РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Домодедово 24 мая 2023 г.
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Захарова Р.П.,
при помощнике судьи Гайденрайх А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2496/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 ГУ ФССП России по <адрес>, ГУ ФССП России по <адрес> о признании действий незаконными, обязании рассмотреть заявление по существу,
установил:
ФИО2 обратилась к ФИО1 ГУ ФССП России по <адрес>, ГУ ФССП России по <адрес> с требованиями о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ФИО1, выразившихся в отказе принятия заявления, поданного через портал «Госуслуги», обязании рассмотреть заявление.
В обоснование заявленных требований указано, что в производстве ФИО1 ГУ ФССП России по <адрес> находятся исполнительные производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-СД в отношении ФИО2 СПИ ФИО1 С.Е. было вынесено постановление об удержании заработной платы в размере 50%, в связи с чем ФИО2 осталась почти без средств к существованию. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направила в Домодедовский ФИО1 заявление по вопросу сохранения доходов в размере прожиточного минимума. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Домодедовский ФИО1 с заявлением посредством портала «Госуслуги» по вопросу сохранения размера прожиточного минимума на двух несовершеннолетних детей. ДД.ММ.ГГГГ ею было получено Уведомление об отказе в подтверждении полномочий на подачу заявления, несмотря на то, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ было направлено таким же образом и на него был получен ответ. Указанные обстоятельства нарушают права административного истца в связи с чем, подано административное исковое заявление в суд.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения (л.д. 28).
Административные ответчики представители ФИО1 ГУ ФССП России по <адрес>, ГУ ФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения (л.д. 24, 29).
Представители заинтересованных лиц – ООО «РСВ», УФК по <адрес> в судебное заседание не явилась, судом извещены (л.д. 30, 31).
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц с учетом положений ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Система принудительного исполнения, органы принудительного исполнения, их полномочия регламентированы в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации".
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Судом установлено, что в производстве ФИО1 ГУ ФССП России по <адрес> на исполнении находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, взыскатель – ООО «РСВ», должник – ФИО2, предмет исполнения – иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц, сумма долга № руб.
Как указывает в административном иске ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление посредством портала «Госуслуги» в рамках исполнительного производства о сохранении заработной платы в размере прожиточного минимума.
В ответ на заявление, ДД.ММ.ГГГГ ею была получена копия Постановления о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 также, посредством портала «Госуслуги» направила заявление в Домодедовский ФИО1 о сохранении заработной платы в размере прожиточного минимума на двоих несовершеннолетних детей (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ СПИ ФИО1 было вынесено Уведомление об отказе в подтверждении полномочий № руб.
ФИО2, заявляя требования, полагает, что не рассмотрение заявления, нарушает ее права.
Порядок рассмотрения ходатайств, заявлений в структурных подразделениях ФССП помимо общих положений ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", регламентирован ст. 64.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", разделом XV Инструкции по делопроизводству в ФССП, утвержденной приказом ФССП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств, лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденными ФССП РФ ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 15.7.3 Инструкции, письменные обращения, поступившие в ФССП России, структурные подразделения рассматриваются в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно п. 1.3, 4.1 Рекомендаций № в порядке ст. 64.1 ФЗ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" подлежат рассмотрению заявления (ходатайства) по результатам рассмотрения которого должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения.
Доводы обращения, которые не подлежат рассмотрению в соответствии со ст. 64.1 Федерального закона N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", рассматриваются в порядке, определенном Федеральным законом №59-ФЗ с подготовкой мотивированного ответа.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в личный кабинет ФИО2 на портале "Госуслуги" поступило уведомление об отказе в подтверждении полномочий за подписью судебного пристава-исполнителя ФИО1 С.Е., согласно которому заявление ФИО2 не может быть рассмотрено, т.к. для данного типа заявления требуется обязательное подтверждение полномочий заявителя, а на основании указанных в нем сведений подтвердить их невозможно.
Указанные факты подтверждаются доводами административного истца, изложенными в административном иске, приложенными к административному иску документами об обращении с ходатайством через портал "Госуслуги".
Суд полагает, что действия судебного пристава-исполнителя ФИО1 С.Е. в части отказа рассматривать ходатайство ФИО2, являются незаконными.
Согласно правилам портала "Госуслуги" для обращения в государственные органы через портал "Госуслуги" гражданину необходимо иметь подтвержденный профиль. В противном случае функционал портала в данной части не доступен для пользователей с неподтвержденным профилем.
Так как перед подачей обращения через портал "Госуслуги" каждый пользователь проходит авторизацию, т.е. фактически в автоматическом режиме осуществляется идентификация личности гражданина-получателя услуги исходя из введенных данных.
При создании обращения, портал предлагает обозначить статус заявителя: является ли он представителем стороны в выбранном ведомстве или непосредственным участником. При выборе статуса представителя портал автоматически запрашивает документ, подтверждающий полномочия заявителя, приложенный файл доверенности портал перенаправляет в ведомство, в которое передается обращение.
Согласно сформированной на портале "Госуслуги" описи поданного обращения от ДД.ММ.ГГГГ, при создании обращения ФИО2 прошла идентификацию личности (авторизацию), к тексту обращения приложила все необходимые документы, предусмотренные порталом, как обязательные. Иные документы в обязательном порядке не предусмотрены. Кроме того, судебным приставом-исполнителем не указано, как в данном случае возможно подтвердить полномочия должника для рассмотрения обращения по существу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении прав и законных интересов административного истца, как участника исполнительного производства, а именно должника, и считает, что заявленные ФИО2 требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░ ░░░2 - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░