Дело № 2а-311/2023
УИД - 22RS0039-01-2023-000396-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Петропавловское 25 декабря 2023 года
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Полетайкиной А.В.,
при секретаре Капустиной Ю.С.,
с участием процессуального истца заместителя прокурора Петропавловского района Елисеенко В.Ю.,
представителя ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края Лоскутовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Петропавловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петропавловского района Алтайского края обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Петропавловского района Алтайского края, выразившихся в непринятии мер, направленных на организацию водоотведения на территории муниципального образования Петропавловский район Алтайского края, в частности, в не выделении земель необходимой категории для накопления жидких бытовых отходов и не обустройстве локальных очистных сооружений либо в подземных водонепроницаемых сооружений в соответствии с требованиями действующего законодательства; обязании Администрации Петропавловского района Алтайского края в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории муниципального образования Петропавловский район Алтайского края водоотведение в соответствии с действующим законодательством, путем выделения земель для накопления жидких бытовых отходов и обустройства локальных очистных сооружений либо подземных водонепроницаемых сооружений.
В обоснование исковых требований прокурор Петропавловского района Алтайского края указал на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, земельного законодательства при обращении с жидкими бытовыми отходами. В ходе проверки установлено, что Администрация Петропавловского района является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, с установленным видом категории земли «земли населенных пунктов», а также видом разрешенного использования – «для размещения твердых бытовых отходов». Вышеуказанный земельный участок Администрация Петропавловского района предоставляет МП «МОКХ» для вывоза ЖБО класса опасности. В нарушение требований земельного законодательства, Администрация Петропавловского района ненадлежащим образом оформила земельный участок с категорией земли «земли населенных пунктов», для промышленных целей, то есть «для размещения твердых бытовых отходов».
Исходя из норм СанПина 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 №23, в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных так и в составе дворовых уборных. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения, устанавливаются нормативы допустимых сбросов, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сборы веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Таким образом, обязанность по организации водоотведения действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, поэтому, по мнению административного истца, администрация муниципального района несет ответственность за принятие необходимых мер по очистке сточных вод и их отведению, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес Главы Петропавловского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого должных мер по устранению выявленных нарушений принято не было. В рамках проведенной повторной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Петропавловского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого также должных мер по устранению выявленных нарушений принято не было.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что на территории Петропавловского района Алтайского края отсутствует централизованная система водоотведения, водоотведение осуществляется посредством вывоза жидких бытовых отходов ассенизаторскими машинами, в свою очередь, локальные очистные сооружения либо подземные водонепроницаемые сооружения для сбора и накопления жидких бытовых отходов на территории муниципального района отсутствуют. Сбор и накопление жидких бытовых отходов осуществляется на земельном участке, на котором имеется исторически сложившееся поле фильтрации, расположенном на расстоянии 700 метров в северо-восточном направлении от <адрес>, а именно: <адрес>, данный земельный участок имеет кадастровый №.
Длительное бездействие Администрации Петропавловского района, выразившееся в непринятии мер по организации водоотведения очистных сооружений, предназначенных для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов на землях без применения специализированных сооружений, способствует проникновению указанных отходов, которые не подвергались очистке и обеззараживанию, в почву, создает угрозу попадания их в грунтовые воды, заражению источников водоснабжения, создает реальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, причинения вреда окружающей среде.
Процессуальный истец заместитель прокурора Петропавловского района Елисеенко В.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края Лоскутова Н.А. в судебном заседании требования иска признала, представила заявление о признании заявленных административных исковых требований.
В силу положений ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Частью 1 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Выслушав административного истца - заместителя прокурора района Елисеенко В.Ю., представителя административного ответчика Лоскутову Н.А., исследовав представленные письменные материалы, суд пришёл к следующим выводам.
Согласно части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Как следует из материалов дела, административным истцом оспаривается длящееся бездействие по неисполнению акта прокурорского реагирования, а потому административный иск предъявлен ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Нормами статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Органы местного самоуправления несут ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения водоотведения.
Таким образом, в силу прямого указания закона организация на территории Петропавловского района Алтайского края водоотведения отнесена к полномочиям Администрации Петропавловского района Алтайского края.
Из представленной административным ответчиком информации и пояснений представителя ответчика Лоскутовой Н.А. данных в ходе судебного разбирательства следует, что на территории Петропавловского района Алтайского края отсутствуют централизованная система водоотведения и очистные сооружения, автономных канализаций и полей фильтрации на территории района нет. Жидкие бытовые отходы вывозятся на земельный участок, с кадастровым номером №, предусмотренный под строительство полигона твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: <адрес>, в 700 метрах в северо-восточном направлении от <адрес>. Данный участок предоставляется администрацией района МУП «МОКХ» для вывоза ЖБО. Меры к устранению нарушений федерального законодательства при отводе сточных вод Администрацией района не принимались.
В соответствии с абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Кроме того, согласно п. 2. ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В силу абзаца четвертого пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.
По смыслу приведенной нормы права в ведении органов местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территории указанного муниципального образования.
Таким образом, в нарушении вышеуказанных пунктов земельного законодательства, Администрация Петропавловского района ненадлежащим образом оформила земельный участок с категорией земли «земли населенных пунктов», для промышленных целей, то есть «для размещения твердых бытовых отходов» в том числе и для накопления жидких бытовых отходов.
Кроме того, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению Санитарно-эпидемиологических мероприятий».
Согласно пункту 18 СанПиН 2.1.3684-21 в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее по тексту решения – ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО. Объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО. Объекты, предназначенные для приема ЖБО из специального транспорта, должны быть оборудованы системами, устройствами, средствами, обеспечивающими исключение излива ЖБО на поверхность участка приемного сооружения, а также контакт персонала специального транспорта и приемного сооружения со сливаемыми и принимаемыми ЖБО (пункты 23-25 СанПиН 2.1.3684-21).
Судом установлено, что до настоящего времени административным ответчиком водоотведение способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов, на территории Петропавловского района Алтайского края не организовано, меры к выделению земельного участка под эти цели не приняты.
Таким образом, бездействие административного ответчика по решению данного вопроса нарушает гарантированные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В связи с вышеизложенным, суд считает требования административного истца законными и обоснованными, и приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения административного искового заявления прокурора Петропавловского района Алтайского края в полном объеме, поскольку не проведение вышеперечисленных мероприятий со стороны Администрации района является нарушением законодательства, а, следовательно, подлежит устранению административным ответчиком.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, признание административного искового заявления административным ответчиком, характер разрешенных требований, установленные в судебном заседании обстоятельства, учитывая, что для осуществления соответствующих действий требуются существенные временные затраты, исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает разумным согласиться с заместителем прокурора района и установить сроки, в течение которых должно быть исполнено решение суда, указанные прокурором района в административном исковом заявлении. Данные сроки, по мнению суда, являются разумными и достаточными для выполнения указанных требований.
При этом, при реальном возникновении объективных препятствий к исполнению решения суда в названный срок административный ответчик не лишен возможности обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда с приложением подтверждающих документов, тогда как в настоящее время установление безосновательно длительного срока выполнения работ нарушит баланс интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░