УИД № 81RS0006-01-2024-001938-24
Дело № 2а-881/2024
Решение
Именем Российской Федерации
с. Юсьва 11 июля 2024 года
Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе председательствующего судьи Баяндиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Боталовой М.В.,
с участием прокурора Ярковой О.К.,
административного ответчика Аксенова С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Юсьвинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Аксенову С.Г. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил
Прокурор Юсьвинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Аксенову С.Г. о прекращении действия права на управление транспортными средствами. Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой Юсьвинского района проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении ограничений к водительской деятельности на территории Юсьвинского муниципального округа Пермского края. В ходе проверки выявлен факт осуществления водительской деятельности Аксеновым С.Г., состоящим на учете у врача психиатра-нарколога в поликлинике <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ РЭО ОГИБДД МО МВД РФ «Кудымкарский» Аксенову С.Г. выдано водительское удостоверение <данные изъяты>, предоставляющее право на управление транспортными средствами категории «В». Управление Аксеновым С.Г. транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на безопасность жизни и здоровья, поскольку на основании постановления Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских ограничений к управлению транспортным средством» противопоказанием к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением). Перечень содержит наименование заболевания и соответствующие им коды по МКБ-10. Просил прекратить действие права управления транспортными средствами Аксеновым С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобретенного на основании водительского удостоверения <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ РЭО ОГИБДД МО МВД РФ «Кудымкарский».
В судебном заседании ст. помощник прокурора Яркова О.К. административные исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила прекратить действие права управления транспортными средствами Аксеновым С.Г.
Административный ответчик Аксенов С.Г. в судебном заседании с административным иском согласился частично, пояснил, что действительно состоит на учете у врача –нарколога, имеет водительское удостоверение, транспортными средствами не управляет.
Представитель заинтересованного лица Регистрационно-экзаменационного отделения Госавтоинспекции МО МВД России «Кудымкарский» в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С исковыми требованиями согласен.
В соответствии частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также учитывая разъяснения в пунктах 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав прокурора, административного ответчика Аксенова С.Г., исследовав доводы административного искового заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, которыми являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 указанного Федерального закона определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, помимо прочего, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя также обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств (пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу п. 6 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены основания прекращения действия права на управление транспортными средствами: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Как предусмотрено пунктом 4 названного Федерального закона, перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Согласно п. 7 разд. II указанного Перечня к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), коды заболеваний по Международной классификации болезней-10: F10 - F16, F18, F19.
Указанный пункт применяется вне зависимости от установленной категории права на управление транспортными средствами.
Судом на основании материалов дела установлено, что административный ответчик Аксенов С.Г. имеет право управления транспортными средствами категории В на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Регистрационно-экзаменационным отделением отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Кудымкарский». При этом административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ состоит под диспансерным наблюдением у врача психиатра-нарколога с диагнозом <данные изъяты> Данные обстоятельства подтверждаются справкой медицинского учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждают наличие у Аксенова С.Г. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 2 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Согласно пункту 12 указанного Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Из изложенного следует, что при решении вопроса, касающегося прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих такое право и имеющих диагноз «синдром зависимости», необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии (выздоровления).
Как следует из материалов дела, сведений о ремиссии у Аксенова С.Г. нет, он состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ.
Каких-либо доказательств, опровергающих медицинские сведения о наличии вышеуказанного заболевания, или наличия состояния стойкой ремиссии (выздоровления) Аксенов С.Г. суду не представил.
Наличие у Акскенова С.Г. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым административное исковое заявление прокурора Юсьвинского района удовлетворить, действие права Аксенова С.Г. на управление транспортными средствами прекратить.
При этом суд полагает необходимым отметить, что в силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» в случае, если у административного ответчика отпадут основания прекращения права управления транспортными средствами, указанное право восстанавливается путем возврата водительского удостоверения.
Руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>