Дело № 2а-1088/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2022 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего Баранова И.В.,
при секретаре Калий С.А.,
с участием:
прокурора Калмановской Е.А.,
истца – Чвырева В.А.,
представителя заинтересованных лиц – ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области – Василевской Т.Н., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством ВКС административное исковое заявление Чвырева Вячеслава Алексеевича к начальнику ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области Ермакову Владимиру Алексеевичу о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Чвырев В.А., отбывающий по приговору суда наказание в ФКУ ИК3 УФСИН России по Липецкой области, обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России. В заявлении указал, что ночью 13.02.2021 около 04 час. 30 мин. прапорщик Паша залез на его спальное место, срезал простынь и забрал в неизвестном направлении. Простынь висела над кроватью и закрывала лицо рядом спящего осужденного. Данную простынь истец покупал на свои денежные средства. По факту ограбления было написано заявление, однако, должного эффекта не наступило. Просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 400000,0 рублей.
Чвырев В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно указал, что в ФКУ ИК3 УФСИН России по Липецкой области происходят преступления, которые покрываются.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области – Василевская Т.Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, в период отбывания наказания истец с жалобами на условия содержания в исправительном учреждении не обращался. Чвырев В.А. отбывал наказание в обычных условиях, в полном объеме был обеспечен индивидуальным спальным местом. Спальное место завешивать нельзя. Количество кроватей в данном отряде соответствует лимиту наполнения отряда и составляет 89 штук. Кровати в отряде расположены согласно схемы расположения спальных мест отряда. На одного осужденного приходится 2 кв.м. занимаемой площади, что соответствует ст. 99 УИК РФ.
В судебное заседание представители ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России, СК России в лице СУ СК России по Липецкой области не явились, надлежащим образом извещены о месте времени рассмотрения дела.
Суд с учетом мнения истца и представителя ответчиков, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, с учетом заключения прокурора, полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Чвырева В.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.ч. 1, 1.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Частями 5, 7, 8 статьи 219 КАС РФ установлено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 15 Европейских пенитенциарных правил и п. 10 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, помещения должны удовлетворять требованиям санитарии и гигиены с учетом климатических условий, особенно в том, что касается кубатуры воздуха, минимальной (разумной) площади, освещения, отопления и вентиляции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно пункту 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии со ст. 10 ч. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. ст. 110 УИК РФ, для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 года № 974 "Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях" норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в комнате воспитательной работы не может быть менее 0,4 кв. метров.
Согласно п. 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений
(утверждены приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года № 295) в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
В силу п. 21 Правил распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Пунктом 29 Правил предусмотрено, что осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня ИУ. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи.
В силу п. 46 Правил в личное время осужденные могут передвигаться вне строя в пределах изолированного участка, определенного администрацией ИУ, а по остальной части территории ИУ - только в сопровождении администрации ИУ. В период от отбоя до подъема нахождение осужденных за пределами жилого помещения без разрешения администрации ИУ не допускается.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
По приговору суда Чвырев В.А. отбывал наказание в отряде № 8 ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области.
Чвырев В.А. отбывает наказание в обычных условиях, в полном объеме был обеспечен индивидуальным спальным местом, вещевым довольствием, трехразовым горячим питанием по нормам, установленным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказания, на мирное время».
Чвырев В.А. отбывал наказание в обычных условиях, в полном объеме был обеспечен индивидуальным спальным местом. Спальное место завешивать нельзя. Количество кроватей в данном отряде соответствует лимиту наполнения отряда и составляет 89 штук. Кровати в отряде расположены согласно схемы расположения спальных мест отряда. На одного осужденного приходится 2 кв.м. занимаемой площади, что соответствует ст. 99 УИК РФ
Все помещения отряда № 8 имеют открывающиеся окна в два стекла.
В отряде № 8 имеется естественная вентиляция (воздуховоды), оборудованная в стенах помещений отряда, в том числе: в спальных помещениях; комнате приема пищи; комнате воспитательной работы; в сушилке; санузле; туалете.
Все помещения отряда, оборудованы по установленным нормам предметами мебели (кровати, тумбочки, табуретки, лавочки, столы, вешалки), исходя из лимита осужденных в отряде.
Приказом ФКУ ИК-4 от 29.05.2020 №111-0с утвержден распорядок дня осужденных.
В период с 2017 года по август 2021 года в администрацию ФКУ ИК3 УФСИН России по Липецкой области каких-либо заявлений от осужденного Чвырева В.А. не поступало, что подтверждается справкой начальника канцелярии.
Прием по личным вопросам осужденных в учреждении осуществляется согласно Приказу ФКУ ИК3 УФСИН России по Липецкой области № 5 от 11.01.2021.
На прием по личным вопросам осужденных, осужденный Чвырев В.А. в период с января 2021 года по август 2021 года обращался два раза.
Осужденные были обеспечены индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями (матрац, подушка, простыни, наволочка) на 100 %, согласно приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года № 216.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, объяснениями представителя ответчиков, справкой по личному делу осужденного.
Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
Действующим в РФ законодательством установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступление и подвергнутых наказанию.
Федеральный законодатель наделен полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении совершивших преступления лиц, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод.
Отбывание наказания в исправительных учреждениях уже предполагает издержки в условиях пребывания, которые не могут быть обеспечены в полной мере, как лицу, находящемуся на свободе.
Кроме того, суд учитывает, что личное пространство в спальнях должно рассматриваться в контексте широкой свободы передвижения, которым заключенные в колонии пользуются в дневное время, что предполагает неограниченный доступ не только к спальным помещениям, но и к иным бытовым помещениям, что компенсирует недостаточные размеры жилых комнат-спален.
Чвырев В.А. отбывал наказание в обычных условиях, в связи с чем не находился в замкнутом помещении, то есть его содержание в исправительном учреждении сопровождалось достаточно большой свободой передвижения за пределами помещений отряда № 8, в месте работы и содержательными занятиями вне помещений отряда. Указанное обстоятельство само по себе не создавало Чвыреву В.А. дефицит личного пространства при содержании в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области.
На основании изложенного суд находит установленным, что условия содержания Чвырева В.А. в помещении отряда № 8 ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области соответствовали условиям проживания в них осужденных, определенных уголовно-исполнительным законодательством, положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренных Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года, статей 2, 17, 21, 46, 55 Конституции Российской Федерации, статей 10, 11, 82, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статей 151, 169, 1099, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в постановлениях от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", установив, что условия содержания осужденных в ИК-24.
Таким образом, права Чвырева В.А. на надлежащие условия в исправительном учреждении ответчиками нарушены не были.
Также суд учитывает, что Чвырев В.А. в период его содержания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области не обращался в компетентные органы и надзорные органы с жалобами на условия содержания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области.
Требование о признании действий органа государственной власти незаконными является самостоятельным требованием.
Срок обращения с административным исковым заявлением в суд по данному требованию определен частью 1 статьи 219 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Чвырев В.А. оспаривает действия ответчиков в период его содержания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области 13.02.2021. О предполагаемом нарушении его прав Чвыреву В.А. стало известно в тот же период.
Административное исковое заявление Чвыревым В.А. подано в суд только 03.08.2021, то есть спустя более двух месяцев после истечения срока обращения в суд, предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ.
Уважительных причин пропуска срока обращения в суд с требованием о признании незаконными действий (бездействия) ответчиков истцом не представлено. Правовых оснований для восстановления указанного процессуального срока не имеется.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 КАС РФ.
Таким образом, Чвыревым В.А. пропущен, предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд, по требованию об оспаривании действий (бездействия) ответчиков, выразившихся в ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении.
На основании изложенного суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Чвырева В.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 227.1 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░ 2022 ░░░░.