Дело №а-177/2022
УИД: 28RS0№-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2022 года пгт. Февральск
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,
при секретаре Максимовой И.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Селемджинского района Цеона А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей <адрес>, к администрации Селемджинского района Амурской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Селемджинского района, поданным в защиту неопределённого круга лиц - жителей <адрес>, в обосновании которого указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране земель, отходах производства и потребления, по результатам которой установлено, что в границах муниципального образования Ивановский сельсовет на земельном участке с кадастровым номером 28:22:000000:1489 из категории земель населённых пунктов, вид разрешённого использования - специальная деятельность, расположена свалка отходов. Местоположение свалки ограничено точками с географическими координатами 52°51"42.17" с.ш. 133°24"09.81" в.д., 52°51"41.95" с.ш. 133°24"10.00" в.д., 52°51"41.27" с.ш. 133°24"08.77" в.д., 52°51"41.93" с.ш. 133°24"09.19" в.<адрес>°51"42.17" с.ш. 133°24"09.81" в.д., 52°51"41.95" с.ш. 133°24"10.00" в.д., 52°51"41.27" с.ш. 133°24"08.77" в.д., 52°51"41.93" с.ш. 133°24"09.19" в.д. При этом согласно приложению 7 к Территориальной схеме обращения с отходами <адрес> на период 2019 - 2030 г.г., утверждённой приказом Министерства природных ресурсов области от ДД.ММ.ГГГГ №Д, на территории указанного поселения не предусмотрено создание мест накопления отходов, в связи с чем, рассматриваемая свалка отходов является несанкционированной. Лиц, причастных к образованию свалки, не установлено. Муниципальное образование <адрес> в лице местной администрации, согласно действующему земельному законодательству, осуществляет полномочия собственника рассматриваемой территории. На основании выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором главе <адрес> внесено представление. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № на акт реагирования следует, что мер по ликвидации свалки отходов не принято в связи с тем, что указанная обязанность должна быть исполнена администрацией Ивановского сельсовета. Работы по устранению последствий загрязнения указанной территории не проведены, фактически нарушения законодательства не устранены, при этом позиция администрации <адрес> об отсутствии оснований проведения работ по устранению последствий загрязнения территории отходами противоречит положениям земельного законодательства; кроме того, несанкционированные свалки отходов создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, распространению различных заболеваний (клещевой боррелиоз, клещевой вирусный энцефалит, иных природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний).
Истец указывает, что факт образования несанкционированных свалок отходов и непринятие мер по их ликвидации нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к её опасному загрязнению и создать реальную угрозу здоровью населения. В данном случае восстановление благоприятного состояния окружающей среды будет обеспечено путём ликвидации несанкционированной свалки отходов.
На основании изложенного, просит возложить на администрацию <адрес> (адрес (место нахождения): <адрес>, пгт. Экимчан <адрес>), ОГРН: 1022801006491, ИНН: 2825000943) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 28:22:000000:1489, на территории, ограниченной точками с географическими координатами 52°51"42 17" с ш" 133°24 09.81" в.д., 52°5Г41.95" с.ш. 133°24"10.00" в.<адрес>°51"4127" сш 133°24"08.77" в.д., 52°51"41.93" с.ш. 133°24"09.19" в.д.
Установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ), ДД.ММ.ГГГГ Селемджинским районным судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Помощник прокурора Селемджинского района Цеона А.С. в судебном заседании административные исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей <адрес>, поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Селемджинского района в судебное заседание не явился, извещён установленным образом, возражений на иск не представил, ходатайств об отложении судебного заседания, а также иных ходатайств не заявил.
Представители заинтересованных лиц – Министерства природных ресурсов Амурской области, администрации Ивановского сельсовета Селемджинского района Амурской области, ООО «Спецавтохозяйство» о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены установленным образом, в судебное заседание не явились, отзыва на иск не представили, ходатайств об отложении судебного заседания, а также иных ходатайств не заявили.
Учитывая надлежащее извещение административного ответчика и заинтересованных лиц, а также то, что их явка не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав помощника прокурора Селемджинского района Цеона А.С., исследовав материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Федеральный закон № 7-ФЗ) охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статья 3 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает ответственность, в том числе, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.
В судебном заседании установлено, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения Амурского регионального отделения российской объединенной демократической партии «Яблоко» проведена проверка исполнения законодательства об охране земель, отходах производства и потребления.
Согласно справке заместителя Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ проверка показала, что на территории <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером 28:22:000000:1489 расположена несанкционированная свалка отходов. Лиц, причастных к образованию указанной свалки, не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы <адрес> вынесено представление об устранении в месячный срок нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления.
ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) органом местного самоуправления в адрес административного истца направлен ответ, в котором администрация <адрес> указывает, что осуществление мероприятий по охране земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, относится к полномочиям администрации Ивановского сельсовета <адрес>, поскольку в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 5 главы II Устава Ивановского сельсовета <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из ответа администрации Ивановского сельсовета на требование Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №-Ж-2022/116 следует, что на территории Ивановского сельсовета земельных участков для складирования (размещения) отходов нет; состав отходов подлежащих транспортировке в указанное законом (№ 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) место (полигон), это твёрдые бытовые отходы (ТКО); земельный участок (полигон) для складирования (разрешения) твёрдых коммунальных отходов, находится вблизи <адрес> на основании приказа Министерства природных ресурсов <адрес> №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами <адрес>»; вывоз отходов на земельный участок с кадастровым номером 28:22:000000:1489 не осуществляется; данный земельный участок администрации Ивановского сельсовета не предоставлен.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2022-88639686, спорный земельный участок с кадастровым номером 28:22:000000:1489 относится к категории земель населённых пунктов; имеет вид разрешенного использования – специальная деятельность.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Федеральный закон № 89-ФЗ).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накоплением отходов признаётся временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства природных ресурсов <адрес> №-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами <адрес>. При этом из анализа данной Территориальной схемы не следует, что на территории Ивановского сельсовета <адрес> предусмотрено создание мест накопления отходов, в том числе использования спорного земельного участка как места накопления отходов (временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев), следовательно, в рассматриваемом случае свалка отходов, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 28:22:000000:1489 является несанкционированной.
Нормами статей 13, 42 ЗК РФ обязанность по проведению соответствующих мероприятий по охране земель в силу прямого указания закона возложена на собственников либо лиц, пользующихся, владеющих на установленном законом основании землями.
Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Поскольку администрация <адрес> является органом, в силу закона распоряжающимся землями, собственность на которые не разграничена, входящими в состав <адрес>, в том числе и земельным участком с кадастровым номером 28:22:000000:1489, следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на спорном земельном участке лежит на администрации <адрес>.
При указанных обстоятельствах довод административного ответчика, изложенный в ответе на представление прокурора о том, что мероприятия по охране земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, относятся к полномочиям администрации Ивановского сельсовета <адрес>, поскольку данные полномочия закреплены в пп. 19 п. 1 ст. 5 главы II Устава Ивановского сельсовета <адрес>, суд находит несостоятельным.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм права и установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии прямой обязанности административного ответчика, предусмотренной законом, по ликвидации выявленной несанкционированной свалки отходов на вышеуказанном земельном участке.
Доказательств тому, что принимались или принимаются какие-либо меры по ликвидации свалки на земельном участке с кадастровым номером 28:22:000000:1489 с момента её обнаружения и на момент вынесения решения, административным ответчиком не представлено.
Поскольку судом установлено, что какие-либо меры к ликвидации места сброса мусора на спорном земельном участке администрацией <адрес> не предприняты, следовательно, факт бездействия администрации нашёл своё подтверждение в судебном разбирательстве, данное бездействие влечёт за собой нарушение прав населения на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку, создаёт угрозу здоровью населения, суд полагает, что заявленные требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей <адрес>, о возложении на административного ответчика обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Административным истцом заявлено требование о возложении на административного ответчика принять меры по ликвидации указанной свалки в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учётом времени и действий, необходимых для проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки, финансирования указанных работ, климатических особенностей, удаленности, транспортной доступности, исходя из принципа разумности и справедливости, исполнимости судебного акта и соблюдая баланс прав всех участников правоотношений, суд считает необходимым определить срок для выполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей - шесть месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░): <░░░░░>, ░░░. ░░░░░░░, <░░░░░>), ░░░░: 1022801006491, ░░░: 2825000943) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 28:22:000000:1489, ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 52°51"42.17" ░.░. 133°24"09.81" ░.░., 52°51"41.95" ░.░. 133°24"10.00" ░.░., 52°51"41.27" ░.░. 133°24"08.77" ░.░., 52°51"41.93" ░.░. 133°24"09.19" ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░