Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2226/2022 ~ М-2260/2022 от 31.08.2022

Дело № 2а-2226/2022

29RS0008-01-2022-003177-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года                                                                                     город Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Ропотовой Е.В.

при секретаре Герасимовской С.В.,

с участием административного истца - старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Михиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2022 года в г. Котласе дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» о признании незаконным бездействия по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей,

у с т а н о в и л:

исполняющий обязанности Котласского межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» (далее МО «Сольвычегодское» в лице администрации МО «Сольвычегодское») о признании незаконным бездействия по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей.

В обоснование заявленных требований указано, что межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки установлены нарушения требований законодательства по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей. Установлено, что на территории МО «Сольвычегодское» не сформированы и не поставлены на кадастровый учет достаточное количество земельных участков для предоставления семьям, имеющим трех и более детей. Внесенное межрайонной прокуратурой в адрес главы МО «Сольвычегодское» представление по фактам указанных нарушений было признано обоснованным, однако до настоящего времени действенных мер не принято. Поэтому просит признать незаконным бездействие МО «Сольвычегодское» в лице администрации МО «Сольвычегодское», выразившееся в непринятии мер по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков, оборудованных инфраструктурой (сетями электроснабжения и автомобильными дорогами), для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей, то есть по числу граждан, проживающих на территории муниципального образования «Сольвычегодское» Котласского района и состоящих на учете в качестве нуждающихся (реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на территории Котласского муниципального района Архангельской области); обязать ответчика в срок до 30 июня 2023 года принять меры по формированию, постановке на кадастровый учет 39 земельных участков, оборудованных инфраструктурой (сетями электроснабжения и автомобильными дорогами), под индивидуальное жилищное строительство для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей, проживающих на территории муниципального образования «Сольвычегодское» Котласского района Архангельской области и состоящих на учете в качестве нуждающихся (реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на территории Котласского муниципального района Архангельской области).

В судебном заседании старший помощник прокурора Михина О.Н. требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и уточнила срок устранения нарушений до 1 сентября 2024 года.

Представитель административного ответчика МО «Сольвычегодское» в лице администрации МО «Сольвычегодское» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие, согласно представленным письменным пояснениям признает заявленные исковые требования, но просит установить срок устранения нарушений до 1 сентября 2024 года, в связи с тяжелым финансовым положением муниципального образования.

Заинтересованное лицо - представитель МО «Котласский муниципальный район» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие. Согласно представленным письменным пояснениям по делу указал, что на основании положений Закона Архангельской области № 554-34-03 «О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области» определено, что полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Котласского муниципального района Архангельской области и входящих в его состав городских и сельского поселений Архангельской области прекращаются с 1 января 2023 года. Таким образом, ранее существующие органы местного самоуправления муниципального района и поселений, как и публично правовые образования с 1 января 2023 года ликвидируются, бюджеты указанных муниципальных образований на 2023 год не принимаются. Указывает, что данные мероприятия не могут быть полностью реализованы в 2023 году ввиду необходимости изыскания значительного объема финансирования при дефиците бюджетных средств на 2023 год, а также необходимости разработки и реализации комплексных муниципальных программ, направленных на исполнение вышеуказанных полномочий. Поэтому просит установить срок устранения нарушений до 1 сентября 2024 года.

Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив административный иск, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 года) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан на территории Архангельской области установлен Законом Архангельской области от 7 октября 2003 года № 192-24-ОЗ (ред. от 22 февраля 2022 года) «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» (далее Закон Архангельской области № 192-24-ОЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с пунктами 5 и 5.1 настоящей статьи имеет многодетная семья при одновременном соблюдении следующих условий: 1) приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства в границах населенного пункта Архангельской области; 2) проживание родителей (одинокого родителя), усыновителей (одинокого усыновителя) на территории Архангельской области не менее трех лет, за исключением случая, если один или оба родителя (один или оба усыновителя) имеют статус военнослужащего в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Земельные участки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, предоставляются в общую собственность членов многодетной семьи (п. 3 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ).

Согласно п. 4 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ учет многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области в форме ведения реестра многодетных семей.

Земельные участки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляются в границах муниципального района, муниципального округа или городского округа Архангельской области, где в соответствии с законодательством Архангельской области зарегистрирована многодетная семья, за исключением случаев, установленных пунктом 5.1 настоящей статьи (п. 5 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ).

Предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (п. 6 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ).

Органы, указанные в абзаце первом пункта 6 настоящей статьи, осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией (п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ).

Образованные земельные участки на основании пункта 2 настоящей статьи предоставляются в порядке очередности включения многодетных семей в реестр многодетных семей (п. 12 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ).

Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, на территории МО «Сольвычегодское» не сформировано достаточного количества земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что мероприятия по формированию земельных участков предназначенных для многодетных семей, выполнены административным ответчиком не в полном объеме, не исполнена возложенная на него законом обязанность сформировать и поставить на кадастровый учет земельные участки, предназначенные для многодетных семей.

Межрайонной прокуратурой 25 февраля 2022 года в адрес главы МО «Сольвычегодское» внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения требований не устранены.

Наличие установленных нарушений по сути стороной административного ответчика не оспаривается. Бездействие органа местного самоуправления в данной сфере не позволяет в полном объеме обеспечить реализацию прав многодетных семей на получение земельных участков, в том числе оборудованных необходимой инфраструктурой.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ответчика по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Определяя срок для устранения выявленных нарушений, с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению, необходимого времени для выделения денежных средств на их исполнение, учитывая принципы бюджетного финансирования, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда до 1 сентября 2024 года.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ 39 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                                ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2226/2022 ~ М-2260/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. заместителя Котласского межрайонного прокурора
Ответчики
Администрация МО "Сольвычегодское"
Другие
МО «Котласский муниципальный район»
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Ропотова Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kotlasgrsud--arh.sudrf.ru
31.08.2022Регистрация административного искового заявления
01.09.2022Передача материалов судье
02.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.09.2022Предварительное судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее