Дело №2а-369/2024
44RS0006-01-2024-000451-75
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Антропово «10» июля 2024 года
Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.
при секретаре Моревой М.А.,
с участием представителя истца – заместителя прокурора Антроповского района Лисицина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Антроповского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Антроповского муниципального района Костромской области по созданию площадки для контейнеров крупногабаритных отходов в п. Антропово Антроповского района Костромской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Антроповского района Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Антроповского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по созданию площадки для контейнеров крупногабаритных отходов в п. Антропово Антроповского района Костромской области.
В обоснование своих требований истец указал следующее. Прокуратурой Антроповского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации Антроповского муниципального района Костромской области. В ходе проверки установлено, что согласно Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления Костромской области, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области № 141 от 29.04.2020Г., а также реестров мест накопления ТКО, на территории Антроповского муниципального района отсутствуют места для накопления крупногабаритных отходов. Крупногабаритные отходы складируются населением около контейнерных площадок, вне оборудованных для этого специальных мест, что противоречит требованиям закона. Принятыми мерами прокурорского реагирования от 04.03.2024г. названные нарушения действующего законодательства не устранены до настоящего времени.
Со ссылкой на требования ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» прокурор просил суд обязать администрацию Антроповского муниципального района в срок не позднее 01.12.2025г. создать в п. Антропово Антроповского района Костромской области места (площадки) для контейнеров крупногабаритных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании заместитель прокурора Антроповского района Костромской области Лисицин А.С. административное исковое заявление прокурора поддержал и просил суд об его удовлетворении по основаниям, изложенным в нём.
Представитель административного ответчика – администрации Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Глава администрации Громова Е.Л. ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика, с заявленными административными исковыми требованиями прокурора согласилась, признала их в полном объеме, указала, что последствия признания административных исковых требований им известны.
Представитель заинтересованного лица – ООО «Полигон» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Генеральный директор ООО «Полигон» Кручинин С.А. ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя заинтересованного лица, против удовлетворения заявленных административных исковых требований прокурора не возражал.
Административное дело рассмотрено без участия представителя администрации Антроповского муниципального района Костромской области, представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав представителя административного истца – заместителя прокурора Антроповского района Костромской области Лисицина А.С., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 «89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
На основании ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 2 Постановления правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» (далее – Постановление № 1156) содержит понятие термина: «крупногабаритные отходы» - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Кроме того, согласно п. 11 Постановление № 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Пунктом 12 Постановления № 1156 установлено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Пунктом 148(28) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
На основании ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В судебном заседании установлено, что на территории Антроповского муниципального района Костромской области в п. Антропово отсутствуют места для накопления крупногабаритных отходов. Крупногабаритные отходы складируются населением около контейнерных площадок, вне оборудованных для этого специальных мест.
Указанные обстоятельства подтверждены представлением прокурора в адрес главы администрации Антроповского муниципального района об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления от 04.03.2024 (л.д.7-8), ответом административного ответчика на представление прокурора от 03.04.2024 (л.д.9) и другими материалами дела.
Представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления от 04.03.2024г. не исполнено до настоящего времени.
При таких обстоятельствах, в силу того, что неисполнение данных требований законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает условия для нарушения гражданами законодательства об отходах производства и потребления и угрозу привлечения их к административной ответственности. В отсутствие бункеров и (или) специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов потребители коммунальной услуги по вывозу ТКО на территории Антроповского муниципального района лишены возможности выбрать способ удаления образовавшихся в ходе их жизнедеятельности крупногабаритных отходов, на администрацию Антроповского муниципального района должна быть возложена обязанность по созданию площадки для контейнеров крупногабаритных отходов в п. Антропово Антроповского района Костромской области в срок до 1 декабря 2025 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2025 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░. ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
«11 » ░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░________░.░. ░░░░░░░░░░