Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-296/2021 ~ М-170/2021 от 27.04.2021

№ 2а-296/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2021 года                                 г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи                 Петрова А.С.,

при секретаре                             Паршиной Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Банниковой Натальи Валерьевны к Пластовскому ГОСП УФССП России по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Пластовского ГОСП УФССП России по Челябинской области – Щелгачевой А.Р. о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на социальные счета,

установил:

Банникова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Пластовского ГОСП УФССП России по Челябинской области – Щелгачевой А.Р. о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя Пластовского ГОСП УФССП России по Челябинской области Щелгачевой А.Р. о наложении ареста на социальные счета, обязании снять арест с принадлежащих истцу счетов № и №, вернуть на указанные денежные счета денежные средства в размере 5,95 руб., 166,34 руб., 570 руб., 470 руб., всего в общей сумме 1212,29 руб.

В обоснование требований указала, что имеет открытые счета в банке №, на который поступают детские пособия из социального центра защиты населения на ее несовершеннолетнюю дочь, и счет №, на который поступают алименты от управления образования в пользу ее несовершеннолетней дочери. Со счета № в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ произведены удержания денежных средств ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5,95 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 470 руб., со счета № в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ произведены удержания денежных средств ДД.ММ.ГГГГ в размере 166,34 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 570 руб., а всего в сумме 1212,29 руб. Ссылаясь на положения ФЗ «Об исполнительном производстве» указывает на запрет накладывать арест на счета, на которые приходят детские пособия, алименты, пособия по беременности и родам, пенсии. Полагает, что судебным приставом-исполнителем незаконно был наложен арест и произведено удержание с ее счетов. Ссылается на тяжелое материальное положение.

Определением судьи Пластского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечено УФССП России по Челябинской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Пластовский ГОСП УФССП России по Челябинской области.

Административный истец Банникова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков Пластовского ГОСП УФССП России по Челябинской области, УФССП России по Челябинской области – начальник Пластовского ГОСП УФССП России по Челябинской области – Ятченко Н.И. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных исковых требований.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Пластовского ГОСП УФССП России по Челябинской области – Щелгачева А.Р. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание административного истца.

Заслушав административного ответчика, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные исковые требования, об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Процедура принудительного исполнения судебных актов регламентируется Федеральным законом № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г.

Согласно ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; производить розыск должника, его имущества; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Статьями 64, 68 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.

При этом совокупный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения, в связи с чем, принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.

Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется, в том числе, на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 12 ФЗ № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № №, выданного арбитражным судом Челябинской области по делу № № судебным приставом-исполнителем Пластовского ГОСП УФССП России по Челябинской области – Щелгачевой А.Р. в отношении Банниковой Н.В. возбуждено исполнительное производство №-№.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № обращено взыскание на денежные средства должника в размере 55000 руб., находящиеся на счетах №, №, №, открытых в ПАО «Сбербанк» на имя должника.

Из представленной в материалы дела справки УСЗН Пластовского муниципального района следует, что Банникова Н.В. является получателем пособий на ребенка в размере 319 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления Банниковой Н.В. перечисление алиментов из <адрес> <адрес> производится на счет истца №.

Согласно справки о движении денежных средств со счетов Банниковой Н.В. в рамках исполнительного производства № произведены удержания ДД.ММ.ГГГГ в размере 166,34 руб., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5,95 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 570 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 470 руб.

В соответствии со ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: 1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; 2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; 3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; 4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами; 6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); 7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; 8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; 9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности; 10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; 11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; 12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; 13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; 14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений; 15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; 16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом; 17) социальное пособие на погребение; 18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести; 19) единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".

По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.

Пунктом 4 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если на денежные средства, находящиеся на счетах должника, наложен арест, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, в каком объеме и порядке снимается наложенный им арест с денежных средств должника. Банк или иная кредитная организация обязаны в течение трех дней со дня получения постановления сообщить судебному приставу-исполнителю об исполнении указанного постановления.

В силу п. 4.1 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России (часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ)

Согласно п. 5 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, по смыслу указанных положений закона следует, что при исполнении постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства на счете, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, самостоятельно осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона и производит соответствующие перечисления и удержания.

Из представленного ответа ПАО «Сбербанк» по счетам №, №, №, открытых в ПАО «Сбербанк» на имя Банниковой Н.В. следует, что в целях исполнения положений ст. ст. 99, 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» в банке реализована автоматизированная технология идентификации всех поступающих выплат на счета физических лиц. В результате чего должнику обеспечивается возможность получения со счета 50% или 30% от суммы последней периодической выплаты заработной платы, пенсии, стипендии и иных доходов должника-гражданина, а также сумм, относящихся к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание. С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым на лиц перечисляющих на счет должника в банке заработную плату и иные доходы, возлагается обязанность указывать в расчетных документах сумму. Удержанную по исполнительному документу из заработной платы и иных доходов, а также код вида дохода в соответствии с Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств». С учетом Указаний Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств», при зачислении средств на банковский счет банк определяет вид дохода на основании кода выплаты в платежном документе/электронном реестре, которые указывает отправитель. Далее банк относит эту сумму к соответствующей группе доходов для учета на счете клиента.

Из представленной выписки по счетам не следует, что во исполнение постановления судебного пристава-исполнителя производилось удержание указанных денежных средств со счетов Банниковой Н.В. с нарушением указанных выше положений ст. ст. 99, 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» и Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств».

При таких обстоятельствах действия судебного пристава-исполнителя Пластовского ГОСП УФССП России по Челябинской области Щелгачевой А.Р. нельзя признать незаконными, и как следствие оснований для снятия ареста с принадлежащих истцу счетов № и №, и возврате удержанных денежных средств на счета не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ № ░ №, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5,95 ░░░., 166,34 ░░░., 570 ░░░., 470 ░░░., ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 1212,29 ░░░., - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2021 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-296/2021 ~ М-170/2021

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Банникова Наталья Валерьевна
Ответчики
Управление ФССП России по Челябинской области
Щелгачева Айжан Рахимжановна
Другие
Пластовское ГОСП УФССП России по Челябинской области
Суд
Пластский городской суд Челябинской области
Судья
Петров Алексей Сергеевич
Дело на сайте суда
plast--chel.sudrf.ru
27.04.2021Регистрация административного искового заявления
27.04.2021Передача материалов судье
29.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2022Дело оформлено
10.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее