Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-274/2024 ~ М-208/2024 от 11.06.2024

Дело № 2а-274/2024

24RS0029-01-2024-000359-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2024 года                                          пгт. Козулька

Красноярского края

Козульский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего - судьи Тыченко С.В.,

с участием представителя истца прокурора Козульского района Примоленного Д.В.,

при секретаре Кетовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Перекрестовой М.В. к администрации поселка Козулька Козульского района Красноярского края о признании незаконными постановление, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах Перекрестовой М.В. обратился в суд с административным иском к администрации поселка <адрес> о признании незаконными постановление, возложении обязанностей.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района по обращению Перекрестовой М.В. проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> земельного законодательства при обеспечении земельными участками многодетных семей. В ходе которой установлено, что Перекрестова М.В. является многодетной матерью, в связи с чем на основании постановления администрации и. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей предоставлен земельный участок с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства. Также установлено, что использовать земельный участок по назначению невозможно, так как его большую часть составляет болотистая местность, покрытая древесной и кустарниковой растительностью. Кроме того, земельный участок не обеспечен коммунальной (электро-, водо-, теплоснабжение) и дорожной инфраструктурой. Перекрестова М.В. самостоятельно обращалась в администрацию <адрес>, администрацию <адрес> об отказе от предоставленного земельного участка, по результатам рассмотрения обращений нарушение ее прав не устранено. Перекрестова М.В. имеет трёх несовершеннолетних детей. ДД.ММ.ГГГГ Перекрестова М.В. обратилась с заявлением, в котором просила предоставить ей, как многодетному гражданину, земельный участок площадью 1 500 кв.м, в собственность для индивидуального жилищного строительства. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 1 465 кв. м. с присвоением адреса: Россия, <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Перекрестовой М.В. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 1 465 кв. м. с кадастровым номером № с местоположением: Россия, <адрес>, с разрешенным использованием - «размещение усадебных и блокированных жилых домов». ДД.ММ.ГГГГ Перекрестова М.В. в установленном законом порядке зарегистрировала право собственности на земельный участок. В последующем при проведении натурного осмотра земельного участка в 2022 году после схода снежного покрова Перекрестовой М.В. было установлено, что анализируемый земельный участок не может быть использован по назначению. Поскольку Перекрестова М.В. не имеет правовых познаний о способах восстановления своего нарушенного права последняя ДД.ММ.ГГГГ произвела отказ от собственности в отношении анализируемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано право муниципальной собственности за администрацией <адрес>. Указанная передача земельного участка в муниципальную собственность не обеспечила восстановление нарушенного права Перекрестовой М.В., поскольку семья не приобрела в собственность надлежащий земельный участок, в очередности на повторное получение земельного участка не восстановлена. По факту выявленных нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление Главе <адрес>. Ответ о рассмотрении представления поступил в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ.

С учётом вышеизложенного, просит суд признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность бесплатно Перекрестовой М.В. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена». Возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда восстановить в книге учета многодетных граждан Перекрестову М.В. в очередности, в которой она находилась до предоставления ей земельного участка на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №. Аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности муниципального образования <адрес> на земельный участок с кадастровым номером № (государственная регистрация №). Аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Перекрестовой М.В. на земельный участок с кадастровым номером № (государственная регистрация №). Снять земельный участок с кадастровым номером № с государственного кадастрового учёта.

Определением суда от 14 июня 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Козульского района Красноярского края (л.д.2).

Определением суда от 2 июля 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Красноярскому краю (л.д.76).

В судебном заседании прокурор Примоленный Д.В., исковые требования поддержал по вышеизложенным обстоятельствам, настаивал на удовлетворении иска.

Перекрестова М.В., в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом (л.д.77, 82).

Представитель административного ответчика администрации поселка Козулька Козульского района, в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом (л.д.77, 80).

Представители заинтересованных лиц администрации Козульского района Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом (л.д.77, 79, 81).

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

При этом, если предоставление предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают (постановления от 11 ноября 2003 г. N 16-П, от 15 мая 2006 г. N 5-П, от 18 мая 2011 г. N 9-П, от 5 июля 2017 г. N 18-П и др.).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливая государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения.

В силу п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Таким образом, полномочия по определению оснований, круга лиц и условий бесплатного предоставления земельных участков в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей, предоставлены субъектам Российской Федерации.

Как следует из Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.

В главе 3.1 Закона Красноярского края № 7-2542 от 04.12.2008 г. регламентирован порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Предоставление земельных участков осуществляется на основании заявления граждан в порядке очерёдности в зависимости от даты и времени постановки на учёт. Очередь многодетных граждан формируется путём их включения в Книгу учёта многодетных граждан на получение земельного участка (ст. 29.1 - ст. 29.3).

По смыслу приведённых выше норм предоставление земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального жилищного строительства является одной из мер социальной поддержки, направленной на реализацию жилищных прав.

Такая мера социальной поддержки должна способствовать улучшению жилищных условий многодетных семей, а её предоставление не должно влечь за собой необоснованные значительные материальные затраты на приведение земельного участка в состояние пригодное для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

Согласно п. 52 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года (в ред.23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района по обращению Перекрестовой М.В. принято решение о проведении проверки соблюдения администрацией <адрес> земельного законодательства при обеспечении земельными участками многодетных семей (л.д.10-12). ДД.ММ.ГГГГ Перекрестова М.В. обратилась в администрацию поселка <адрес> с заявлением о предоставлении Перекрестовой М.В., являющейся многодетной гражданкой в собственность бесплатно земельного участка, местоположение: Россия, <адрес>, <адрес>, площадью 1500 кв.м., с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства (л.д.15).

Согласно уведомлению администрации Козульского района Красноярского края от 09.08.2021 года, Перекрестова М.В. включена в очередь на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, номер очереди – 191 (л.д.36).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 1 465 кв. м. с присвоением адреса: Россия, <адрес> (л.д.47-48).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Перекрестовой М.В. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 1 465 кв. м. с кадастровым номером 24:21:0105001:528 с местоположением: Россия, <адрес>, с разрешенным использованием - «размещение усадебных и блокированных жилых домов» (л.д.49).

ДД.ММ.ГГГГ Перекрестова М.В. в установленном законом порядке зарегистрировала право собственности на земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.50).

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что использовать земельный участок по назначению невозможно, так как его большую часть составляет    болотистая местность,    покрытая древесной и кустарниковой растительностью. Кроме того, земельный участок не обеспечен коммунальной (электро-, водо-, теплоснабжение) и дорожной инфраструктурой (л.д.14, 66-72).

Перекрестова М.В. произвела отказ от собственности в отношении анализируемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером 24:21:0105001:528 зарегистрировано право муниципальной собственности за администрацией <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.55-63).

По факту выявленных нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление главе поселка <адрес>, на которое ДД.ММ.ГГГГ главой поселка дан ответ (л.д.64-65, 14).

Предоставление земельного участка, на котором возможно строительство индивидуального жилого дома только при вложении значительных материальных затрат объективно противоречит целям меры социальной поддержки - улучшение жилищных условий многодетной семьи.

Таким образом, указанная передача земельного участка в муниципальную собственность не обеспечила восстановление нарушенного права Перекрестовой М.В., поскольку семья не приобрела в собственность надлежащий земельный участок, в очередности на повторное получение земельного участка не восстановлена.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что администрацией поселка <адрес>, Перекрестовой М.В. предоставлен земельный участок, который не может быть использован по назначению, то есть для строительства индивидуального жилого дома, а её право на получение меры социальной поддержки было нарушено. Фактически право многодетной матери Перекрестовой М.В. на бесплатное предоставление в собственность земельного участка с целью удовлетворения потребностей в жилище не реализовано и, одновременно с этим, возможность на его получение в порядке очередности, определенной книгой учета многодетных граждан на получение земельного участка, утрачена, в связи с чем, административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах Перекрестовой М.В. к администрации поселка <адрес> подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25.11.2021 № 204 «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░».

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №).

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №).

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                              ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.07.2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-274/2024 ~ М-208/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Козульского района
Ответчики
Администрация п.Козулька Козульского района
Другие
Перекрестова Марина Владимировна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Филиал ППК "Роскадастр"по Красноярскому краю
Суд
Козульский районный суд Красноярского края
Судья
Тыченко Станислав Вячеславович
Дело на сайте суда
kozul--krk.sudrf.ru
13.06.2024Регистрация административного искового заявления
13.06.2024Передача материалов судье
14.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
14.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2024Подготовка дела (собеседование)
02.07.2024Рассмотрение дела начато с начала
30.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее