСД – удерживались за питание.

Действительно, удержание денежных средств с РСД по исполнительному производству после ... является незаконным, поскольку прямо противоречит положению п.20 ч.1 ст.101 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Вместе с тем, необходимой совокупности для удовлетворения административного иска не имеется.

Так, в судебном заседании административный истец заявил, что нарушение права связывает с уменьшением денежной суммы, находящейся на его счету, то есть фактически с уменьшением суммы, которой он мог распорядиться самостоятельно.

Однако судом установлено, что сумма, оставляемая на лицевом счету осужденного, в процентном соотношении к размеру его дохода с ... года, то есть с момента, когда удержания из РСД по исполнительному листу исправительным учреждением не производились, не изменилась по отношению к более раннему периоду, когда такое удержание производилось. То есть денежные средства, которые оставлялись исправительным учреждением составляли ... в любой период, включая спорный. Изменилось лишь назначение сумм, удерживаемых с осужденного, которые ранее направлялись исключительно в счет погашения его задолженности по исполнительному листу, а с ... года стали удерживаться и на его содержание (оплату питания).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушения прав административного истца не допущено, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.01.2024.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №2░-601/2024 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░.

70RS0003-01-2023-003400-33

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-601/2024 (2а-4992/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ягунов Александр Анатольевич
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ЛИУ-1 Уфсин России по Томской области
УФСИН по Томской области
Другие
Стрюкова Юлия Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Судья
Перемитина И.А.
Дело на сайте суда
oktiabrsky--tms.sudrf.ru
26.12.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
26.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2024Подготовка дела (собеседование)
17.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее