№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
посёлок Шексна 10 февраля 2023 года
Шекснинский районный суд Вологодской области в составе: федерального судьи Денисовой А.В., при секретаре Архиповой В.А., с участием заместителя Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Пилипкина Н.М., представителя административного ответчика – администрации сельского поселения Ершовское Чегодина В.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3 сельского поселения Ершовское ФИО2 муниципального района <адрес> о признании недействующим постановления ФИО3 сельского поселения Ершовское ФИО2 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Ершовское»,
УСТАНОВИЛ:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 сельского поселения Ершовское ФИО2 <адрес>, в котором просит признать противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу постановление ФИО3 сельского поселения Ершовское ФИО2 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории сельского поселения Ершовское». Свои требования обосновал тем, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за законностью нормативны правовых актов органов местного самоуправления <адрес> в пределах компетенции проведён правовой анализ положений постановления ФИО3 сельского поселения Ершовское ФИО2 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельского поселения Ершовское», в ходе которого выявлено несоответствие положений отдельным нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Из анализа положений действующего законодательства следует, что обязанность по разработке и утверждению схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, отнесено законом к полномочиям муниципальных районов, что прямо предусмотрено специальной нормой, закрепленной в статье 8 Федерального закона № 89-ФЗ, при этом положения статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, относящиеся к вопросам местного значения сельского поселения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, без конкретизации таких полномочий сельского поселения и определения объёма финансовых обязательств, нельзя трактовать как безусловно возлагающее на сельское поселение обязанность по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Обязанность по утверждению формы заявки о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, формы и содержания реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, равно как и требований к обустройству контейнерных площадок на территории сельского поселения Ершовское лежит на ФИО2 муниципальном районе. Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе сельского поселения Ершовское ФИО2 <адрес> на постановление принесён протест, который ДД.ММ.ГГГГ признан не обоснованным, о чем ФИО3 в прокуратуру направлен ответ. Несоответствие оспариваемого правового акта федеральному законодательству закрепляют ненадлежащий правовой механизм по реализации предусмотренных Федеральным законом № 89-ФЗ полномочий, создают неопределённость в правоприменении и поэтому нарушают права неопределённого круга лиц.
Заместитель прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО6 в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
ФИО2 сельского поселения Ершовское ФИО2 муниципального района по доверенности ФИО7 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
ФИО2 муниципального района <адрес> по доверенности ФИО8 в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, поддержала правовую позицию, изложенную в ранее предоставленном суду отзыве, в котором возражала против удовлетворения исковых требований.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего ФИО2 не направил, из поступившего отзыва следует, что разрешение данного вопроса оставляет на усмотрение суда и просит рассмотреть дело в отсутствии его ФИО2.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов надлежит в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. В силу пункта 18 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений», пункта 15 статьи 3 Устава сельского поселения Ершовское ФИО2 муниципального района к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П, а также в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, содержание рассматриваемой компетенции муниципальных образований не может автоматически трактоваться как возлагающее на них всю полноту ответственности. В связи с этим при разрешении правоприменительными органами, в том числе судами, дел, касающихся определения полномочий и объёма финансовых обязательств муниципальных образований в области обращения с отходами, помимо общих положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо учитывать соответствующие нормы специального отраслевого законодательства, регулирующего данные вопросы.
Статья 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. На территории сельских поселений указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что постановлением ФИО3 сельского поселения Ершовское ФИО2 муниципального района ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Ершовское», утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Ершовское ФИО2 муниципального района. Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе сельского поселения Ершовское ФИО2 <адрес> на постановление принесён протест, который ДД.ММ.ГГГГ признан не обоснованным, о чем ФИО3 в прокуратуру направлен ответ.
С учетом того, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, который гораздо шире участия в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов, закрепленный за сельскими поселениями области, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что полномочиями по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений на территории <адрес> наделены органы местного самоуправления муниципального района, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░3 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.