Решение по делу № 2а-177/2022 ~ М-161/2022 от 16.09.2022

Дело №а-177/2022

УИД: 28RS0№-04

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2022 года                            пгт. Февральск

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,

при секретаре Максимовой И.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Селемджинского района Цеона А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей <адрес>, к администрации Селемджинского района Амурской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Селемджинского района, поданным в защиту неопределённого круга лиц - жителей <адрес>, в обосновании которого указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране земель, отходах производства и потребления, по результатам которой установлено, что в границах муниципального образования Ивановский сельсовет на земельном участке с кадастровым номером 28:22:000000:1489 из категории земель населённых пунктов, вид разрешённого использования - специальная деятельность, расположена свалка отходов. Местоположение свалки ограничено точками с географическими координатами 52°51"42.17" с.ш. 133°24"09.81" в.д., 52°51"41.95" с.ш. 133°24"10.00" в.д., 52°51"41.27" с.ш. 133°24"08.77" в.д., 52°51"41.93" с.ш. 133°24"09.19" в.<адрес>°51"42.17" с.ш. 133°24"09.81" в.д., 52°51"41.95" с.ш. 133°24"10.00" в.д., 52°51"41.27" с.ш. 133°24"08.77" в.д., 52°51"41.93" с.ш. 133°24"09.19" в.д. При этом согласно приложению 7 к Территориальной схеме обращения с отходами <адрес> на период 2019 - 2030 г.г., утверждённой приказом Министерства природных ресурсов области от ДД.ММ.ГГГГ №Д, на территории указанного поселения не предусмотрено создание мест накопления отходов, в связи с чем, рассматриваемая свалка отходов является несанкционированной. Лиц, причастных к образованию свалки, не установлено. Муниципальное образование <адрес> в лице местной администрации, согласно действующему земельному законодательству, осуществляет полномочия собственника рассматриваемой территории. На основании выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором главе <адрес> внесено представление. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № на акт реагирования следует, что мер по ликвидации свалки отходов не принято в связи с тем, что указанная обязанность должна быть исполнена администрацией Ивановского сельсовета. Работы по устранению последствий загрязнения указанной территории не проведены, фактически нарушения законодательства не устранены, при этом позиция администрации <адрес> об отсутствии оснований проведения работ по устранению последствий загрязнения территории отходами противоречит положениям земельного законодательства; кроме того, несанкционированные свалки отходов создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, распространению различных заболеваний (клещевой боррелиоз, клещевой вирусный энцефалит, иных природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний).

Истец указывает, что факт образования несанкционированных свалок отходов и непринятие мер по их ликвидации нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к её опасному загрязнению и создать реальную угрозу здоровью населения. В данном случае восстановление благоприятного состояния окружающей среды будет обеспечено путём ликвидации несанкционированной свалки отходов.

На основании изложенного, просит возложить на администрацию <адрес> (адрес (место нахождения): <адрес>, пгт. Экимчан <адрес>), ОГРН: 1022801006491, ИНН: 2825000943) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 28:22:000000:1489, на территории, ограниченной точками с географическими координатами 52°51"42 17" с ш" 133°24 09.81" в.д., 52°5Г41.95" с.ш. 133°24"10.00" в.<адрес>°51"4127" сш 133°24"08.77" в.д., 52°51"41.93" с.ш. 133°24"09.19" в.д.

Установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ), ДД.ММ.ГГГГ Селемджинским районным судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Помощник прокурора Селемджинского района Цеона А.С. в судебном заседании административные исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей <адрес>, поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации Селемджинского района в судебное заседание не явился, извещён установленным образом, возражений на иск не представил, ходатайств об отложении судебного заседания, а также иных ходатайств не заявил.

Представители заинтересованных лиц – Министерства природных ресурсов Амурской области, администрации Ивановского сельсовета Селемджинского района Амурской области, ООО «Спецавтохозяйство» о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены установленным образом, в судебное заседание не явились, отзыва на иск не представили, ходатайств об отложении судебного заседания, а также иных ходатайств не заявили.

Учитывая надлежащее извещение административного ответчика и заинтересованных лиц, а также то, что их явка не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав помощника прокурора Селемджинского района Цеона А.С., исследовав материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Федеральный закон № 7-ФЗ) охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статья 3 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает ответственность, в том числе, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.

В судебном заседании установлено, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения Амурского регионального отделения российской объединенной демократической партии «Яблоко» проведена проверка исполнения законодательства об охране земель, отходах производства и потребления.

Согласно справке заместителя Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ проверка показала, что на территории <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером 28:22:000000:1489 расположена несанкционированная свалка отходов. Лиц, причастных к образованию указанной свалки, не установлено.

ДД.ММ.ГГГГ Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы <адрес> вынесено представление об устранении в месячный срок нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления.

ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) органом местного самоуправления в адрес административного истца направлен ответ, в котором администрация <адрес> указывает, что осуществление мероприятий по охране земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, относится к полномочиям администрации Ивановского сельсовета <адрес>, поскольку в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 5 главы II Устава Ивановского сельсовета <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из ответа администрации Ивановского сельсовета на требование Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №-Ж-2022/116 следует, что на территории Ивановского сельсовета земельных участков для складирования (размещения) отходов нет; состав отходов подлежащих транспортировке в указанное законом (№ 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) место (полигон), это твёрдые бытовые отходы (ТКО); земельный участок (полигон) для складирования (разрешения) твёрдых коммунальных отходов, находится вблизи <адрес> на основании приказа Министерства природных ресурсов <адрес> №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами <адрес>»; вывоз отходов на земельный участок с кадастровым номером 28:22:000000:1489 не осуществляется; данный земельный участок администрации Ивановского сельсовета не предоставлен.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2022-88639686, спорный земельный участок с кадастровым номером 28:22:000000:1489 относится к категории земель населённых пунктов; имеет вид разрешенного использования – специальная деятельность.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Федеральный закон № 89-ФЗ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накоплением отходов признаётся временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства природных ресурсов <адрес> №-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами <адрес>. При этом из анализа данной Территориальной схемы не следует, что на территории Ивановского сельсовета <адрес> предусмотрено создание мест накопления отходов, в том числе использования спорного земельного участка как места накопления отходов (временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев), следовательно, в рассматриваемом случае свалка отходов, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 28:22:000000:1489 является несанкционированной.

Нормами статей 13, 42 ЗК РФ обязанность по проведению соответствующих мероприятий по охране земель в силу прямого указания закона возложена на собственников либо лиц, пользующихся, владеющих на установленном законом основании землями.

Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Поскольку администрация <адрес> является органом, в силу закона распоряжающимся землями, собственность на которые не разграничена, входящими в состав <адрес>, в том числе и земельным участком с кадастровым номером 28:22:000000:1489, следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на спорном земельном участке лежит на администрации <адрес>.

При указанных обстоятельствах довод административного ответчика, изложенный в ответе на представление прокурора о том, что мероприятия по охране земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, относятся к полномочиям администрации Ивановского сельсовета <адрес>, поскольку данные полномочия закреплены в пп. 19 п. 1 ст. 5 главы II Устава Ивановского сельсовета <адрес>, суд находит несостоятельным.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм права и установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии прямой обязанности административного ответчика, предусмотренной законом, по ликвидации выявленной несанкционированной свалки отходов на вышеуказанном земельном участке.

Доказательств тому, что принимались или принимаются какие-либо меры по ликвидации свалки на земельном участке с кадастровым номером 28:22:000000:1489 с момента её обнаружения и на момент вынесения решения, административным ответчиком не представлено.

Поскольку судом установлено, что какие-либо меры к ликвидации места сброса мусора на спорном земельном участке администрацией <адрес> не предприняты, следовательно, факт бездействия администрации нашёл своё подтверждение в судебном разбирательстве, данное бездействие влечёт за собой нарушение прав населения на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку, создаёт угрозу здоровью населения, суд полагает, что заявленные требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей <адрес>, о возложении на административного ответчика обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.

Административным истцом заявлено требование о возложении на административного ответчика принять меры по ликвидации указанной свалки в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учётом времени и действий, необходимых для проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки, финансирования указанных работ, климатических особенностей, удаленности, транспортной доступности, исходя из принципа разумности и справедливости, исполнимости судебного акта и соблюдая баланс прав всех участников правоотношений, суд считает необходимым определить срок для выполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей - шесть месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

      Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

     ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░): <░░░░░>, ░░░. ░░░░░░░, <░░░░░>), ░░░░: 1022801006491, ░░░: 2825000943) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 28:22:000000:1489, ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 52°51"42.17" ░.░. 133°24"09.81" ░.░., 52°51"41.95" ░.░. 133°24"10.00" ░.░., 52°51"41.27" ░.░. 133°24"08.77" ░.░., 52°51"41.93" ░.░. 133°24"09.19" ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░░

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ № 2░-177/2022 ~ ░-161/2022 (░░░░░░░)
Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-177/2022 ~ М-161/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о.Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Кислов И.Ю.
Ответчики
Администрация Селемджинского района
Другие
ООО "Спецавтохозяйство"
Администрация Ивановского сельсовета
Министерство природных ресурсов Амурской области
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Судья
Комарова Наталья Геннадьевна
Дело на сайте суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
16.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2022Передача материалов судье
20.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2022[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
20.09.2022Подготовка дела (собеседование)
20.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2022Судебное заседание
11.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2022Дело оформлено
14.11.2022Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее