Дело № 2а-2226/2022
29RS0008-01-2022-003177-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ропотовой Е.В.
при секретаре Герасимовской С.В.,
с участием административного истца - старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Михиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2022 года в г. Котласе дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» о признании незаконным бездействия по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей,
у с т а н о в и л:
исполняющий обязанности Котласского межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Сольвычегодское» в лице администрации муниципального образования «Сольвычегодское» (далее МО «Сольвычегодское» в лице администрации МО «Сольвычегодское») о признании незаконным бездействия по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей.
В обоснование заявленных требований указано, что межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки установлены нарушения требований законодательства по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей. Установлено, что на территории МО «Сольвычегодское» не сформированы и не поставлены на кадастровый учет достаточное количество земельных участков для предоставления семьям, имеющим трех и более детей. Внесенное межрайонной прокуратурой в адрес главы МО «Сольвычегодское» представление по фактам указанных нарушений было признано обоснованным, однако до настоящего времени действенных мер не принято. Поэтому просит признать незаконным бездействие МО «Сольвычегодское» в лице администрации МО «Сольвычегодское», выразившееся в непринятии мер по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков, оборудованных инфраструктурой (сетями электроснабжения и автомобильными дорогами), для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей, то есть по числу граждан, проживающих на территории муниципального образования «Сольвычегодское» Котласского района и состоящих на учете в качестве нуждающихся (реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на территории Котласского муниципального района Архангельской области); обязать ответчика в срок до 30 июня 2023 года принять меры по формированию, постановке на кадастровый учет 39 земельных участков, оборудованных инфраструктурой (сетями электроснабжения и автомобильными дорогами), под индивидуальное жилищное строительство для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей, проживающих на территории муниципального образования «Сольвычегодское» Котласского района Архангельской области и состоящих на учете в качестве нуждающихся (реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на территории Котласского муниципального района Архангельской области).
В судебном заседании старший помощник прокурора Михина О.Н. требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и уточнила срок устранения нарушений до 1 сентября 2024 года.
Представитель административного ответчика МО «Сольвычегодское» в лице администрации МО «Сольвычегодское» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие, согласно представленным письменным пояснениям признает заявленные исковые требования, но просит установить срок устранения нарушений до 1 сентября 2024 года, в связи с тяжелым финансовым положением муниципального образования.
Заинтересованное лицо - представитель МО «Котласский муниципальный район» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие. Согласно представленным письменным пояснениям по делу указал, что на основании положений Закона Архангельской области № 554-34-03 «О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области» определено, что полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Котласского муниципального района Архангельской области и входящих в его состав городских и сельского поселений Архангельской области прекращаются с 1 января 2023 года. Таким образом, ранее существующие органы местного самоуправления муниципального района и поселений, как и публично правовые образования с 1 января 2023 года ликвидируются, бюджеты указанных муниципальных образований на 2023 год не принимаются. Указывает, что данные мероприятия не могут быть полностью реализованы в 2023 году ввиду необходимости изыскания значительного объема финансирования при дефиците бюджетных средств на 2023 год, а также необходимости разработки и реализации комплексных муниципальных программ, направленных на исполнение вышеуказанных полномочий. Поэтому просит установить срок устранения нарушений до 1 сентября 2024 года.
Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив административный иск, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 года) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан на территории Архангельской области установлен Законом Архангельской области от 7 октября 2003 года № 192-24-ОЗ (ред. от 22 февраля 2022 года) «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» (далее Закон Архангельской области № 192-24-ОЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с пунктами 5 и 5.1 настоящей статьи имеет многодетная семья при одновременном соблюдении следующих условий: 1) приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства в границах населенного пункта Архангельской области; 2) проживание родителей (одинокого родителя), усыновителей (одинокого усыновителя) на территории Архангельской области не менее трех лет, за исключением случая, если один или оба родителя (один или оба усыновителя) имеют статус военнослужащего в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Земельные участки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, предоставляются в общую собственность членов многодетной семьи (п. 3 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ).
Согласно п. 4 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ учет многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области в форме ведения реестра многодетных семей.
Земельные участки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляются в границах муниципального района, муниципального округа или городского округа Архангельской области, где в соответствии с законодательством Архангельской области зарегистрирована многодетная семья, за исключением случаев, установленных пунктом 5.1 настоящей статьи (п. 5 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ).
Предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (п. 6 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ).
Органы, указанные в абзаце первом пункта 6 настоящей статьи, осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией (п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ).
Образованные земельные участки на основании пункта 2 настоящей статьи предоставляются в порядке очередности включения многодетных семей в реестр многодетных семей (п. 12 ст. 2.3 Закона Архангельской области № 192-24-ОЗ).
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, на территории МО «Сольвычегодское» не сформировано достаточного количества земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что мероприятия по формированию земельных участков предназначенных для многодетных семей, выполнены административным ответчиком не в полном объеме, не исполнена возложенная на него законом обязанность сформировать и поставить на кадастровый учет земельные участки, предназначенные для многодетных семей.
Межрайонной прокуратурой 25 февраля 2022 года в адрес главы МО «Сольвычегодское» внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения требований не устранены.
Наличие установленных нарушений по сути стороной административного ответчика не оспаривается. Бездействие органа местного самоуправления в данной сфере не позволяет в полном объеме обеспечить реализацию прав многодетных семей на получение земельных участков, в том числе оборудованных необходимой инфраструктурой.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ответчика по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, имеющим троих и более детей, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя срок для устранения выявленных нарушений, с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению, необходимого времени для выделения денежных средств на их исполнение, учитывая принципы бюджетного финансирования, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда до 1 сентября 2024 года.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ 39 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.