Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-922/2022 ~ М-915/2022 от 17.08.2022

Дело № 2а-922/2022                                                                                             <данные изъяты>

УИД:29RS0021-01-2022-001305-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                                          14 сентября 2022 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой Ю.А.

при секретаре Сахарове Д.Н.,

с участием представителя заинтересованного лица - старшего помощника прокурора Плесецкого района Архангельской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области к ведущему судебному приставу – исполнителю ОСП по Плесецкому району и г. Мирный ФИО1, Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

        Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области обратилось (далее - Министерство) в суд с административным иском к ведущему судебному приставу – исполнителю ОСП по Плесецкому району и г.Мирный ФИО1, Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФССП по Архангельской области и НАО) об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением ведущего судебного пристава – исполнителя ОСП по Плесецкому району и г. Мирный ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП, в котором Министерство является должником по требованиям об обязании направить в Федеральное агентство водных ресурсов подготовленные совместно с администрацией муниципального образования «Плесецкий район» предложения об определении границ зон затопления, подтопления на реке Ваймуга в границах п. Самодед муниципального образования «Самодедское» Плесецкого района Архангельской области в течение 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. В обоснование заявленных требований, административный истец указал на отсутствие вины Министерства в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения, как в связи с отсутствием денежных средств, так и принятием всех необходимых и зависящих от него мер и действий, направленных на исполнение судебного акта.

Представитель административного истца Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен о времени, дате и месте судебного заседания надлежащим образом.

           Административный ответчик ведущий судебный пристав – исполнитель ОСП по Плесецкому району и г.Мирный ФИО1 и ппредставитель административного ответчика УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица администрации «Плесецкий муниципальный округ» о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица - старший помощник прокурора Плесецкого района Архангельской области ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица ФИО3, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» (далее Закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

На основании п.п. 1, 2 ст. 6 Закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 11 ст. 30 Закона предусмотрено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом (ч. 12 ст. 30 Закона).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В силу ч. 3 ст. 112 Закона исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст. 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

В ч. 6 ст. 112 Закона предусмотрено право должника в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75).

Вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № административные исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в части реализации полномочий по определению границ зон затопления, подтопления. На Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области возложена обязанность направить в Федеральное агентство водных ресурсов подготовленные совместно с администрацией муниципального образования «Плесецкий район» предложения об определении границ зон затопления, подтопления на реке Ваймуга в границах п. Самодед муниципального образования «Самодедское» Плесецкого района Архангельской области в течение    11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Плесецкому району и г. Мирному от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. Должнику предложено добровольно исполнить решение суда в течение 5 дней со дня получения постановления.

Согласно отчету об отслеживании отправления, копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Плесецкому району и г. Мирному ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ взыскан с Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области исполнительский сбор в сумме 50000 рублей.

Определяя степень вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, суд учитывает следующие обстоятельства.

Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области.

Финансирование министерства осуществляется из областного бюджета, в том числе за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных для осуществления министерством полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 Положения).

Из материалов дела следует, что Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в рамках исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства финансов Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были направлены пояснительные записки с предложением по внесению изменений в закон Архангельской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и государственным бюджетным учреждением «Государственный океанографический институт имени ФИО5» заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке предложений по установлению зон затопления на территории поселений в административных границах пос. Самодед сельского поселения «Самодедское», Плесецкого района Архангельской области (регистрационный № 19) (далее – Контракт).

Согласно пункту 1.3 Контракта, начало работ - с даты заключения настоящего Контракта, окончание работ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта сдачи – приемки выполненных работ к Контракту следует, что работы по подготовке предложений по установлению зон затопления на территории поселений в административных границах пос. Самодед сельского поселения «Самодедское», Плесецкого района Архангельской области выполнены ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 6 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, заявление в виде файла в формате XML с приложением предложений и сведений о границах зон затопления перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию:

а) с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальными органами), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) - при установлении границы зон затопления, подтопления;

б) с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В целях соблюдения требований Положения Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ предложения по определению границ затопления были направлены на предварительное согласование в Главное управление МЧС России по Архангельской области, Северное межрегиональное управление Росприроднадзора, Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу.

Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу предложения были согласованы ДД.ММ.ГГГГ.

Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора предложения согласованы ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) в адрес Министерства направило письмо о несогласовании предложений в связи с необходимостью внесения корректировок.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области скорректированные предложения были повторно направлены в Департамент для окончательного согласования.

Предложения по определению границ зон затопления были согласованы Департаментом ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ после согласования скорректированных предложений с Главным управлением МЧС России по Архангельской области, Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора, Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу предложения были направлены Министерством в Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Двинско-Печорского БВУ) для рассмотрения и утверждения.

Приказом Двинско-Печорского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ № определены границы зоны затопления на территории поселений в административных границах поселка Самодед.

В соответствии с пунктом 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, зоны затопления, подтопления считаются установленными со дня внесения сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно письму филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории «Зона затопления поселка Самодед муниципального образования «Самодедское», Плесецкого района Архангельской области», реестровый №.

Таким образом, принимая во внимание, что для исполнения решения суда Министерству потребовалось дополнительное финансирование из областного бюджета, заключение государственного контракта, межведомственное согласование предложений по установлению границ зон подтоплений, у Министерства имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в 5-дневный срок.

С учетом изложенного, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

В связи с чем, исковые требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного с Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на основании постановления ведущего судебного пристава – исполнителя ОСП по Плесецкому району и г. Мирный ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Из положений ч. 8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», следует, что решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░.░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░.░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░            <░░░░░░ ░░░░░░>                            ░.░. ░░░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-922/2022 ~ М-915/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Ответчики
УФССП по Архангельской области и НАО
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Плесецкому району и г.Мирный Рябикова С.А.
Другие
Прокурор Плесецкого района
Администрация МО Плесецкого муниципального округа
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Судья
Кузнецова Юлия Александровна
Дело на сайте суда
pleseck--arh.sudrf.ru
17.08.2022Регистрация административного искового заявления
17.08.2022Передача материалов судье
19.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее