2а-1313/2024
24RS0002-01-2024-000760-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2024 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
с участием представителя заинтересованного лица Слепуха Д.А.,
при секретаре Смолевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам администрации г. Ачинска к Отделу судебных приставов по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам, Главному управлению федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, судебным приставам-исполнителям ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Мартыненко И. В., Глазовой О. Н., врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Мазалевскому Е. Д., Батовой С. А., Гопонинко С. В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Ачинска обратилась в суд с тремя административным иска к ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что решением Ачинского городского суда от 30.10.2020 по делу № 2-2534/2020 на администрацию г. Ачинска возложена обязанность предоставить Заборовской С.А. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение. На основании исполнительного документа по указанному делу 03.02.2021 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №15955/21/24016-ИП и 19.03.2021 по данному производству вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации г. Ачинска. Между тем, администрацией г. Ачинска принимались меры к исполнению решения суда, так, 08.04.2021 поступила информация, что Заборовской С.А. запланировано предоставить жилое помещение по адресу: <адрес> после освобождения лицами, проживающими в нем. 21.04.2021 граждане, проживающие по указанному адресу, передали квартиру КУМИ администрации г. Ачинска, 26.05.2021 распоряжением администрации г. Ачинска № 1513-р жилое помещение исключено из муниципального жилищного фонда коммерческого использования и 01.06.2022 с Заборовской С.А. заключен типовой договор социального найма № 33 на жилое помещение по адресу: <адрес>. Также, решением Ачинского городского суда от 15.09.2021 по делу № 2-2990/2021 на администрацию г. Ачинска возложена обязанность предоставить Фугаевой А.С. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение. На основании исполнительного документа по указанному делу 14.01.2022 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №4693/22/24016-ИП и 31.01.2022 по данному производству вынесено постановление о взыскании с должника администрации г. Ачинска исполнительского сбора. Как должник администрация г. Ачинска совершала необходимые действия с целью исполнения решения суда, так 31.01.2022 за взыскателем Фугаевой С.А. было зарезервировано освободившееся жилое помещение по адресу: <адрес>, требующее выполнения капитального и косметического ремонта. 04.04.2022 между МКУ «ЦОЖ» и ИП Горев А.Е. заключен муниципальный контракт №0119300000122000091 на выполнение работ по ремонту жилых помещений социального найма, в том числе <адрес>. После проведения ремонта взыскателю был предложен указанный вариант жилого помещения и 31.05.2022 между администрацией г. Ачинска и Фугаевой А.С. заключен типовой договор социального найма № 28 на жилое помещение по адресу: <адрес>. Помимо этого, решением Ачинского городского суда от 01.09.2021 по делу № 2-2720/2021 на администрацию г. Ачинска возложена обязанность предоставить Гальцову А.В., Фадеевой С.Ю. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение. На основании исполнительного документа по указанному делу 29.10.2021 судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства №207360/21/24016-ИП, 207356/21/24016-ИП и 26.11.2021 по исполнительному производству № 207360/2021/24016-ИП вынесено постановление о взыскании с должника администрации г. Ачинска исполнительского сбора. Как должник администрация г. Ачинска совершала необходимые действия с целью исполнения решения суда, в частности 18.10.2021 КУМИ администрации г. Ачинска за Гальцовым А.В., Фадеевой С.Ю. зарезервировано освободившееся жилое помещение по адресу: <адрес>, требующие выполнения капитального и косметического ремонта. 20.11.2021 администрации г. Ачинска выдано свидетельство о праве на наследство по закону на указанную квартиру и 17.12.2021 направлено прошение о выделении денежных средств на 2022 год в бюджете г Ачинска на проведение ремонтных работ. 13.04.2022 определением Ачинского городского суда администрации г. Ачинска предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 01.09.2021 на срок до 01.08.2022, при этом 25.05.2022 между администрацией г. Ачинска и Фадеевой С.Ю. с учетом члена семьи Гальцова А.В. заключен типовой договор социального найма № 31 на жилое помещение по адресу: <адрес>. Истец полагал, что органом местного самоуправления были предприняты все зависящие от него меры для надлежащего исполнения возложенных судом обязательств, поскольку требование о предоставлении жилых помещений могут быть исполнены путем приобретения жилого помещения за счет полученных субвенций либо за счет местного бюджета, а также путем предоставления освободившегося муниципального жилого помещения. Исходя из того, что на взыскателей по перечисленным исполнительным производствам выделение субвенций (субсидий) на приобретение жилья законодательством не предусмотрено, а дефицит бюджета города на 2022-2023 г.г. составлял 86 770 000 руб., администрация г. Ачинска просила освободить ее от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительным производствам № 15955/21/24016-ИП, №4693/22/24016-ИП, №207360/21/24016-ИП, 207356/21/24016-ИП (л.д. 3,64,129).
Определением суда от 13.06.2024 года материалы административных дел № 2а-1313/2024, № 2а-1314/2024, № 2а-1315/20224 соединены в одно производство (л.д. 58).
Определениями суда от 06.03.2024, 01.04.2024, 17.04.2024, 13.06.2024, 10.07.2027, 05.08.2024 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ГУФССП России по Красноярскому краю, судебные приставы-исполнители ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Мартыненко И.В., Глазова О.Н., врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Мазалевский Е.Д., Батова С.А., Гопонинко С.В., в качестве заинтересованных лиц - ФССП России, Заборовская С.А., Фугаева А.С., Гальцов А.В., Фадеев С.Ю., Ачинская городская прокуратура (л.д. 27, 41, 52, 59, 80, 113, 121, 166, 200, 220, 226).
В судебное заседание представитель административного истца администрации г. Ачинска, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела судебным сообщением (л.д. 233), а также в порядке части 8 статьи 96 КАС РФ путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, не явился.
Административные ответчики судебные приставы-исполнители ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Глазова О.Н., Мартыненко И.В., врио начальника отдела – старшего судебного пристава Мазалевский Е.Д., Батова С.А., Гопонинко С.В., представители ответчиков ОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам, ГУФССП по Красноярскому краю, уведомленные о дате и времени слушания дела сообщением (л.д. 233), а также в порядке части 8 статьи 96 КАС РФ путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, в зал суда не явились, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В представленных отзывах административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Мартыненко И.В. против удовлетворения исков администрации г. Ачинска возражала, ссылаясь на то, что копии постановлений о возбуждении исполнительных производств были получены администрацией г. Ачинска 09.02.2021 и 21.01.2022, однако в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа решения суда исполнены не были, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя имелись предусмотренные законом основания для взыскания с должника исполнительских сборов, которые не оплачены. Ответчик полагала, что должником не представлено доказательств того, что им были предприняты все меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительных документах требований, а также что неисполнение решений суда было вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля должника, в связи с чем, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать (л.д. 15-18, 85-88, 146-149)
Заинтересованные лица Заборовская С.А., Фадеева С.Ю., Фугаева А.С., Гальцов А.В., уведомленные о дате и времени слушания дела сообщением по известному месту жительства (л.д. 233), в зал суда не явились, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представитель заинтересованного лица ФССП России, уведомленный о дате и времени слушания дела сообщением (л.д. 233), а также в порядке части 8 статьи 96 КАС РФ путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, в зал суда не явился, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представитель заинтересованного лица Ачинского городского прокурора Слепуха Д.А. по требованиям администрации г. Ачинска возражал, полагал возможным уменьшить размер взыскиваемого исполнительского сбора.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации г. Ачинска не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, решением Ачинского городского суда от 30.10.2020 удовлетворены исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Заборовской С.А. и на Администрацию города Ачинска возложена обязанность предоставить Заборовской С.А. во внеочередном порядке жилое помещение на условиях договора социального найма на территории муниципального образования город Ачинск, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам применительно к условиям населенного пункта и соответствующее норме предоставления, действующей на момент предоставления жилого помещения. По данным ГАС «Правосудие» данное решение сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу 10.12.2020 и 11.12.2020 взыскателю судом выдан исполнительный лист ФС №.
На основании указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Салтыковой (Глазовой) О.Н. в отношении администрации г. Ачинска 03.02.2021 было возбуждено исполнительное производство №15955/21/24016-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления (л.д. 19-20).
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 03.02.2021 была получена представителем администрации г. Ачинска 09.02.2021, о чем свидетельствует подпись на постановлении (л.д. 19).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Глазовой О.Н. от 19.03.2021 №24016/21/924831, утвержденным начальником отдела - старшим судебным приставом Вундер А.А., с администрации г. Ачинска взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб. (л.д. 21-22), об освобождении от уплаты которого заявлено истцом.
Копия постановления от 19.03.2021 о взыскании исполнительского сбора была получена представителем администрации г. Ачинска 02.04.2021, о чем свидетельствует подпись на постановлении.
В обоснование заявленных требований в качестве доказательств принятия надлежащих мер для своевременного исполнения решения суда истцом представлены сведения о проведенной работе по исполнению решения Ачинского городского суда от 30.10.2020.
По данным КУМИ администрации г. Ачинска на 02.02.2021 свободные жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам, соответствующие норме предоставления, отсутствовали, 08.04.2021 руководителем КУМИ администрации г. Ачинска сообщено, что Заборовской С.А. запланировано предоставить жилое помещение по адресу: <адрес> после освобождения лицами, проживающими в нем (л.д. 33,34).
21.04.2021 наниматель квартиры по адресу: <адрес> передала жилое помещение по акту приема-передачи КУМИ администрации <адрес> (л.д. 10).
Распоряжением администрации г. Ачинска № 1513-р от 26.05.2021 жилое помещение по адресу: <адрес> исключено из муниципального жилищного фонда коммерческого использования (л.д. 9).
01.06.2022 между администрацией г. Ачинска и Заборовской С.А. заключен типовой договор социального найма № 33 на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 6-7).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Глазовой О.Н. исполнительное производство № 15955/21/24016-ИП окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме (л.д. 23).
04.06.2021 судебным приставом-исполнителем Глазовой О.Н. в отношении администрации г. Ачинска возбуждено исполнительное производство № 109257/21/24016-ИП о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по постановлению от 09.03.2021, копия данного постановления направлена должнику регистрируемой корреспонденцией и вручена 11.06.2021 (л.д. 24-26).
Кроме того, решением Ачинского городского суда от 15.09.2021 удовлетворены исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Фугаевой А.С. и на Администрацию г. Ачинска возложена обязанность предоставить Фугаевой А.С. во внеочередном порядке на условиях социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам применительно к территории г. Ачинска Красноярского края, соответствующее норме предоставления – общей площадью не менее 14 кв.м.
По данным ГАС «Правосудие» апелляционным определением Красноярского краевого суда от 15.12.2021 апелляционная жалоба администрации г. Ачинска на решение суда от 15.09.2021 оставлена без удовлетворения, решение суда без изменения и 28.12.2021 взыскателю выдан исполнительный лист ФС №.
На основании указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Мартыненко И.В. в отношении администрации г. Ачинска 14.01.2022 было возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления(л.д. 89-90).
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 14.01.2022 была направлена ответчиком должнику администрации г. Ачинска регистрируемым отправлением (ШПИ 66215067504996) по адресу: г. Ачинск, ул. Свердлова, 17 и по данным сайта Почты России получена 21.01.2022 (л.д. 91).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Мартыненко И.В. от 31.01.2022 №24016/22/147037, утвержденным заместителем начальника отдела Гопонинко С.В., с администрации г. Ачинска взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб. (л.д. 92), об освобождении от уплаты которого заявлено истцом.
Копия постановления от 30.01.2022 о взыскании исполнительского сбора была получена представителем администрации г. Ачинска 11.02.2022, о чем свидетельствует подпись на постановлении.
По данным КУМИ администрации г. Ачинска на 31.01.2022 свободные жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам, соответствующие норме предоставления, отсутствовали, за Фугаевой А.С. зарезервировано освободившееся жилое помещение по адресу <адрес>, мкр. 2, <адрес>, требующее выполнения капитального и косметического ремонта (л.д. 96-97).
04.04.2022 между МКУ «ЦОЖ» и ИП Горевым А.Е. по результатам объявленного 15.03.2022 аукциона заключен муниципальный контракт №0119300000122000091, предметом которого являлось выполнение работ по ремонту жилых помещений социального найма, в том числе жилого помещения по адресу <адрес> (л.д. 70-75,98-106).
13.05.2022 КУМИ администрации г. Ачинска и Фугаевой А.С. был составлен акт приема-передачи жилого помещения по адресу: <адрес>, по которому Фугаева А.С. приняла жилое помещение (л.д. 69).
31.05.2022 между администрацией г. Ачинска и Фугаевой А.С. заключен типовой договор социального найма № 28 на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 67-68).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Мартыненко И.В. от 25.05.2022 исполнительное производство № 15955/21/24016-ИП окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме (л.д. 93).
04.06.2021 судебным приставом-исполнителем Мартыненко И.В. в отношении администрации г. Ачинска возбуждено исполнительное производство № 95432/22/24016-ИП о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по постановлению от 31.01.2022, копия данного постановления направлена должнику посредством ЕПГУ (л.д. 94-95).
Решением Ачинского городского суда от 01.09.2021 удовлетворены требования Ачинского городского прокурора в интересах Гальцова А.В., Фадеевой С.Ю., на Администрацию г. Ачинска возложена обязанность предоставить Гальцову А.В., Фадеевой С.Ю. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма изолированное жилое помещение на территории г. Ачинска Красноярского края, соответствующее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, исходя из нормы предоставления, действующей на момент предоставления жилого помещения.
По данным ГАС «Правосудие» данное решение сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу 11.10.2021 и взыскателю выданы исполнительные листы ФС №, ФС №.
На основании указанных исполнительных документов судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Мартыненко И.В. в отношении администрации г. Ачинска постановлениями 29.10.2021 были возбуждены исполнительные производства №207356/21/24016-ИП и №2073360/21/24016-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления (л.д. 150-151, 158-159)
Копии постановлений о возбуждении исполнительных производств были направлены должнику администрации г. Ачинска регистрируемым отправлением по адресу: г. Ачинск, ул. Свердлова, 17 (ШПИ 66215065503670, 66215065503687) и по данным сайта Почты России получены 15.11.2021 (л.д. 152, 160).
Постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Мартыненко И.В. от 26.11.2021 №24016/21/1772064, 24016/21/1772062 утвержденными заместителем начальника отдела Гопонинко С.В., с администрации г. Ачинска взысканы исполнительские сборы по 50 000 руб. (л.д. 153, 161)
Копии постановлений от 26.11.2021 о взыскании исполнительского сбора была получена представителем администрации г. Ачинска 03.12.2021, о чем свидетельствует подпись на постановлениях.
По данным КУМИ администрации г. Ачинска на 18.10.2021 свободные жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам, соответствующие норме предоставления, отсутствовали, за Гальцовым А.В., Фадеевой С.Ю. зарезервировано освободившееся жилое помещение по адресу <адрес>, требующее выполнения капитального и косметического ремонта (л.д. 130).
12.11.2021 администрации г. Ачинска выдано свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 131).
17.12.2021 руководителем КУМИ администрации г. Ачинска на имя и.о. заместителя Главы г. Ачинска направлено прошение о выделении денежных средств на 2022 год в бюджете г Ачинска на проведение ремонтных работ в указанной квартире (л.д. 132).
03.12.2021 представителем администрации г. Ачинска в адрес судебного пристава-исполнителя Мартыненко И.В. направлено сообщение о запланированном предоставлении взыскателям Гальцову А.В., Фадеевой С.Ю. жилого помещения после выполнения ремонта такового (л.д. 171).
Определением Ачинского городского суда от 13.04.2022 администрации г. Ачинска предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 01.09.2021 на срок до 01.08.2022 (л.д. 133-134).
04.04.2022 между МКУ «ЦОЖ» и ИП Горевым А.Е. по результатам объявленного 15.03.2022 аукциона заключен муниципальный контракт №0119300000122000091, предметом которого являлось выполнение работ по ремонту жилых помещений социального найма, в том числе жилого помещения по адресу <адрес>(л.д. 70-75,98-106).
25.05.2022 между администрацией г. Ачинска и Фадеевой С.Ю. с учетом члена семьи Гальцова А.В. заключен типовой договор социального найма № 31 на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 139-140).
Постановлениями судебного пристава-исполнителя Мартыненко И.В. от 16.06.2022 исполнительные производства №207356/21/24016-ИП, №2073360/21/24016-ИП окончены в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме (л.д. 154, 162).
20.06.2022 судебным приставом-исполнителем Мартыненко И.В. в отношении администрации г. Ачинска возбуждены исполнительные производства № 110549/22/24016-ИП, 110550/22/24016-ИП о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по постановлению от 26.11.2021, копии данных постановлений направлена должнику посредством ЕПГУ и заказной корреспонденцией (л.д. 155-157, 163-165).
Оценивая доводы истца о наличии оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора, суд находит их несостоятельными.
Пунктом 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 12 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления (п. 15 ст. 30 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (п. 16 ст. 30 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из приведенных законоположений следует, что исполнительский сбор, не являясь исполнительным действием, обеспечивающим исполнение решения суда, может быть взыскан на основании соответствующего постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем в период не ранее окончания срока, предоставленного для добровольного исполнения решения суда.
В соответствии с пунктом 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
По смыслу приведенных правовых норм, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Таким образом, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, поэтому при извещении должника о нахождении на принудительном исполнении исполнительного документа и не исполнении ими в установленный законом срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа у судебного пристава–исполнителя возникают основания для наложения взыскания в виде исполнительского сбора по находящемуся на исполнении исполнительному производству.
При рассмотрении дела установлено, что судебными приставами-исполнителями в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве» по основаниям, установленным нормативным актом, в пределах своих полномочий, с соблюдением порядка принятия, вынесены постановления о взыскании исполнительских сборов, которые в соответствии с должностной инструкцией утверждены начальником отдела, а также электронной подписью заместителя начальника отдела заместителем и получены должником. К моменту принятия постановления срок для добровольного исполнения должником судебных актов после вручения постановления о возбуждении исполнительного производства истек.
При этом суд полагает необходимым отметить, что перечисленные постановления судебных приставов-исполнителей не были оспорены должником.
На основании ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В установленный ст. 219 КАС РФ срок после получения в 02.04.2021, 03.12.2021, 11.02.2022 копий постановлений о взыскании исполнительских сборов администрация г. Ачинска с требованиями об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей не обратилась, в связи с чем основания для признания перечисленных постановлений незаконными у суда не имеется.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Суд полагает, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для применения к должнику администрации г. Ачинска меры ответственности в виде исполнительского сбора, поскольку решения Ачинского городского суда от 30.10.2020, 01.09.2021, 15.09.2021 не были исполнены в добровольном порядке в установленный срок, при этом судебному приставу-исполнителю и суду не представлены достаточные данные, свидетельствующие о том, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, имевших место с даты вступления решений суда в законную силу до дат взыскания исполнительских сборов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов административного истца при взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству №207360/21/24016-ИП, в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству № 207356/21/24016-ИП, в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству № 4693/22/24016-ИП, в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству №15955/24/24016-ИП не установлено, в связи с чем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований администрации г. Ачинска об освобождении от исполнительского сбора.
Вместе с тем, в силу п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
С учетом вышеизложенным норм права, взыскание исполнительского сбора является ответственностью за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Следовательно, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Таким образом, взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Изложенное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П, от 17.01.2013 № 1-П, от 25.02.2014 № 4-П и от 19.01.2017 № 1-П, определении от 02.04.2015 № 654-О.
В соответствии с п. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установлю в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из приведенных норм следует, что законодатель не установил закрытого перечня обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания и отнес установление иных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора принадлежит суду.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой размер исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, под уважительными причинами для не исполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Суд учитывает фактическое исполнение истцом решений Ачинского городского суда от 30.10.2020, 01.09.2021, 15.09.2021, а также то обстоятельство, что в данной ситуации применение к должнику меры ответственности в виде взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по каждому исполнительному производству №207360/21/24016-ИП, № 207356/21/24016-ИП, № 4693/22/24016-ИП, №15955/24/24016-ИП не отвечает принципам справедливости наказания, в связи с чем приходит к выводу о возможности снижении исполнительского сбора на одну четверть до 37 500 руб. по каждому исполнительному производству.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░. ░. ░░ 19 ░░░░░ 2021 ░░░░ № 24016/21/924831 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №15955/21/24016-░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ 37 500 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ 31 ░░░░░░ 2022 ░░░░ №24016/22/147037 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №4693/22/24016-░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ 37 500 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ 26 ░░░░░░ 2021 ░░░░ №24016/22/1772064 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №207356/21/24016-░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ 37 500 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ 26 ░░░░░░ 2021 ░░░░ №24016/22/1772062 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №207360/21/24016-░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ 37 500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.